Дело №
УИД: 50RS0003-01-2022-000867-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2022 года г.Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кретовой Е.А.,
при секретаре Шаманиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении, об обязании осуществить кадастровый учет изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Росреестр), и, с учетом уточнения (л.д.24-28) просит: признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области, выраженное в форме уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от №. Обязать административного ответчика – Управление Росреестра по Московской области осуществить кадастровый учет изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с "магазины, общественное питание, бытовое обслуживание" на "малоэтажная многоквартирная жилая застройка".
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником здания с К№, назначение: нежилое, наименование: жилой дом, местоположение: , и земельного участка с К№, площадью 4950 кв.м (категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины, общественное питание, бытовое обслуживание) на основании договора дарения земельного участка и расположенного на нем здания от Право собственности административного истца на здание и земельный участок зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается актуальными выписками из ЕГРН.
При оформлении Договора дарения и изучении документов на объекты недвижимости, также при осмотре предметов договора административный истец выяснил, что фактически здание является жилым многоквартирным домом 1932 года постройки, земельный участок был сформирован под ним и фактически использовался изначально, используется в настоящее время как земельный участок под жилым многоквартирным домом, что соответствует ВРИЗУ "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", но в 2020 году предыдущим собственником объектов недвижимости без изменения разрешенного использования (назначения) здания либо проведения его реконструкции был незаконно изменен вид разрешенного использования земельного участка с К№ с ноября 2020 года, на "магазины, общественное питание, бытовое обслуживание".
Для приведения в соответствие с требованиями градостроительного и земельного законодательства (ст. 37 ГрК РФ, п.п. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса, др.) вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию и соответствию разрешенному использованию (назначению) расположенного на нем зданию административный истец обратился в Межмуниципальный отдел по Воскресенскому, Коломенскому и Луховицкому районам Управления Росреестра по МО Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о кадастровом учете изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка с К№ с "магазины, общественное питание, бытовое обслуживание" на "малоэтажная многоквартирная жилая застройка". Заявление зарегистрировано под №.
Административным ответчиком . принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета, выраженное в форме Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от № на три месяца - до , основанием которого явилось следующее - в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск Московской области, утвержденными постановлением администрации городского округа Воскресенск Московской области от №, предельный минимальный размер земельного участка для вида разрешенного использования "малоэтажная жилая застройка" установлен 30000 кв.м., а размер земельного участка с К№ согласно сведениям ЕГРН - 4950 кв.м., что делает изменение ВРИЗУ невозможным.
Административный истец считает указанное решение незаконным по следующим основаниям.
Существующий принцип деления земель на категории обеспечивает гарантированное закрепление земельных территорий для выполнения определенных функций (территория расселения людей, производственный ресурс, природоохранная и природоресурсная функция); позволяет обеспечить разрешительный тип правового регулирования земельных отношений, дифференцированный подход к установлению правового режима земель в зависимости от их природно-экономических характеристик, а также устойчивость использования земли; является основой правового регулирования земельных отношений, позволяющей установить четкие и объективные параметры правового режима земель и земельных участков.
Собственник объекта недвижимости вправе использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, правомерно сложившимся до внесения изменений в Градостроительный регламент. При кадастровом учете и регистрации права собственности на указанный земельный участок в сведениях ЕГРН о виде разрешенного использования отражается фактический вид использования.
Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации отмечал, что возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменении градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства (Определение от 26 марта 2020 года N 631-О).
Из п. 4 ст.85 ЗК РФ, ч.ч. 8-10 ст. 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (ст.30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу положения, предусмотренного пунктом 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Соответственно, документация градостроительного зонирования помимо использования земельных участков также регулирует и использование объектов капитального строительства, расположенных на участках.
Сведения о назначении здания, а также о его разрешенном использовании вносятся в ЕГРН в качестве его дополнительных характеристик (п.п.4,9 ч.5, ст.8 Закона о госрегистрации недвижимости).
Согласно ч.1, ст.55.24 ГрК РФ здание должно эксплуатироваться в соответствии с его разрешенным использованием (назначением). Возможности такого использования зависят от территориальной зоны, в которой здание расположено. Для каждой из территориальных зон устанавливаются основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования как земельного участка, так и объектов капстроительства (ч.1,2 ст.37 ГрК РФ). Именно от этого будет зависеть возможность использования здание.
Эти данные переносятся в реестр из технического плана, который составляет кадастровый инженер по итогам проведения кадастровых работ. В свою очередь кадастровый инженер указывает их в соответствии с представленной проектной документацией (ст.37 Закона о кадастровой деятельности, п.20, пп.8, 14 п.43 Требований, приведенных в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953). Таким образом, вопрос о назначении здания и его разрешенном использовании решается уже на стадии его проектирования.
