Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Шадриной Е.Ю.,
при секретаре Быковой Т.А.,
с участием административного истца Андрюкова A.M.,
представителя административного ответчика Шуплецовой Е.М., действующей по доверенности от ....2021г. и на основании диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области
31 августа 2021 года
административное дело по административному исковому заявлению Андрюкова А.М. к Администрации города Шадринска о признании незаконным решения Администрации города Шадринска об отказе во включении в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска, возложении обязанности включить в состав комиссии.
УСТАНОВИЛ:
Андрюков A.M. обратился в суд с иском к Администрации города Шадринска о признании незаконным решения Администрации города Шадринска об отказе во включении его в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска, возложении обязанности включить в состав комиссии.
В заявлении указал, что 25.05.2021г. Региональная общественная организация «Курганский областной правозащитный центр» в соответствии с п.7 Положения «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска», утвержденным Постановлением Администрации города Шадринска Курганской области от 17.12.2019г. №2293, обратилась с заявлением о включении в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска (далее КДН и ЗП) Андрюкова A.M.
К обращению были приложены: решение Правления РОО «Курганский областной правозащитный центр» от 24.06.2021г. биографическая справка Андрюкова A.M. копии благодарственных писем и дипломов копия Устава РОО «Курганский областной правозащитный центр» копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.
09.07.2021г. ответом за № Администрацией г.Шадринска было отказано во включении Андрюкова A.M. в состав КДН и ЗП в связи с тем, что на сегодняшний день состав КДН и ЗП сформирован. Однако, Положение о КДН и ЗП не содержит информации о сроке, на который формируется данная комиссия, перечне документов для включения в состав данной комиссии, сроке подачи документов для включения в состав данной комиссии, процедуре отбора кандидатов для включения в состав комиссии.
С учетом изложенного, отсутствия конкретных сроков формирования состава КДН и ЗП, документы для включения в ее состав могут быть поданы в любой момент. С учетом отсутствия оснований для отказа во включении в состав КДН и ЗП, отказ во включении в состав комиссии Андрюкова A.M. является незаконным.
На основании изложенного, просил признать незаконным решение Администрации города Шадринска от 09 июля 2021 года №№ об отказе во включении его в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска, возложить на Администрацию города Шадринска обязанность включить его в состав указанной комиссии.
В судебном заседании истец Андрюков A.M. доводы искового заявления поддержал.
Представитель административного ответчика Шуплецова Е.М. требования Андрюкова A.M. не признала по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 8 Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г.Шадринска персональный состав Комиссии утверждается Администрацией города Шадринска.В настоящее время состав Комиссии сформирован и утвержден постановлением Администрации города Шадринска от 26.10.2020 N 1762 "Об утверждении персонального состава комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска". В состав Комиссии включены руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики города Шадринска, представители муниципальных органов, а также представители Общественной палаты муниципального образования -город Шадринск, Шадринской городской Думы и Общественной молодежной палаты при Шадринской городской Думе.
Таким образом, состав Комиссии соответствует действующему законодательству.
Кроме того, нормативно правовые акты Российской Федерации не предусматривают заявительный порядок формирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 132 Конституции Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Понуждение к включению в состав комиссии административного истца является ограничением конституционного права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Андрюковым A.M. требований по следующим основаниям.
Судом из материалов дела установлено, что 25 июня 2021г. председатель Правления РОО «Курганский областной правозащитный центр» Волчихина
СВ. обратилась с заявлением на имя Врио Главы Администрации г.Шадринска Мокана А.К. о включении в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска Андрюкова А.М., приложив к заявлению документы: решение Правления РОО «Курганский областной правозащитный центр» от 24.06.2021г. биографическая справка Андрюкова A.M. копии благодарственных писем и дипломов копия Устава РОО «Курганский областной правозащитный центр» копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д....
Ответом № от 09 июля 2021г. Глава города Шадринска Мокан А.К. отказал во включении Андрюкова A.M. в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска, мотивировав тем, что состав КДН и ЗП при Администрации города Шадринска сформирован, в него включены руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики города Шадринска, представители муниципальных органов, а также представители Общественной палаты муниципального образования - город Шадринск, Шадринской городской Думы и Общественной молодежной палаты при Шадринской городской Думе. Таким образом, состав КДН и ЗП при Администрации города Шадринска соответствует действующему законодательству, необходимость в расширении состава комиссии отсутствует (л.д...).
Постановлением Администрации города Шадринска от 18.12.2019г. №2293 утверждено Положение о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска (л.д....).
Постановлением Администрации города Шадринска №1762 от 26.10.2020г. утвержден персональный состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска (л.д....).
Постановлением Администрации города Шадринска №170 от 08.02.2021г. в приложение к постановлению Администрации города Шадринска от 26.10.2020г. №1762 внесены изменения: исключены из персонального состава комиссии два члена "КИЮ" и "РАН" (л.д....).
