ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-143/2021 от 24.03.2021 Шушенского районного суда (Красноярский край)

Дело №2а-143/2021

УИД: 24RS0059-01-2020-000307-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Шушенское 24 марта 2021 года

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шефер Д.Я.,

при секретаре Бикеевой Е.А.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Шушенского района Голиковой А.А.,

представителя административного ответчика администрации Шушенского района ФИО1,

представителя администрации Каптыревского сельсовета ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шушенского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Шушенского района о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шушенского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Шушенского района, в котором с учетом уточнений просил обязать администрацию Шушенского района Красноярского края организовать создание и содержание на территории с.Каптырево мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641», Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Шушенского района в течение 10 рабочих дней со дня создания мест накопления твердых коммунальных отходов включить их в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Свои требования прокурор Шушенского района мотивирует тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Шушенского района не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Каптыревского сельсовета Шушенского района, при этом региональным оператором МУП «Минусинское городское хозяйство» взимается плата с населения, следовательно органами местного самоуправления надлежащим образом не исполняются обязанности, возложенные законом. Бездействие администрации Шушенского района, выразившееся в непринятии эффективных мер по организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Администрацией Шушенского района утвержден только реестр контейнерных площадок, при фактическом отсутствии созданных на территории поселения мест (площадок) накопления ТКО, которые бы отвечали Правилам благоустройства территории муниципального образования, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям законодательства РФ в сфере обращения с отходами. Содержание таких мест (площадок) в поселении не организовано.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Шушенского района Голикова А.А. поддержала заявленные требования с учетом уточнений, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Шушенского района ФИО1, действующий на основании доверенности, в удовлетворении иска просил отказать в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в возражениях на административное исковое заявление, пояснил, что администрация района не бездействует, была направлена заявка в Министерство экологии Красноярского края о выделении субсидии в 2021 году на строительство мест (площадок) накопления отходов потребления и приобретение контейнерного оборудования на основании информации сельских поселений. На территории поселения надлежащим образом организован сбор и вывоз ТКО. Требования не подлежит удовлетворению. Представителем прокуратуры не представлено доказательств того, что на территории Каптыревского сельсовета необходимо установление контейнеров для сбора мусора. Постановлением Правительства и приказом Министерства природных ресурсов и экологии предусмотрен пакетированный сбор мусора на территории сельских поселений.

Глава администрации Каптыревского сельсовета ФИО2 не возражал против удовлетворения иска, пояснил, что они готовы сотрудничать с региональным оператором по данному вопросу, но без устройства площадок это не возможно. Количество необходимых контейнеров они рассчитают по нормативам и предоставят информацию.

Представители заинтересованных лиц: Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, МУП города Минусинска «Минусинское городское хозяйство», МУП «Коммунальное хозяйство» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель МУП города Минусинска «Минусинское городское хозяйство» П.О.В., действующий на основании доверенности, в представленном отзыве просил требования удовлетворить полностью, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представителей заинтересованных лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные воды объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.13 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производств и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

С 01.01.2019 вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 31.12.2017 № 503 «О внесении изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе скорректировавшие нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части вопросов местного значения муниципальных образований, согласно которым к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов и городских округов отнесено, в том числе участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплены полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории сельских поселений.

С 01.01.2019 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами.

Судом установлено, что на территории с.Каптырево Шушенского района, входящего в состав Минусинской технологической зоны деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО с 01.06.2020 осуществляет региональный оператор МУП города Минусинска «Минусинское городское хозяйство».

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 4 Правил потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами на регионального оператора возложена обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, согласно требованиям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в сельских поселениях, а также определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и вести реестр таких мест (площадок).

Проведенной прокурором проверкой установлено, что администрацией Шушенского района не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, при этом региональным оператором МУП города Минусинска «Минусинское городское хозяйство» взимается плата с населения с.Каптырево, что указывает, что органом местного самоуправления надлежащим образом не исполняются обязанности, возложенные Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке и утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 8, ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления муниципальных районов возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра таких мест (площадок) в соответствии с Правилами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.

Реестр мест (площадок) накопления ТКО представляет собой базу данных о таких местах (площадках), сведения в который вносятся в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления ТКО (п.п. 11,12 Правил № 1039).

При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, правилам благоустройства муниципальных образований (п. 2 Правил № 1039).

Законодателем закреплено, что реестр мест (площадок) накопления отходов должен быть утвержден после создания в натуре и организации работы по содержанию таких мест (площадок).

В нарушение указанных требований администрацией Шушенского района на территории поселения с.Каптырево не организована работа по созданию и последующему содержанию мест (площадок) накопления ТКО, которые бы отвечали Правилам благоустройства территории муниципального образования, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям законодательства РФ в сфере обращения с отходами.

При указанных обстоятельствах суд считает, что административный иск прокурора Шушенского района подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Шушенского района Красноярского края организовать создание и содержание на территории с.Каптырево Шушенского района Красноярского края мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641», Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Шушенского района Красноярского края в течение 10
рабочих дней со дня создания мест накопления твердых коммунальных
отходов включить их в реестр мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Шушенский районный суд.

Председательствующий Д.Я. Шефер

Решение в окончательной форме изготовлено 31 марта 2021 года