Дело № 2а-1442/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута РК 03 сентября 2018 года
Воркутинский городской суд в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре Запорожской В.Ю., с участием прокурора Булышевой Е.В., представителя административного ответчика Байбородова Ю.А., представителя заинтересованного лица ООО «УК Комфорт» - Кистнера В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Воркуты в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» об обязании провести работы по рекультивации земельного участка и сдаче рекультивированных земель постоянной комиссии по приемке-передаче рекультивированных (или ненарушенных) земель на территории муниципального образования городского округа «Воркута»,
установил:
прокурор г.Воркуты обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (с учётом уточнений предмета иска) об обязании провести работы по рекультивации земельного участка, расположенного примерно в 400 м на юго-запад от пст. Сивомаскинский (координаты 66.667355, 62.554913), и сдать рекультивированные земли постоянной комиссии по приемке-передаче рекультивированных (или ненарушенных) земель на территории муниципального образования городского округа «Воркута» в срок до 01.09.2019.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведённой проверки установлено, что на территории пст. Сивомаскинский имеется место размещения твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО), не включенное в государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно информации Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ «Воркута» от 01.06.2018 № 05-03/4-3453, на территории пст. Сивомаскинский отсутствуют специализированные объекты размещения (захоронения) ТКО. Место размещения отходов в названном поселке располагается на землях населенных пунктов и является несанкционированной свалкой твердых коммунальных отходов. Площадь участка, занимаемого несанкционированной свалкой, составляет около 0,5 га. Собственник отходов и мусора, находящейся на территории пст. Сивомаскинский, не установлен, за размещенные на территории муниципального образования отходы ответственность несет администрация муниципального образования городской округ «Воркута».
Определениями суда от 30.06.2018 и от 25.07.2018 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Роспотребнадзора по Республике Коми, ООО «УК Комфорт», ООО «Ухтажилфонд».
В письменных отзыве и дополнениях на отзыв ответчик просит отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в результате перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Коми, закрепленных в Федеральном законе № 131 и Федеральном законе № 89, а также организацией деятельности на территории Республик Коми регионального оператора, деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городского округа «Воркута» с 01.07.2018 осуществляет региональный оператор - ООО «Ухтажилфонд», в ведении которого находится и рекультивация земель. Для ликвидации свалки необходимо наличие источника финансирования и соглашения мероприятий между органами местного самоуправления, министерством и региональным оператором, а также необходимо учитывать технологический процесс освобождения участков от свалочных масс, которые включают в себя осуществление мероприятий по вывозу, транспортировки отходов и дальнейшему их захоронению на специальных полигонах региональным оператором, а затем рекультивацию. Кроме того, согласно административному материалу, несанкционированное размещение ТКО, влекущее необходимость рекультивации земельного участка, возникло вследствие незаконных действий ООО «УК Комфорт», которое принимая платежи за сбор, вывоз твёрдых бытовых отходов (ТБО) с собственников жилых (нежилых) помещений, осуществляло вывоз и размещение ТБО не на полигон г.Воркуты, а на участок земли в границах п.Сивомаскинский.
В письменном отзыве ООО «Ухтажилфонд» содержится просьба об удовлетворении заявленных требований, поскольку наличие регионального оператора по обращению с ТКО не снимает обязанности с органа местного самоуправления, являющегося собственником земельных участков, содержать земли в соответствии с требованиями законодательства.
В письменном отзыве ООО «УК Комфорт» ссылается на то, что спорная несанкционированная свалка ТКО была организована на основании постановления главы ГО «Воркута» от 04.10.2007 и образовалась в результате длительного (с 80-х годов) вывоза на неё ТКО, но при этом не была обустроена в соответствии с требованиями законодательства, о чём достоверно было известно административному ответчику. Однако ответчик длительное время не выполнял предусмотренные законом мероприятия по надлежащему обращению с отходами, не обеспечил строительство полигона ТКО на территории пос.Сивомаскинский и не организовал вывоз мусора, в результате чего и образовалась свалка, что подтверждено вступившим в законную силу решением Воркутинского суда от 22.06.2011, которое до настоящего времени не исполнено, и свидетельствует о длительном бездействии ответчика. ООО «УК «Комфорт» осуществляет функции по управлению многоквартирными домами на территории пст.Сивомаскинский с 01.01.2018, не является собственником ТКО и на 01.01.2018 свалка уже существовала. Кроме того, в соответствии с Правилами № 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию свалки самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации свалки, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. Следовательно, ООО «Ухтажилфонд», являясь региональным оператором по обращению с ТКО, одновременно является лицом, обязанным осуществить ликвидацию свалки.