Из выписки из ЕГРН, технического паспорта, плана здания с К№ следует, что оно построено в 1932 году как 3-хэтажный многоквартирный жилой дом, для цели проживания в нем граждан, длительный период времени фактически использовалось только по этому назначению, реконструкция здания с изменением его разрешенного использования (назначения) произведена не была.
Согласно действующим Правилам землепользования и застройки здание с К№ и земельный участок с К№ включены в территориальную зону Ж-1 - зона многоквартирной жилой застройки, строительный регламент которой предусматривает в качестве основного вида разрешенного использования земельных участков "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", а также назначение объектов капитального строительства - малоэтажный многоквартирный жилой дом. Таким образом, нарушений градостроительного регламента в данном случае нет.
Земельный участок с К№ изначально был сформирован ООО "Бюро технической информации" в соответствии с требованиями действовавшего на тот период законодательства. Таким образом, многоквартирный жилой дом, как объект капитального строительства, был правомерно возведен до утверждения градостроительных регламентов действующих Правил землепользования и застройки, а также земельный участок, на котором он расположен, могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования в силу положений п.4 ст.85 ЗК РФ, чч.8-10 ст.36 ГрК РФ.
Согласно п. 4 ч.5 с ст.8 Закона N 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
В силу пп.2 и 3 ст.13 Закона № 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке. При этом как следует из подп.3 п.22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания: установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования; вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне). Исходя из приведенных положений законодательство о кадастровом учете и регистрации прав на сегодняшний день не содержит запрета на внесение в ЕГРН сведений о фактическом разрешенном использовании земельного участка, соответствующем виду разрешенного использования объекта капитального строительства (Определение N 301- КГ18-25680). (л.д. 24-28).
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что на земельном участке находится жилой дом. В настоящее время вид разрешенного использования данного земельного участка указан "под магазины, общественное питание, бытовое обслуживание", но уже давно на участке находится жилой дом. Административный истец обратился в Росреестр с заявлением о приведении в соответствие вида разрешенного использования под объектом недвижимости. Ответчик приостановил, потому что в настоящий момент невозможно, там несоответствие в площадях. У истца 5 000 кв.м земельный участок, участок сформирован ранее и на нем уже существует объект недвижимости. В материалах реестрового дела отсутствует какая-либо информация об изменении вида разрешенного использования на "магазины".
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлялись надлежащим образом, возражений на заявленные требования не представил. Суд с учетом мнения административного истца, рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего:
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из смысла части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Так, в соответствии с частями 2 и 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 7, статье 8 названного Федерального закона реестр объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) является составной частью Единого государственного реестра недвижимости, в него вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости; к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений; к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в частности, вид или виды разрешенного использования здания, сооружения, помещения (пункт 4 части 5 статьи 8).
Судом установлено, что ФИО1 с 08.09.2021г. является собственником объекта с К№, назначение: нежилое, наименование: жилой дом, год завершения строительства 1932, местоположение: (л.д. 9-11), и земельного участка с К№, площадью 4950 кв.м, по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины, общественное питание, бытовое обслуживание (л.д. 11-13).
Право собственности возникло на основании Договора дарения земельного участка и расположенного на нем здания от (л.д.63), по которому Даритель ФИО4 подарила Одаряемому ФИО1 вышеуказанные объекты недвижимости.
Земельный участок принадлежал дарителю на праве собственности на основании Договора купли-продажи земельного участка, заключенного в простой письменной форме от № (л.д.144-145). Нежилое здание принадлежало Дарителю на основании решения Арбитражного суда от .
ФИО1 обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с К№.
Управление . приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ). Данное решение мотивировано тем, что Государственный реестр объектов недвижимости не содержит сведений о наличии установленной территориальной зоне, в пределах которой расположен земельный участок с К№, заявленный для кадастрового учета сведений о виде разрешенного использования, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для соответствующей территориальной зоны. Соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии. В связи с чем, невозможно с достоверностью определить принадлежность данного земельного участка к какой-либо зоне ввиду отсутствия детального описания границ указанных зон. В целях внесения изменений в сведения ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с К№, государственным регистратором направлен запрос в Главное Управление архитектуры и градостроительства Московской области, с целью получения подтверждения изменения вида разрешенного использования, в ответ на который поступила информация о том, что земельный участок с К№ включен в границы территориальной зоны Ж-1 - зона многоквартирной жилой застройки.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Воскресенск Московской области, утвержденными постановлением администрации городского округа Воскресенск Московской области от №, предельный минимальный размер земельного участка для вида разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" установлен 30000 кв.м. Размер земельного участка с К№, согласно сведений ЕГРН - 4950 кв.м. Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка с К№, не возможно (л.д. 14-15).
