2а-1438/2023
24RS0002-01-2023-000695-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2023 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Кончаковой М.Г., при секретаре судебного заседания Антиповой Д.В., административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России – ФИО2 действующей по доверенностям № 2 от 09 января 2023 года, № 24/ТО/1-53д от 14 февраля 2023 года, № 24/ТО/1-57д от 14 февраля 2023 года,
рассмотрев административное дело ФИО1 к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, начальнику ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО3, дежурному помощнику начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО4, ФИО5 о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании действий незаконными, признании права на денежную компенсацию.
Требования мотивированы тем, что административным ответчиком 30 декабря 2022 года были нарушены требования ст. 126 УПК РФ, административный ответчик умышлено скрыл и не отправил жалобу административного истца начальнику ГУФСИН России по Красноярскому краю. 30 декабря 2022 года в 22 час. 02 мин. ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-3 в камере № 88 режимного корпуса № 3. В указанный период им была подана жалоба, которая была отдана для отправления в руки капитану внутренней службы администрации СИЗО-3 ФИО5 и зарегистрирована под видеофиксацию видеорегистратора № 29, который был у ФИО5 в 22 час. 02 мин. (по его часам, плюс-минус 5-10 мин.). В указанный период времени ФИО1 отдал (подал) 2 жалобы аналогичные (копии), одну принял ФИО5 и во второй в аналогичной жалобе ФИО5 расписался в принятии жалобы, указал время и дату, что принял жалобу у осужденного ФИО1 30 декабря 2022 года в 22 час. 02 мин. под видеорегистратор № 29 (видеофиксация). Спустя несколько дней он узнал от ФИО5, что ФИО5 принятую жалобу 30 декабря 2022 года сдал для регистрации в дежурную часть ФКУ СИЗО-3 г. Ачинска майору внутренней службы ДПНСИ ФИО4, дежурившему в ночную смену. ФИО4 свое дежурство сдавал 31 декабря 2022 года ответственному лицу по учреждению, которым с 31 декабря 2022 года на 01 января 2023 года являлся начальник ФКУ СИЗО-3 г. Ачинска ФИО3 Таким образом, ФИО4, сдавая смену, сдал жалобу начальнику ФКУ СИЗО-3 г. Ачинска ФИО3, который являясь заинтересованным лицом, имея умысел, не зарегистрировал жалобу и не направил ее адресату - начальнику ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Просит признать действия ответчика незаконными, признать право на денежную компенсацию (л.д.6).
Определениями суда от 23 марта 2023 года в качестве соответчиков привлечены ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, начальник ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО3, дежурный помощник начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО4, ФИО5 (л.д.15, 49, 92).
Определением суда от 07 августа 2023 года производство по делу в части административных требований ФИО1 о признании права на денежную компенсацию прекращено.
В судебном заседании административный истец ФИО1, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, незаконность действий административных ответчиков СИЗО-3 заключаются в том, что они не приняли, не зарегистрировали и не отправили его жалобу.
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России -ФИО2, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, дополнительно пояснила, что ФИО1 был нарушен порядок подачи жалобы, у администрации и руководителя ФКУ СИЗО-3 отсутствовала возможность по контролю своих сотрудников в связи с тем, что данная жалоба не дошла до ФИО4 Обратила внимание, что если суд придет к выводу, что в действия ФКУ СИЗО-3 являются незаконными, то административные исковые требования должны быть удовлетворены только к бывшему сотруднику ФИО5 Другие лица не знали о существовании жалобы, информации о том, что жалоба была написана и была подана у ФКУ СИЗО-3 нет. Обратила внимание, что у ответчиков имеются сомнения в подписи ФИО5, но из-за того, что ФКУ СИЗО-3 является бюджетным учреждением, возможности заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы, у них нет.
Также представитель ответчиков ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России - ФИО2 поддержала отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что согласно журналу учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО-3 на режимном корпусе № 3 пост. 6-7 жалоб, заявлений от осужденного ФИО1 30 декабря 2022 года не зарегистрировано. Со стороны административного истца не представлено доказательств подлинности записи, как утверждает ФИО1 сделанной старшим инспектором ФИО5 на его жалобе. В соответствии со справкой отдела кадров капитан внутренней службы ФИО5 проходил службу в должности старшего инспектора отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Уволен 06 февраля 2023 года. Согласно справке, выданной инспектором ОРН видеозаписи с переносных видеорегистраторов хранятся 30 суток. Доказательств, явно свидетельствующих о нарушении прав ФИО1 со стороны административного ответчика административным истцом не представлено. Административным ответчиком права и законные интересы ФИО1 не нарушены, так как их действия полностью соответствуют нормам действующего законодательства РФ. Административным истцом не доказаны нарушения его прав и свобод (л.д. 18).