Представители заинтересованных лиц - ООО «Ухтажилфонд» и Управления Роспотребнадзора по РК, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
На основании изложенного в порядке ст.ст.150, 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании прокурор поддержала требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, указав на то, что ответственность по восстановлению земли должна быть возложена на администрацию МО ГО «Воркута», поскольку свалка существует длительное время по вине ответчика, не исполнившего решение суда 2011 года, которым на администрацию была возложена обязанность по сбору, вывозу и утилизации ТКО, а ООО «УК Комфорт» деятельность по обслуживанию домов осуществляет только с 2018 года, на территории пст Сивомаскинский не организовано место для хранения ТКО.
Представитель администрации МО ГО «Воркута» иск не признал по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Представитель ООО «УК Комфорт» не возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенном в письменном отзыве, указав на отсутствие в пос.Сивомаскинский полигона для ТКО и на невозможность транспортировки ТКО на полигон г.Воркуты в связи с отсутствием автодорожного сообщения между посёлком и городом, расположенным в 70 км от п.Сивомаскинский, а также на отсутствие специальных железнодорожных вагонов на транспортировку ТКО, в связи с чем ТКО не вывозятся и хранятся в контейнерах, вывоз ТКО на свалку ООО «УК Комфорт» не осуществляет.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обозрев материалы гр.дела № 2-1512/2011, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, поскольку основанием для обращения в суд явилось неисполнение, по мнению прокурора, органом местного самоуправления возложенных на него функций.
Статьи 39 и 218 КАС РФ предоставляют прокурору право защищать в судебном порядке интересы неопределенного круга лиц путем оспаривания бездействия органа местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу абзацев четвертого и одиннадцатого статьи 1 Федерального закона компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения рекультивации земель установлен Постановлением Правительством Российской Федерации РФ от 10.07.2018 N 800, которым утверждены Правила рекультивации земель (далее по тексту - Правила).
Согласно п.2 Правил, рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. Нарушенные земли - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (п.6 Правил).
На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (п. 4 Правил).
Как следует из материалов дела, 31.07.2007 комиссия в составе представителей администрации МО ГО «Воркута», Управлений Роснедвижимости, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, а также ГРЭС и городского комитета по охране окружающей среды произвела выбор земельного участка для организации полигона ТБО по адресу: пос.Сивая Маска общей площадью 4500 кв.м., границами, которого являлись земли запаса.
Постановлением главы городского округа «Воркута» № 1062 от 04.10.2007 согласовано место размещения для организации полигона твёрдых бытовых отходов муниципальному предприятию «Департамент ЖКХ» на земельном участке площадью 4500 кв.м. по адресу: пос.Сивая маска, и утверждён акт выбора земельного участка от 31.07.2007 общей площадью 4500 кв.м. для организации вышеуказанного полигона.
Распоряжением и.о. руководителя администрации ГО «Воркута» № 101 от 03.06.2011 отделам администрации предписано подготовить акты выборов земельных участков муниципальному унитарному предприятию «Полигон» для размещения ТБО в посёлках Сивомаскинский и Елецкий в срок до 07.06.2011 и в срок до 25.07.2011 осуществить размещение муниципальных заказов на разработку проектно-сметной документации на устройство санитарно-защитных зон и обустройство полигонов ТБО в указанных посёлках, обеспечить выполнение обустройства объектов размещения ТБО в посёлках Сивомаскинский и Елецкий.
Решением Воркутинского городского суда от 22.06.2011 по делу № 2-1512/2011, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми 28.07.2011, удовлетворены исковые требования прокурора к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» и Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности организовать на территории поселка городского типа Елецкий и поселка сельского типа Сивомаскинский сбор, вывоз, размещение, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также санитарно- эпидемиологическими требованиями. На Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (как на отраслевой орган администрации МО ГО «Воркута) возложена обязанность организовать на территории поселка городского типа Елецкий и поселка сельского типа Сивомаскинский сбор, вывоз, размещение, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями федерального законодательства и санитарно- эпидемиологическими требованиями.
В соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как усматривается из судебного постановления, вступившего в законную силу, при разрешении спора судом было установлено, что в пгт. Сивая Маска и Елецкий сбор и вывоз твердых отходов осуществляет управляющая компания ООО «Респект РК» (прекратившего деятельность 20.08.2014). Твердые бытовые отходы размещаются на территории земельных участков, предварительно выбранных для организации полигонов ТБО.