Постановлением Администрации города Шадринска от 05.04.2021г. №508 в приложение к постановлению Администрации города Шадринска от 26.10.2020г. №1762 внесены изменения: в состав комиссии включена юрисконсульт отдела образования Администрации города Шадринска Лукиных И.С. (л.д....
Постановлением Администрации города Шадринска от 05.07.2021г. №993 в приложение к постановлению Администрации города Шадринска от 26.10.2020г. №1762 внесены изменения: из состава комиссии исключены три члена комиссии, включены председатель Общественной молодежной палаты при Шадринской городской Думе Карионов А.В., член Общественной палаты муниципального образования - город Шадринск "КНИ"., депутат Шадринской городской Думы "ХМА". (л.д....).
В соответствии со ст.46 Конституции РФ всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление 2) соблюдены ли сроки обращения в суд 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами 4) соответствует ли
содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с ч.П ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу указанной нормы процессуального закона именно лицо, обратившееся в суд, должно доказать факт нарушения его прав и свобод обжалуемыми решениями, действиями (бездействием), тогда как законность оспариваемых решений, действий (бездействия) доказывают лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Закона Курганской области от 28.10.2002 N 241 (ред. от 24.12.2020) "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области", принятым Постановлением Курганской областной Думы от 22.10.2002 N 1678, муниципальная комиссия создается органом местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа Курганской области (далее - органы местного самоуправления) в связи с наделением органов местного самоуправления полномочиями по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (в ред. Закона Курганской области от 30.06.2020 N 64).
Муниципальные комиссии создаются в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя, ответственного секретаря, инспекторов по работе с детьми и членов муниципальной комиссии (в ред. Закона Курганской области от 24.12.2020 N 134).
Положение о муниципальной комиссии утверждается муниципальным нормативным правовым актом органа местного самоуправления на основании Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав". Численный и персональный состав муниципальной комиссии утверждаются муниципальным правовым актом органа местного самоуправления.
Членами муниципальных комиссий являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты представительных органов соответствующих муниципальных образований Курганской области, другие заинтересованные лица (в ред. Закона Курганской области от 24.12.2020 N 134).
В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 (ред. от 10.02.2020) "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" в состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии.
Членами комиссии являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, другие заинтересованные лица.
Статья 1 Закона Курганской области от 30.12.2005 N 107 (ред. от 30.06.2020) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области государственными полномочиями Курганской области по осуществлению отдельных видов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" наделяет органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию в соответствии с Законом Курганской области от 28 октября 2002 года N 241 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области" комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющих деятельность на территории соответствующих муниципальных образований (далее - муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) по утверждению состава муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по утверждению положений о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав по организации деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В соответствии со ст.2 Закона Курганской области №107 органы местного самоуправления организуют работу муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курганской области.
При осуществлении переданных в соответствии с настоящим Законом отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления вправе: формировать персональный состав муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Курганской области утверждать положения о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Курганской области.
В соответствии с п.1 Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска (далее Положение) Комиссия образуется органами местного самоуправления на основании действующего законодательства. Комиссия является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Согласно п.7 Положения в состав комиссии входят: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии, члены комиссии. Членами комиссии могут быть руководители (заместители) органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты Шадринской городской Думы, а также другие заинтересованные лица.
Согласно п.8 Положения персональный состав комиссии и Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Администрацией города Шадринска.
Постановлением Администрации города Шадринска №1762 от 26.10.2020г. утвержден персональный состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска (л.д...). В этот состав входят руководитель и должностные лица Отдела образования Администрации города Шадринска, представители правоохранительных органов, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, а также представители общественных объединений,
В соответствии со ст.47 Устава муниципального образования - город Шадринск, Глава города Шадринска является главой администрации города Шадринска и руководит исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления на принципах единоначалия.
По вопросам своей компетенции Глава города Шадринска как глава администрации города Шадринска издает постановления - нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом, решениями Шадринской городской Думы.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что постановление Главы Администрации города Шадринска №1762 от 26.10.2020г. об утверждении персонального состава Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска не противоречит Федеральному закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закону Курганской области от 28.10.2002 N 241 (ред. от 24.12.2020) "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области", Положению о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска, вынесено в соответствии с полномочиями, предоставленными Главе города Шадринска Уставом муниципального образования города Шадринска, в соответствии с которыми Глава города Шадринска руководит исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления на принципах единоначалия и по вопросам своей компетенции как глава администрации города Шадринска издает постановления - нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что отказом во включении в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Шадринска права и законные интересы административного истца Андрюкова A.M. не нарушены. В связи с чем, законных оснований для удовлетворения его исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175,178,180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Андрюкова А.М. к Администрации города Шадринска о признании незаконным решения Администрации города Шадринска от 09 июля 2021 года № об отказе во включении в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав при Администрации города Шадринска, возложении обязанности включить в состав указанной комиссии, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2021 года.
Судья Е.Ю.Шадрина