Административный ответчик начальник ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО3, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (л.д. 104 реестр разностной почты), в судебное заседание не явился, о причине своей неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не ходатайствовал. Представил отзыв на административное исковое заявление аналогичный отзыву представителя ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в котором просил в удовлетворении административных требований ФИО1 отказать в полном объеме (л.д. 61). Также просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 63).
Административный ответчик ФИО5, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (л.д. 104, 108-110, 111-112, 114, 115-116 возврат почтового отправления по истечению срока хранения), в судебное заседание не явился, о причине своей неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Дежурный помощник начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО4, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (л.д. 89), в судебное заседание не явился, о причине своей неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, представил отзыв на административное исковое заявление аналогичный отзыву представителя ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в котором просил в удовлетворении административных требований ФИО1 отказать в полном объеме (л.д.62).. Ранее в судебном заседании пояснил, что сотруднику, который ходит по коридорам запрещено брать от осужденных жалобы, также после 22-00 часов в соответствии с режимом запрещено вставать со спального места. Умысла у учреждения не принимать жалобы у осужденных нет. Пояснить ФИО5 ли подпись стоит в жалобе не может. Также пояснил, что ФИО5 ему жалобу ФИО1 не передавал. Если бы ФИО5 взял у административного истца жалобу он должен был положить ее в папку и передать ему, после чего он должен был передать ее в спецотдел, где сотрудник спецотдела составляет сопроводительные письма и отдает их на резолюцию начальнику учреждения.
Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец ФИО1 с 12 сентября 2022 года по настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Согласно справке специалиста по кадрам учреждения А.О. от 12 апреля 2023 года капитан внутренней службы ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения проходил службу в должности <данные изъяты> ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН по Красноярскому краю, уволен 06 февраля 2023 года по соглашению сторон (л.д. 22).
В период с 17-00 часов 30 декабря 2022 года до 08-00 часов 31 декабря 2022 года капитан внутренней службы ФИО5 заступал в составе группы немедленного реагирования ФКУ СИЗО-3, что подтверждается справкой заместителя начальника ОРН ФКУ СИЗО-3 М.В. (л.д. 75).
Согласно справке специалиста отдела кадров учреждения А.О. от 07 августа 2023 года майор внутренней службы ФИО4 проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности дежурного помощника <данные изъяты> с 15 марта 1999 года по 30 июня 2023 года (л.д. 119).
Приказом об обеспечении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными № 363-дсп от 29 декабря 2022 года <данные изъяты> – майор внутренней службы ФИО4 назначен на дежурство с 20-00 часов 30 декабря 2022 года до 08-00 часов 31 декабря 2023 года (л.д. 120).
Также судом установлено, что административный истец 30 декабря 2022 года обратился к начальнику ГУФСИН России по Красноярскому краю с жалобой на действия сотрудников администрации ФКУ СИЗО-3 (л.д. 7, 98).
Как следует из административного иска и пояснений ФИО1, данных в судебных заседаниях, 30 декабря 2022 года около 22-00 часов ФИО1 передал указанную жалобу сотруднику ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН по Красноярскому краю ФИО5 для регистрации и последующего ее направления адресату, что также подтверждается распиской старшего инспектора ФИО6 о принятии жалобы на экземпляре жалобы заявителя, а также видеозаписью переносного видеорегистратора ФИО6
Ответа на жалобу административный истец не дождался, сведений о ее регистрации в журнале исходящей корреспонденции и направлении адресату от сотрудников учреждения ФИО1 не представлено.
В опровержение доводов ФИО1 административными ответчиками в материалы дела представлен журнал № 2520 Учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО-3 на режимном корпусе № 3 Пост 6-7, начатый 01 ноября 2022 года, из которого следует, что от ФИО1 никаких жалоб в декабре 2022 года не поступало (л.д.20-21).
Как следует из справки инспектора ОРН ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН по Красноярскому краю предоставить записи с переносных видеорегистраторов за 30 декабря 2022 года не предоставляется возможным, так как видеозаписи с переносных видеорегистраторов хранятся 30 суток, за исключением отдельных случаев (л.д. 23).