Круглогодичное транспортное сообщение между г. Воркута и пгт. Елецкий и Сивая Маска осуществляется железнодорожным транспортом.
В пгт. Елецкий, Сивая Маска управляющими компаниями многоквартирными домами - ООО «Центральным» и ООО «Горняцким» (впоследствии прекратившими деятельность 14.08.2015 и 11.09.2015), предварительно выбраны земельные участки в целях устройства полигонов для хранения ТБО. Документальное оформление отвода земельных участков должным образом не производилось. На территории пгт. Елецкий, пгт. Сивая Маска отсутствуют полигоны для размещения отходов. В нарушение закона администрация МО ГО «Воркута» не организовала надлежащую эксплуатацию объекта твердых бытовых с территории поселков городского (сельского) типа Елецкий и Сивомаскинский. Доводы ответчика о том, что в пгт. Сивая Маска и Елецкий сбор и вывоз твердых отходов осуществляет управляющая компания ООО «Респект РК», были отклонены судом, поскольку в соответствии с Уставом ООО «Респект - РК», утвержденным решением единственного участника № 1 от 09.09.2010, деятельность по сбору, транспортировке и размещению ТБО не являлось видом деятельности, предусмотренной уставом, ООО «Респект - РК» создано для достижения иных целей и предмета деятельности.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26.08.2011 в отношении должника было возбуждено исполнительное производство.
Определением Воркутинского городского суда от 12.08.2013 должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.09.2014. По сообщению взыскателя, решение суда не исполнено до настоящего времени, что не опровергнуто ответчиком и подтверждено имеющимися письменными доказательствами по делу.
Так, согласно информации Управления городского хозяйства и благоустройства администрации Муниципального образования городской округ «Воркута» от 28.03.2018, на территории пст. Сивомаскинский отсутствуют лицензированные места захоронения ТКО. Место размещения отходов в названном поселке располагается на землях населенных пунктов и является несанкционированным. Несанкционированная свалка расположена примерно в 400 м на юго-запад от пст.Сивомаскинский с координатами 66.667355, 62.554913. Площадь участка составляет около 0,5 га.
Из письма территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Воркуте от 15.03.2018 следует, что ответственные за содержание и эксплуатацию мест захоронения ТКО в пос. Сивомаскинский отсутствуют. В 2007 году было выдано положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны полигона ТКО пос. Сивомаскинский (№ 11.03.01.000.Т.000043.09.07). В администрации МО ГО «Воркута» места размещения ТБО в посёлках Елецкий и Сивомаскинский значатся в качестве несанкционированных свалок.
По информации от 21.12.2017 и от 28.03.2018, представленной УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», в пгт Елецкий и пст.Сивомаскинский отсутствуют лицензированные места захоронения ТКО, следовательно отсутствует ответственная организация за содержание и эксплуатацию таких мест, указанные места являются несанкционированными свалками. Мероприятия по организации процесса утилизации ТКО в пгт.Елецкий, пст Сивомаскинский предусмотрены в подпрограмме «Охрана окружающей среды» муниципальной программы МО ГО «Воркута» «Обеспечение безопасности населения и территории МО ГО «Воркута». В 2017 году вышеуказанные мероприятия не реализованы из-за отсутствия финансирования из бюджета МО ГО »Воркута». ООО «УК Комфорт» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными в пст. Сивомаскинский в 01.01.2018. ООО «УК Комфорт» не имеет договорных отношений по вопросу транспортировки ТКО.
Вступившим в законную силу постановлением судьи Воркутинского городского суда от 07.05.2018 ООО «УК Комфорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Как усматривается из административного материала, ООО «УК Комфорт» 20.04.2018 допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: в пст. Сивомаскинский осуществило сбор ТКО в контейнеры – 13 шт. (объем контейнера составляет 0,75 куб.м), расположенные на контейнерной площадке на ул.Лесная, д.45, не оборудованной бетонным или асфальтным покрытием, и транспортировку на несанкционированную свалку, расположенную примерно в 400 м на юго-запад от пст. Сивомаскинский.
Таким образом, судом был установлен факт осуществления 20.04.2018 ООО «УК Комфорт» размещения ТКО на несанкционированной свалке.
