ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1438/20 от 07.12.2020 Алуштинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-1438/2020

91RS0004-01-2020-001746-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2020 г. г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Ксендз И.С.,

при секретаре Пак Н.Ю.,

с участием представителя административного истца - ФИО5,

представителя административного ответчика – ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту первой категории отдела учета земельных участков Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, специалисту эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 о признании незаконными решений и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в котором просит с учетом изменения исковых требований от ДД.ММ.ГГГГг.:

- признать незаконными и отменить решения от ДД.ММ.ГГГГ (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГг.) об отказе в учете изменений объекта недвижимости, от ДД.ММ.ГГГГ (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГг.)

- обязать ответчика провести регистрационные действия, а именно изменить вид разрешенного использования с «сельскохозяйственного использования» на «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО4 с кадастровыми номерами и

Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГФИО4 по договору купли-продажи приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ им осуществлён раздел земельного участка с кадастровым номером на два земельных участка, в результате чего были образованы земельные участки с кадастровыми номерами и Категория земель, вид разрешенного использования при разделе земельного участка не менялся.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером однако сообщением гос. регистратора ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в осуществлении регистрационных действий, поскольку данный земельный участок отнесен к зоне сельскохозяйственных угодий.

Решением Алуштинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу действия административного ответчика по изменению вида разрешенного использования земельного участка признаны незаконными. В дальнейшем административный истец обратился к административному ответчику с заявлениями ( от ДД.ММ.ГГГГг. и от ДД.ММ.ГГГГг.) об исправлении технической ошибки.

Решениями от ДД.ММ.ГГГГ (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГг.) и от ДД.ММ.ГГГГ (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГг.) было отказано в учете изменений объекта недвижимости.

По мнению административного истца указанные решения незаконны, нарушают права ФИО4, поскольку правила землепользования и застройки <адрес> приняты в феврале 2019г. в связи с чем к земельным участкам ФИО4 не могут применяться в части ограничения по размерам, привязанным к виду разрешенного использования, нарушают требования ч.2 ст. 7, ч.3 ст. 11.2, ст. 85 ЗК РФ, ст. 37, п. 9 ст.35 ГрК РФ, ст. 7 ЗРК от ДД.ММ.ГГГГг. «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», п.п. 13,15 Постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Также указывает, что земельный участок с кадастровым номером , при внесении о нем сведений в ЕГРН по данным правоустанавливающего документа имел вид – приусадебный участок личного подсобного хозяйства, который допускает строительство на нем жилого дома.

На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены специалист первой категории отдела учета земельных участков Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, специалист эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме с учетом изменения от ДД.ММ.ГГГГ. Пояснила, что действия регистратора ФИО8 по изменению вида разрешенного использования земельного участка были признаны незаконными по решению суда. Должностные лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, не смотря на наличие решения суда, продолжают нарушать права истца. Безосновательное изменение вида разрешенного использования лишает ФИО4 возможности строить строения на земельном участке. Раздел земельного участка на земельные участки с меньшей площадью приведет к потере истории предоставления земли и невозможности использования участка в соответствии с его изначальным назначением.

Представитель Государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО9 считала обжалуемые решения законными. Законодательство позволяет изменить вид разрешенного использования на основании актов местного самоуправления. Правила землепользования и застройки Муниципального образования городской округ Алушта предусматривают предельные размеры земельных участков, представленных для ведения личного подсобного хозяйства. Земельные участки истца превышают такие предельные размеры, в связи с чем были вынесены оспариваемы решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Как следует из представленного в материалы дела решения собственника о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГФИО4 разделен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> мрн.Доброй Надежды,19, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: приусадебный участок личного подсобного хозяйства разделен на земельные участки площадями 9569 кв.м и 10372 кв.м. (т.1 л.д.119)

Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером 90:15:040101:3179, площадью 10372+/-36 кв.м., (образованный в результате раздела земельного участка 90:15:040101:91), расположенный по адресу: <адрес> имеет категорию: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства (т.1 л.д.28).

Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером площадью 9596+/-34 кв.м., (образованный в результате раздела земельного участка расположенный по адресу: <адрес> имеет категорию: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства (т.1 л.д.25).

Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером , площадью 10372+/-36 кв.м., (образованный в результате раздела земельного участка расположенный по адресу: <адрес> имеет категорию: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование (т.1 л.д.32).

Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером площадью 9596+/-34 кв.м., (образованный в результате раздела земельного участка расположенный по адресу: <адрес> имеет категорию: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование (т.1 л.д.38).

В соответствии с решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг. (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.) действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО8 по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «приусадебного участка личного подсобного хозяйства» на сельскохозяйственное использование» признаны незаконными.

В соответствии с заявлением представителя ФИО4 - ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ заявитель просил изменить вид разрешенного использования с «сельскохозяйственного использования» на «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» в отношении земельного участка с кадастровым номером

В соответствии с заявлением представителя ФИО4 - ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ заявитель просил изменить вид разрешенного использования с «сельскохозяйственного использования» на «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» в отношении земельного участка с кадастровым номером

Из уведомлений о приостановлении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру от ДД.ММ.ГГГГ и следует, что при проверке сведений об объектах недвижимости расположенных по адресу <адрес> установлено, что:

- испрашиваемый вид разрешенного использования земельных участков (приусадебный участок личного подсобного хозяйства) с кадастровыми номерами и не соответствует приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»;

- площадь образованных земельных участков превышает предельные размеры, установленные Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым

учетные действия были приостановлены на основании п.7 ч.1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку форма и содержание документа, представленного на регистрацию не соответствуют требованиям законодательства.

В соответствии с решением специалиста-эксперта ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГг.) отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

В соответствии с решением специалиста-эксперта ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГг.) отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

В соответствии с решением специалиста первой категории ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГг.) отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

В силу пункта 7 части 1 статьи 26 указанного Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Статьей 27 указанного закона предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

На основании п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно положениям пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).

Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденными решением сессии Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ., установлены предельные размеры земельных участков в территориальных зонах предусматривающих вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» код 2.2 в границах населенного пункта – от 600кв.м. до 2500кв.м., за границами населенных пунктов от 600кв.м. до 5000кв.м.

Образованные в результате раздела земельные участки площадью 10372 кв.м. и 9596 кв.м. () вышеуказанным требованиям не соответствуют.

Поскольку образуемые земельные участки из исходного земельного участка, принадлежащего ФИО4 вышеуказанным требованиям не соответствуют, оспариваемые решения являются правомерными.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований административного иска о признании незаконными и отмене решений от ДД.ММ.ГГГГ (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГг.) об отказе в учете изменений объекта недвижимости, от ДД.ММ.ГГГГ (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГг.) необходимо отказать.

Поскольку судом не удовлетворены требования о признании решений административного ответчика незаконными и их отмене, не подлежит удовлетворению производное от них требование о возложении на административного ответчика обязанности провести регистрационные действия, а именно изменить вид разрешенного использования с «сельскохозяйственного использования» на «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО4 с кадастровыми номерами и

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 179, КАС РФ, суд–

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту первой категории отдела учета земельных участков Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, специалисту эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 о признании незаконными решений и возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Алуштинского городского суда

Республики Крым Ксендз И.С.