РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2019 года Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Третьяковой Л.А., при секретаре Муравьевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1к администрации городского округа Егорьевск и комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Государственной услуги "О перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" в отношении земельного участка с кадастровым № №, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1и принять решение в установленном законом порядке и сроки с обязательным учетом обстоятельств и выводов, содержащихся в решении суда по данному административному делу.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 административный иск поддержала и пояснила, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым № из категории земель: земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию городского округа Егорьевск Московской области с заявлением о предоставлении дополнительного земельного участка площадью <данные изъяты> путем перераспределения принадлежащего ей вышеуказанного земельного участка с кадастровым № По результатам рассмотрения заявления истицы Комиссией по выбору и предоставлению земельных участков на территории городского округа Егорьевск было вынесено положительное решение о предоставлении ей в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> (согласно приложенному ситуационному плану) в установленном законом порядке, путем перераспределения принадлежащего ей земельного участка. Согласно плану кадастровым инженером была подготовлена схема расположения образуемого земельного участка общей площадью <данные изъяты> Однако после подачи документов в администрацию городского округа Егорьевск на утверждение схемы
расположения земельного участка на кадастровом плане территории ей было отказано в перераспределении указанного земельного участка по следующему основанию: земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Дополнительно разъяснено, что испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно заключению Комитета архитектуры и градостроительства Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ Считает указанное решение об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность без проведения торгов» незаконным и необоснованным. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости и общедоступным сведениям публичной кадастровой карты, испрашиваемый дополнительный участок не выходит за пределы так называемых красных линий и каких-либо ограничений или обременений в отношении испрашиваемого земельного участка, а также сведений об его изъятии из оборота не имеется. Более того, земельный участок под автомобильной дорогой и полосой отвода уже отмежеван и состоит на кадастровом учете. Границы данного земельного участка не пересекаются с границами участка, схема расположения которого была представлена в администрацию и в утверждении которой истцу было отказано.
Представитель административных ответчиков администрации городского округа Егорьевск и Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск по доверенности ФИО3 в судебном заседании административный иск не признала и пояснила, что указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно сводному заключению Министерства имущественных отношений Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ пункт № учетной карточки в автоматизированной системе <данные изъяты> учитывая сведения о частичном нахождении земельного участка в зоне планируемого строительства автомобильной дороги регионального значения «Егорьевск-Шувое-Орлы», изложенные в заключении Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования, отказано в согласовании проекта.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, согласно письменным возражениям Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области возражает против удовлетворения административного искового заявления, в соответствии со схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№, а также заключением комитета по архитектуре и градостроительству Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, частично расположен в зоне планируемого размещения автомобильной дороги местного значения «<данные изъяты> (в соответствии с Генеральным планом городского округа Егорьевск, Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№.) Таким образом, спорный земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность истца.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым № из категории земель: земли населенных пунктов, площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>
Согласно решению Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении Государственной услуги «О перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» по тем основаниям, что земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Согласно п.п. 17 данной статьи указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что в предоставлении земельного участка в собственность может быть отказано в случаях, если земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте.
В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу ч. 1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ст. 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно ч. 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке. Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно требованиям ст. 9 Градостроительного кодекса РФ при принятии органами государственной власти решений и реализации таких решений обязательными условиями являются документы территориального планирования.
Согласно ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; 2) принятия в порядке, установленном законодательством РФ решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; 3) создания объектов федерального, регионального, местного значения на основании документации по планировке территории.
В соответствии с пунктами 10.1 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги являются линейными объектами.
Действующий до ДД.ММ.ГГГГ Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный Приказом Минстроя России от 25.04.2017 г., также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном п. 1.9. Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории (п. 1.7. Порядка).
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ, действующей с 02.08.2019 г. красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Таким образом, как действующее, так и ранее действовавшее правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами.
Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 г. № 230/8, красные линии в зоне планируемого размещения линейного объекта в соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ не установлены.
Сведения о резервировании для государственных или муниципальных нужд испрашиваемого земельного участка в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 2 статьи11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо
охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Частью 1 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрено перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Судом установлено, что согласно заключению об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования комитета по архитектуре и градостроительству Московской области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с №, расположенного по адресу: <адрес> по вопросу о перераспределении земельного участка, сведения о границах территорий общего пользования, утвержденных документацией по планировке территории, отсутствуют. Проект планировки территории и проект межевания территории не утверждались (п. 1.1 таблицы 1 Заключения). В соответствии с Генеральным планом городского округа Егорьевск, утвержденным Решением Совета депутатов городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ испрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне планируемого строительства автомобильной дороги регионального значения <данные изъяты>
Однако согласно Генеральному плану городского округа Егорьевск, утвержденному Решением Совета депутатов городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ представленному ответчиком в судебное заседание, границы зон планируемого размещения линейных объектов автомобильного транспорта, с которыми имеется частичное пересечение границ испрашиваемого земельного участка, отображаются на карте в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 г. № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» в информационных целях и не подлежат утверждению в составе Генерального плана городского округа Егорьевск, о чем указано в Генеральном плане.
Согласно фрагменту из Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№, не содержится пересечения границ земельного участка с № с автодорогой.
В соответствии с Генеральным планом городского округа Егорьевск, а также с Правилами землепользования и застройки части территории городского округа Егорьевск Московской области, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№, испрашиваемый земельный участок расположен в границах <адрес> зоне жилой застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
При таких обстоятельствах суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск удовлетворить.
Признать незаконным решение комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1в предоставлении Государственной услуги «О перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», в отношении земельного участка с кадастровым номером № и обязать администрацию городского округа Егорьевск и комитет по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области повторно рассмотреть заявление ФИО1в установленном законом порядке с учетом данного решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца через Егорьевский городской суд.
Судья Третьякова Л.А.