По результатам проверки, проведённой прокуратурой г.Воркуты, земельный участок, расположенный примерно в 400 м на юго-запад от пст.Сивомаскинский, на котором расположена несанкционированная свалка, не включен в государственный реестр объектов размещения отходов и не имеет соответствующего разрешения и лицензии на использование в качестве полигона под твердые бытовые отходы. В нарушение санитарно-эпидемиологических требований данное место размещения отходов не имеет какой-либо защиты от атмосферных осадков, поверхность не имеет химически стойкого покрытия, по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, земельный участок относится к нарушенным землям, подлежащим рекультивации.
На основании изложенного с учётом действующего законодательства имеются основания для проведения рекультивации указанного земельного участка - комплекса работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Частью 7 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен императивный запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В примечании к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения" определено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территорию, на которой эти отходы находятся.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (подп.11 и 24 ст.16).
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами в силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с 01.01.2016 относится участие в организации деятельности по обращению с отходами, в частности в организации деятельности по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов, на территориях соответствующих городских округов.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
Из анализа положений данного Федерального закона N 89-ФЗ следует, что перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Органы местного самоуправления, в целях соблюдения требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ по использованию и охране земель, обязаны организовать регулярную очистку территории муниципального образования от захламления в целях исключения формирования на землях общего пользования несанкционированных свалок, а в случаях их образования орган местного самоуправления, как собственник отходов (при неустановлении иного собственника отходов), обязан принимать меры по их ликвидации.
Доводы ответчика о том, что в 2018 году размещение ТКО осуществляло ООО «УК Комфорт», не могут быть основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанности по рекультивации земельного участка, поскольку, как установлено судом и не опровергнуто ответчиком, свалка твердых коммунальных отходов была образована органом местного самоуправления в 2007 году, при этом изначально не была обустроена в соответствии с санитарными нормами и с указанного периода времени на данный земельный участок осуществлялся вывоз твердых коммунальных отходов населения, предприятий. Учитывая, что данный земельный участок с 2007 года, то есть задолго до осуществления деятельности ООО «УК Комфорт», использовался в качестве свалки твердых коммунальных отходов, доказательств осуществления работ по восстановлению нарушенного земельного участка после использования его в качестве свалки с 2007 года не представлено, суд полагает, что оснований для возложения обязанности по рекультивации на Общество не имеется.
При этом суд принимает во внимание, что свалка размещена на территории городского округа, организована органом местного самоуправления, образовалась в результате длительного вывоза твердых коммунальных отходов, орган местного самоуправления не исполнил вступившее в законную силу решение суда по сбору, вывозу, размещению, утилизации ТБО. Таким образом, орган местного самоуправления длительное время не выполнял предусмотренные действующим законодательством мероприятия по надлежащему обращению с отходами, не обеспечил строительство полигона твердых бытовых отходов, не организовал сбор и вывоз отходов с территории пст Сивомаскинский, не принял мер по надлежащему содержанию и рекультивации указанного земельного участка, что свидетельствует о его незаконном бездействии.
При таких обстоятельствах выявление лиц, виновных в нарушении требований природоохранного законодательства, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности по охране и предотвращению порчи земельного участка, проведению его рекультивации, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что площадь нарушенных земель в полном объеме образована действиями ООО «УК Комфорт», которому вменено соответствующее правонарушение. Кроме того, согласно подпункту 2 пункта 1, подпункту 2 пункта 2 и пункту 3 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц. Убытки возмещаются собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи. Таким образом, на лиц, чьи действия привели к порче земель, может быть возложена обязанность по возмещению причиненного ущерба.
Суд также находит несостоятельными доводы ответчика, о том, что орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по делу по причине определения региональным оператором - ООО «Ухтажилфонд», в ведении которого находится вопрос рекультивации земельных участков, поскольку, как указано выше, в силу действующего законодательства к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Действительно, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними.
Приказом Министерства энергетики, коммунально-жилищного хозяйства и тарифов Республики Коми № 160-ОД от 21.03.2018 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Коми. При этом в приказе имеется указание о ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов в пст.Сивомаскинский.
Согласно указанному приказу, территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, разрабатывается в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Согласно схеме территориального планирования Республики Коми, предусматривается осуществление следующих мероприятий:
- установление санитарно-защитных зон организаций хозяйственной и иной деятельности - строительство автодорог для пропуска транзита в объезд населенных пунктов, расположенных вдоль трасс автодорог федерального и регионального значения;
- проведение работ по восстановлению нарушенных природных ландшафтов в местах отработки месторождений полезных ископаемых;
- организация зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения - ликвидация несанкционированных свалок;
- развитие системы мониторинга радиационной обстановки;
- разработка и реализации программы инженерно-экологических изысканий.
