ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-143/2018 от 14.03.2017 Калачевского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-143/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Калач-на-Дону

Волгоградской области 11 января 2018 года

Калачёвский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Федорова К.А.,

при секретаре Ибрагимовой М.С.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Калачёвского района Волгоградской области Тулегеновой Я.В.,

представителя ответчика администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 14 марта 2017 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Калачёвского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Калачёвского района Волгоградской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, указав, что прокуратурой района проведена проверка нормативного регулирования вопросов оказания муниципальных услуг Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области. Проверкой установлено, что объем и содержание нормативного регулирования муниципального образования в указанной сфере не соответствует требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», регулирующего отношения, возникающие в связи с предоставлением услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Необходимые порядки формирования и ведения реестра муниципальных услуг, а также разработки и утверждения административных регламентов, в городской администрации отсутствовали, что послужило основанием для внесения прокуратурой района 02 октября 2017 года представления в адрес главы муниципального образования. Из полученного ответа главы Калачёвского городского поселения от 03 ноября 2017 года следует, что мер к утверждению порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, предусмотренных законодательством, не принято. Уклонение администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области от принятия порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, противоречит законодательству в рассматриваемой сфере правоотношений, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов, потенциальных получателей муниципальных услуг. Просит признать бездействие администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области по неприятию мер по утверждению порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг незаконным, обязать ответчика принять постановление об утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

В судебном заседании помощник прокурора Калачёвского района Волгоградской области Тулегенова Я.В., на удовлетворении в полном объеме административных исковых требований настаивала, в качестве его обоснования привела доводы, аналогичные указанным в иске.

Представитель административного ответчика - администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области ФИО1, в судебном заседании административные исковые требования прокурора Калачёвского района и обстоятельства на которых прокурор района основывает свои требования, признала в полном объеме. Последствия признания административного иска предусмотренные ст. 46, 157 КАС РФ и обстоятельства в порядке, установленном ст. 65 КАС РФ, ему разъяснены и понятны. Пояснила, что ответчиком предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений.
Выслушав помощника прокурора района Тулегенову Я.В., представителя административного ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются Президентом Российской Федерации.

Пунктом «в» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента РФ от 13.04.2010 №460 (ред. от 13.03.2012), одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих электронное взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.

С целью реализации указанных основных направлений антикоррупционной политики государства принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон от 27.07.2010 №210-ФЗ).

Статьей 2 Закона от 27.07.2010 №210-ФЗ определено понятие муниципальной услуги, в соответствии с которым под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
В силу п.1,п.2 ст. 6 Закона, на органы местного самоуправления, предоставляющие муниципальные услуги, возложены обязанности по предоставлению муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами, по обеспечению возможности получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг (ст. 11 Закона от 27.07.2010 №210-ФЗ).
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 5 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги; на получение полной, актуальной достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме (п.1, 2 ч.1 ст.6 Закона от 27.07.2010 №210-ФЗ).
Так, в соответствии с ч.1, ч.3 ст.29 Закона от 27.07.2010 №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Калачёвского района проведена проверка нормативного регулирования вопросов оказания муниципальных услуг администрацией Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой установлено, что объем и содержание нормативного регулирования муниципального образования в указанной сфере не соответствует требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», регулирующего отношения, возникающие в связи с предоставлением услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В целях устранения выявленных нарушений 2 октября 2017 года главе администрации Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области внесено представление о незамедлительном принятии мер к устранению указанных нарушений, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь.

03 ноября 2017 года прокуратурой района получен ответ на представление, согласно которому мер к утверждению порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, предусмотренных ч.15 ст.13 Закона, администрацией Калачёвского городского поселения не принято.

Между тем, в силу требований статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ, разработку и утверждение административного регламента осуществляет орган, ее предоставляющий. Частью 15 данной нормы конкретизировано, что местной администрацией устанавливается сам порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, но этим самым не ограничены полномочия по разработке и утверждению административных регламентов в отношении предоставляемых услуг.

Отсутствие административного регламента с содержанием всех требований Федерального закона N 210-ФЗ, регулирующего отношения по предоставлению муниципальных и государственных услуг, означает допустимость произвольной организации работы администрации по оказанию услуг. Также при отсутствии административных регламентов, не будут обеспечены и гарантированы права заявителей, предусмотренные статьей 5 Федерального закона N 210-ФЗ.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о бездействии администрации Калачёвского городского поселения, выразившемся в непринятии мер к устранению нарушений законодательства. Данное бездействие органа местного самоуправления является незаконным, поскольку нарушает права граждан на доступ к информации о муниципальных услугах, а также их непосредственное получение. Суд считает необходимым возложить на администрацию Калачёвского городского поселения обязанность утвердить порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
В связи с этим, административное исковое заявление прокурора Калачёвского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.39 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов ( административных истцов) или ответчиков ( административных ответчиков).
При указанных обстоятельствах оснований для взыскания с администрации Калачевского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


административное исковое заявление прокурора Калачёвского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о понуждении к принятию порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг,
удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области выразившееся в непринятии мер по порядку разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

Обязать администрацию Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области принять постановление об утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

Администрацию Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области от оплаты государственной пошлины освободить.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 11 января 2017 года.

Судья: