ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1442/19 от 12.11.2019 Озерского городского суда (Челябинская область)

Дело 2а-1442/19Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2019 года Озерский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бабиной К.В., при секретаре Валишиной А.Н., с участием представителя истца садоводческого некоммерческого товарищества «Береговое» Базуевой Е.Н., представителя ответчиков администрации Озерского городского округа Челябинской области и Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа Челябинской области Давыдовой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление садоводческого некоммерческого товарищества «Береговое» к администрации Озерского городского округа Челябинской области, Управлению архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа Челябинской области, Управлению имущественных отношений администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа в утверждении плана застройки и организации территории,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец садоводческое некоммерческое товарищество «Береговое» (далее в тексте СНТ «Береговое») обратился в суд с административным иском к администрации Озерского городского округа Челябинской области, Управлению архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа Челябинской области, Управлению имущественных отношений администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа в утверждении плана застройки и организации территории.

Административный истец просил суд:

- признать незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации Озерского городского округа, выраженный в письме № 28-07-17/1324 от 29.03.2018г., в отказе органом местного самоуправления в утверждении Плана застройки и организации территории СНТ «Береговое», утвержденного Протоколом общего собрания уполномоченных № 1 от 29.04.2017г. в соответствии с Федеральным законом № 66 от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее Федеральный закон № 66 от 15.04.1998г.), направленное в администрацию на согласование 26.12.2017г.;

- обязать администрацию Озерского городского округа рассматривать данный План застройки и организации территории СНТ «Береговое», как выполненный в соответствии с Федеральным законом № 66 от 15.04.1998г. (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ) и использовать его при образовании садовых земельных участков, находящихся в пользовании СНТ «Береговое».

Административный иск мотивирован тем, что СНТ «Береговое» является правопреемником СТ «Уралсад № 14». Постановлением главы администрации г. Челябинска-65 за № 226 от 08.02.1993г. СТ «Уралсад № 14» выдано свидетельство № 102 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей площадью 39,72 га. 26.12.2017г. СНТ «Береговое» главе администрации Озерского городского округа направлено заявление о согласовании Плана застройки и организации территории СНТ, утв. протоколом общего собрания № 1 от 29.04.2017г. К заявлению приложены все необходимые документы. На данное заявление администрация не ответила. 06.04.2018г. в дополнение к данному заявлению в управление архитектуры и градостроительства администрации был направлен план застройки и копия заключения ООО «Газпром трангаз Екатеринбург» со всеми исправлениями и согласованиями. 04.05.2018г. из Управления архитектуры и градостроительства был получен ответ в соответствии с которым данное Управление проинформировало, что до 01.01.2018г. допускается утверждение проекта организации и застройки территории садоводческого объединения граждан в соответствии с Федеральным законом № 66 от 15.04.1998г., действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, п. 8 Федерального закона № 131 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»); до 01.01.2020г. в случае, если в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998г. № 66-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления настоящего Федерального закона) утвержден проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки данной территории. При этом утверждение проекта планировки данной территории и проекта межевания данной территории не требуется (п. 9).

Все документы направлены в администрацию, в том числе и план застройки и организации территории СНТ «Береговое» и приняты до 01.01.2018г. и находятся в администрации и не были возвращены. Ответ на данное заявление не дан до настоящего времени.

14.06.2018г. в Управление имущественных отношений было направлено вновь заявление о принятии Плана застройки и организации территории СНТ «Береговое» для целей предоставления в аренду садовых участков СНТ их правообладателям. Письмом от 29.06.2018г. за № 28-07-17/1324 Управление имущественных отношений было незаконно отказано со ссылкой ввиду отсутствия утвержденного до 01.01.2018г. плана застройки и организации территории СНТ «Береговое». Считает, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает права правообладателей земельного участка в СНТ «Береговое». Членам СНТ «Береговое» администрация отказывает в предоставлении земельных участков в аренду, поскольку отсутствует проект межевания территории и проект организации и застройки территории СНТ «Береговое».

Представитель административного истца Базуева Е.Н., действующая на основании доверенности (л.д.89), копия диплома (л.д.90),на удовлетворении иска настаивала.

Представитель административных ответчиков - администрации Озерского городского округа Челябинской области и Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа Давыдова К.Н., действующая на основании доверенностей (л.д. 81, 105), копия диплома (л.д. 82), требования административного иска не признала, предоставив письменные возражения, указав, что административным истцом пропущен срок для обращения с оспариванием отказа администрации, выраженного в письме от 29.06. 2018г. Считает, что план застройки и организации территории СНТ «Береговое», представленный в администрацию Озерского городского округа 26.12.2017г. не мог быть утвержден органом местного самоуправления до 01.01.2018г., следовательно требование обязать администрацию рассматривать данный План застройки и организации территории СНТ, как выполненный в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998г. №» 66-ФЗ ( в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ) и использовать его при образовании садовых земельных участков, находящихся в пользовании СНТ «Береговое», не подлежит удовлетворению.

Представитель административного ответчика – Управления имущественных отношений в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 87,88). Ранее предоставлял в материалы дела отзыв, в котором считает данное Управление ненадлежащим ответчиком, поскольку рассмотрение, согласование и утверждение плана застройки организации территории СНТ входит в компетенцию Управления архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа (л.д. 63-64).

Выслушав участников процесса, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из смысла положений ст. 227 КАС РФ следует, что для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (п. 1 ст. 219 КАС РФ).

В соответствии с постановлением главы администрации г. Челябинска-65 от 08.02.1993г. № 226 «О выдаче Свидетельства на право пользования землей», садоводческому товариществу «Уралсад № 14» было выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № 102. СТ «Уралсад № 14» был предоставлен земельный участок общей площадью 39,72 га в бессрочное (постоянное) пользование (л.д. 42).

Постановлением главы администрации г. Озерска Челябинской области от 24 февраля 1995г. № 340 в результате выделения садоводческого участка № 14 из состава СТ «Уралец № 14» было образовано садоводческое товарищество «Береговое» (л.д. 41).

Согласно ч. 3 ст. 268 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

Таким образом, некоммерческое товарищество «Береговое» является правопреемником СТ «Уралсад № 14».

Административный истец оспаривает отказ Управления имущественных отношений администрации Озерского городского округ Челябинской области, выраженный в письме № 28-07-17/1324 от 29.06.2018г. (л.д. 10), из пояснений представителя СНТ «Береговое» в просительной части административного иска было допущена опечатка (указано 29.03.2018г. вместо 29.06.2018г.).

Из пояснений представителя административного истца следует, что оспариваемый отказ от 29.06.2018г. СНТ «Береговое» получило 29.06.2018г., но в любом случае в 2018 году. Таким образом, срок для оспаривания данного отказа истек 29.09.2018г. ( в случае получения отказа 29.06.2018г.) и 30.03.2019г. (в случае получения отказа в 2018г., без привязки к конкретной дате). Данный административный иск предъявлен в суд 09.08.2019г., то есть с пропуском срока обращения, предусмотренного п. 1 ст. 219 КАС РФ.

Также суд не видит оснований для удовлетворения иска исходя из установленных по делу обстоятельств относительно материального права.

Согласно п. 8 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее Федеральный закон № 171-ФЗ от 23.06.2014г.) до 01 января 2018г. допускалось утверждение проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, далее Федеральный закон № 66-ФЗ от 15.04.1998г.).

Из материалов дела следует, что 26.12.2017г. СНТ «Береговое» обратилось в администрацию Озерского городского округа с заявлением о согласовании Плана застройки и организации территории СНТ «Береговое», утвержденного протоколом общего собрания уполномоченных от 29.04.2017г., в соответствии с Федеральным законом № 66-ФЗ от 15.04.1998г., приложив указанный План, реестр членов товарищества, копии документов и выделении земельного участка, копии кадастровых паспортов земельного участка, выписку из протокола общего собрания от 29.04.2017г. (л.д. 14).

Вместе с тем, указанный План застройки и организации территории СНТ «Береговое» не мог быть согласован органом местного самоуправления.

Так, согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998г., проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления. К указанному ходатайству прилагаются: материалы топографической съемки, а при необходимости материалы инженерно-геологических изысканий; архитектурно-планировочное задание; технические условия инженерного обеспечения территории такого объединения. Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.

Следовательно, органу местного самоуправления предоставлялся двухнедельный срок для утверждения проекта организации и застройки территории СНТ «Береговое». Однако, он не мог быть утвержден до 01.01.2018г., ввиду того, что был сдан СНТ «Береговое» в администрацию Озерского городского округа только 26.12.2017г.

Поскольку проект организации и застройки территории СНТ «Береговое» не утвержден до 01.01.2018г., положения п. 9 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ о том, что до 01.01.2020г. в случае, ели в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998г. № 66-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утвержден проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки данной территории; при этом утверждение проекта планировки данной территории и проекта межевания данной территории не требуется, применению не подлежат.

Также из исследованных судом документов следует, что административным истцом 26.12.2017г. не был представлен весь пакет документов, необходимый для утверждения проекта.

Так, 06.04.2018г. в дополнение к заявлению от 21.12.2017г., направленному в администрацию Озерского городского округа 26.12.2017г. в Управление архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа был направлен План застройки и копия Заключения ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» от 27.03.2017г. № 03-11/200-94 со всеми исправлениями и согласованиями (л.д. 13,16).

Кроме этого, в письме от 04.05.2018г. № 29-01-25/679 Управления архитектуры и градостроительства сообщалось, что План застройки и организации территории СНТ «Береговое» содержит информацию, противоречащую другим документам информацию об общей площади земельного участка СНТ «Береговое»; информация о местоположении границ СНТ «Береговое» противоречит информации о местоположении границ СНТ «Береговое» согласно сведениям Управления имущественных отношений администрации Озерского городского округа, схема инв. № 4958-ЗК-2005 (л.д. 12).

Следовательно, План застройки и организации СНТ «Береговое», представленный в администрацию 26.12.2017г., не мог быть утвержден органом местного самоуправления до 01.01.2018г., в том числе, и в связи с недостаточностью представленных документов.

14.05.2018г. СНТ «Береговое» вновь направило в администрацию Озерского городского округа заявление об утверждении Плана застройки и организации территории товарищества (л.д. 11).

29.06.2018г. Управление имущественных отношений администрации Озерского городского округа отказало в удовлетворении данного заявления, выразив отказ в письме № 28-07-17/1324 (л.д. 10).

С учетом всех выше установленных по делу обстоятельств (невозможность утверждения органом местного самоуправления Плана застройки и организации территории СНТ «Береговое», представленного 26.12.2017г. до 01.01.2018г.) оспариваемый отказ является законным. В связи с чем, оснований возложить на администрацию Озерского городского округа рассматривать данный План застройки и организации территории СНТ «Береговое», как выполненный в соответствии с Федеральным законом № 66-ФЗ от 15.04.1998г. (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ) и использовать его при образовании садовых земельных участков, находящихся в пользовании СНТ «Береговое», не имеется.

Довод административного истца о том, что План застройки и организации территории товарищества был утвержден в 1979 г. суд отклоняет, поскольку представленный в данном судебном заседании план территории СНТ (л.д. 104), не соответствует существующей конфигурации земельного участка товарищества (л.д. 9).

Кроме этого, за период с 1979г. по настоящее время, площадь земельного участка СНТ «Береговое» подвергалась изменению, о чем указывает информация Управления имущественных отношений от 04.05.2018г. в письме за № 29-01-25/679 СНТ «Береговое» (л.д. 12).

Так, согласно пояснительной записке Плана застройки и организации территории товарищества, инв. № 42-17/100, садовому товариществу № 14 «Уралсад» были предоставлены земельные участки общей площадью 58,3223 га.: земельный участок площадью 39,72 га, земельный участок площадью 18,2 га, дополнительный земельный участок площадью 0,4023 га. Данные земельные участки предоставлялись товариществу после 1979 года (дата утверждения предоставленного в судебном заседании Плана 1979 года) (л.д. 39,40). Из пояснительной записки Плана застройки инв. № 42-17/100 следует, что площадь территории товарищества в границах кадастрового квартала приблизительно составляет 78,72 га, из которых 397200 кв.м. земли сельскохозяйственного назначения для организации сада. Согласно этому Плану общая площадь территории СНТ «Береговое» составляет 61,3003 га. То есть информация об общей площади земельного участка СНТ «Береговое» является противоречивой.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления садоводческого некоммерческого товарищества «Береговое» к администрации Озерского городского округа Челябинской области, Управлению архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа Челябинской области, Управлению имущественных отношений администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа в утверждении плана застройки и организации территории - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Озерский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: К.В. Бабина

Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2019г.

<>

<>

<>

<>

<>

<>