При этом в перечень мероприятия по охране почв и санитарной очистке территории включены в том числе: - рекультивация карьеров и нарушенных земель, образовавшихся при добыче полезных ископаемых; - ликвидация несанкционированных свалок, обустройство существующих и строительство новых объектов размещения отходов.
Таким образом, указанным нормативным актом не предусмотрена рекультивация земельных участков на местах несанкционированных свалок.
06.06.2018 заключено соглашение с региональным оператором ООО «Ухтажилфонд», согласно которому региональный оператор обязуется обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми ( п.п.1).
Соответственно, указанным соглашением на регионального оператора ООО «Ухтажилфонд» не возложена обязанность по рекультивации земельных участков в местах несанкционированных свалок.
В соответствии с Правилами осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми и Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми", утверждёнными Постановлением Правительства РК от 15.06.2017 N 302 (ред. от 26.07.2018), для реализации задач, указанных в п.2.2 настоящих Правил, региональный оператор, в частности осуществляет ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО в порядке, установленном Правилами обращения с ТКО (п.9, разд.3).
Согласно Правилам об обращении с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (п.16).
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п.17 Правил).
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (п.18 Правил).
Следовательно, ООО «Ухтажилфонд», являясь региональным оператором по обращению с ТКО, одновременно является лицом, обязанным осуществить ликвидацию свалки.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими соответствующими органами местного самоуправления, на территории которых они расположены, в силу прямого указания закона.
Из представленных документов следует, что несанкционированная свалка находится на границе пст.Сивомаскинский в пределах границ муниципального образования городского округа «Воркута».
Согласно п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001, в случае если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территорию, на которой эти отходы находятся.
Следовательно, если лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по рекультивации земельного участка на территории муниципального образования должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. Применительно к землям неразграниченной собственности – лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком.
Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности. Однако, как следует из материалов дела, администрация муниципального образования городского округа «Воркута», достоверно зная в течение длительного времени о несанкционированном размещении отходов, действенных мер к организации деятельности по сбору отходов, препятствующей их несанкционированному размещению, не приняла. Вышеуказанное свидетельствует, что администрация, уклоняясь от решения отмеченных вопросов местного значения и от исполнения вступившего в законную силу решения суда, допускает бездействие.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что размещение отходов осуществлялось на несанкционированной свалке, образовавшейся в результате длительного вывоза твердых коммунальных отходов. Данный участок в 400 м юго-западнее от пст.Сивомаскинский расположен на не обеспеченном для этого месте полигоне твердых бытовых отходов. Меры по надлежащему содержанию, надлежащему обращению с отходами и мониторинга окружающей среды, рекультивации указанного земельного участка, предусмотренные действующим законодательством, не выполнялись. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Следовательно, в силу изложенных правовых норм имеются основания для проведения рекультивации земельного участка - комплекса работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
Постановлением администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 13.08.2012 № 1680 создана постоянная комиссия по приемке-передаче рекультивированных (или ненарушенных) земель на территории муниципального образования городского округа "Воркута", которая образована для рассмотрения вопросов, связанных с нарушением почвенного покрова, рекультивацией земель и их правомерным и рациональным использованием, в пределах предоставленных полномочий.
В полномочия комиссии входит организация в установленном порядке работ по приему (передаче) рекультивированных земель (п.2.1).
По результатам осмотра в натуре, рабочей комиссией рекультивированного (или ненарушенного) участка, юридические (физические) лица, сдающие земли, оформляют акт приемки-сдачи рекультивированных (или ненарушенных) земель, согласовывают его с членами Рабочей комиссии и предоставляют на утверждение председателю Постоянной комиссии.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе необходимость утверждения проекта по рекультивации, а также длительное неисполнение решения суда 2011 года по сбору, вывозу и утилизации ТКО. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Исходя из обстоятельств дела, суд считает возможным предоставить ответчику срок до 01.09.2019.
Руководствуясь ст.ст. 179,180, 227 КАС РФ,
решил:
обязать администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» провести работы по рекультивации земельного участка, расположенного примерно в 400 м на юго-запад от пст.Сивомаскинский (земельный участок с координатами 66.667355, 62.554913), и сдать рекультивированные земли Постоянной комиссии по приемке-передаче рекультивированных (или ненарушенных) земель на территории муниципального образования городского округа «Воркута» в срок до 01 сентября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 04.09.2018.
Председательствующий Н.И. Екимова