Согласно распорядку дня осужденных, содержащихся в камерах следственного изолятора, утвержденного приказом ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю № 485 от 15 июля 2022 года время отбоя – 22-00 часа (л.д. 77, 79-оборот-80).
В силу ч. 4 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Частью 3 ст. 15 УИК РФ определено, что направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей.
Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.
Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, общественную наблюдательную комиссию, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.
Приказом Минюста РФ от 04 июля 2022 года № 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, которыми установлено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право в том числе: получать от администрации СИЗО информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе с использованием информационных терминалов, предусматривающих систему идентификации пользователя (при их наличии и технической возможности), в соответствии со статьей 21 Федерального закона № 103-ФЗ (п.п. 5.1, 5.7 Правил).
Представители администрации СИЗО ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы в письменном и (или) в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО (п. 106 Правил).
Пунктом 111 Правил предусмотрено, что предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод, цензуре не подлежат.
Предложения, заявления и жалобы, указанные в пункте 111 настоящих Правил, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи администрации СИЗО предложения, заявления или жалобы, передаются в запечатанном пакете операторам связи для их доставки адресату. О подаче предложений, заявлений и жалоб работнику СИЗО подозреваемыми и обвиняемыми делается отметка в журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО с указанием даты их приема (пункт 113 Правил).
В соответствии с п.п. 91, 114 - 116, 121, 123, 126 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 августа 2011 года № 463, регистрация отправляемых документов осуществляется службой делопроизводства в журнале учета исходящих документов (приложение N 16) или в электронной базе данных. Служба делопроизводства осуществляет проверку правильности оформления и комплектности документа. Неправильно оформленные документы возвращаются исполнителю. Регистрация отправляемых документов осуществляется в день их подписания (утверждения) или на следующий рабочий день. Служба делопроизводства проверяет правильность оформления исходящих документов, производит сортировку документов по способу отправления (простая, заказная, международная и др.). Документы подлежат отправке в день их регистрации или на следующий рабочий день, срочная корреспонденция отправляется в первую очередь. Простые Почтовые отправления передаются в почтовое отделение по реестру (спискам), фиксирующему количество отправленных пакетов. Доставка (отправка) документов осуществляется по реестру или разносным книгам. Служебные документы адресатам в пределах населенного пункта могут передаваться работниками службы делопроизводства по принадлежности под роспись в реестре через экспедиторов, фельдъегерей, курьеров.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что бывший сотрудник ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю капитан внутренней службы ФИО5 удостоверил получение жалобы ФИО1, однако стороной административных ответчиков не представлено доказательств регистрации и направления заявленной в административном иске жалобы, напротив административные ответчики указали, что 30 декабря 2022 года от ФИО1 не поступало никаких жалоб, суд приходит к выводу, что административные исковые требования являются обоснованными.
Доводы административных ответчиков о том, жалоба ФИО1 на регистрацию не поступала, не могут быть приняты во внимание, поскольку на административного истца, в силу положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ, не возложена обязанность по доказыванию нарушения условий содержания, напротив обязанность доказать соблюдение условий содержания, возложена на административного ответчика. Между тем, административными ответчиками доводы ФИО1 о передаче сотруднику ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю жалобы не опровергнуты.
Вопреки доводам административных ответчиков в материалы дела представлена подлинная копия жалобы ФИО1, на которой имеется расписка о получении и подпись ФИО5, оснований не доверять которым у суда не имеется. Доказательств того, расписка и подпись выполнена не бывшим сотрудником учреждения административными ответчиками не представлено, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено.
Доводы стороны административных ответчиков о том, что ФИО1 нарушен порядок подачи жалобы, в данном случае не имеют правового значения, поскольку судом установлено, что поданная ФИО1 спорная жалоба от 30 декабря 2022 года была принята сотрудником ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Вопреки доводам административных ответчиков неполучение <данные изъяты>ФИО4, а затем начальником ФКУ СИЗО-3 ФИО3 жалобы ФИО1 не зависело от действий административного истца, а произошло в виду виновных действий сотрудников ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить административные требования ФИО1 и признать действия сотрудников ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившихся в не регистрации, и не направлении жалобы ФИО1 адресату незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать действия сотрудников ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю выразившиеся в не регистрации и не направления жалобы ФИО1 от 30 декабря 2022 года, адресованной начальнику ГУФСИН России по Красноярскому краю А.Л. Попето незаконными.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд Красноярского края.
Судья Кончакова М.Г.
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2023 года.