Суд находит указанные основания приостановления не состоятельными в силу следующего:
Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора являются: непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета; несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно Постановления МУ Администрация Воскресенского муниципального района Московской области от №, ФИО4 был предоставлен в собственность за плату земельный участок, площадью 4950 кв.м., с К№, под жилым домом (в границах городского поселения Воскресенск, категория земель- земли населенных пунктов), находящийся по адресу: (л.д.149 оборот).
На спорном земельном участке, ранее принадлежащем ФИО4 (л.д.16), расположен объект недвижимости - наименование: жилой дом, назначение - нежилое, площадью 1338,7 кв.м, возведенный в 1932 году, в отношении которого осуществлен кадастровый учет с присвоением К№. Таким образом, земельный участок общей площадью 4950 кв.м. имел разрешенное использование: под жилым домом (л.д.16).
Принцип единства судьбы прав на здание и на земельный участок, занимаемый зданием, является одним из основополагающих принципов российского права, регулирующих оборот недвижимого имущества (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Собственник объекта недвижимости вправе использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, правомерно сложившимся до внесения изменений в Градостроительный регламент. При кадастровом учете и регистрации права собственности на указанный земельный участок в сведениях ЕГРН о виде разрешенного использования отражается фактический вид использования.
Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации отмечал, что возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменении градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства (Определение от 26 марта 2020 года N 631-О).
Из п. 4 ст.85 ЗК РФ, ч.ч. 8-10 ст.36 ГрК РФ следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (ст.30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу положения, предусмотренного пунктом 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Соответственно, документация градостроительного зонирования помимо использования земельных участков также регулирует и использование объектов капитального строительства, расположенных на участках. Сведения о назначении здания, а также о его разрешенном использовании вносятся в ЕГРН в качестве его дополнительных характеристик п.п.4,9 ч.5, ст.8 Закона о госрегистрации недвижимости).
Согласно ч.1, ст.55.24 ГрК РФ здание должно эксплуатироваться в соответствии с его разрешенным использованием (назначением). Возможности такого использования зависят от территориальной зоны, в которой здание расположено. Для каждой из территориальных зон устанавливаются основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования как земельного участка, так и объектов капстроительства (ч.1,2 ст.37 ГрК РФ). Именно от этого будет зависеть возможность использования здание.
Эти данные переносятся в реестр из технического плана, который составляет кадастровый инженер по итогам проведения кадастровых работ. В свою очередь кадастровый инженер указывает их в соответствии с представленной проектной документацией (ст.37 Закона о кадастровой деятельности, п.20, пп.8, 14 п.43 Требований, приведенных в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953). Таким образом, вопрос о назначении здания и его разрешенном использовании решается уже на стадии его проектирования.
Согласно выписки из ЕГРН (л.д. 9) о здании с К№ следует, что оно построено в 1932 году как трехэтажный многоквартирный жилой дом, длительный период времени использовалось по этому назначению. Данных о реконструкция здания с изменением его разрешенного использования (назначения) не имеется (реестровое дело л.д.153-186).
Согласно действующим Правилам землепользования и застройки здание с К№ и земельный участок с К№ включены в территориальную зону Ж-1 - зона многоквартирной жилой застройки, строительный регламент которой предусматривает в качестве основного вида разрешенного использования земельных участков "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", а также назначение объектов капитального строительства - малоэтажный многоквартирный жилой дом.
Таким образом, нарушений градостроительного регламента в данном случае нет, земельный участок с К№ изначально был сформирован в соответствии с требованиями действовавшего на тот период законодательства, многоквартирный жилой дом, как объект капитального строительства, был правомерно возведен до утверждения градостроительных регламентов действующих Правил землепользования и застройки, в связи с чем, земельный участок, на котором он расположен, может быть использован по прежнему фактическому виду разрешенного использования в силу положений п.4 ст.85 ЗК РФ, чч.8-10 ст.36 ГрК РФ.
Согласно статье 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1);
Из пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса, частей 8 - 10 статьи 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Как следует из подпункта 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Исходя из вышеизложенного, законодательство о кадастром учете и регистрации прав на сегодняшний день не содержит запрета на внесение в ЕГРН сведений о фактическом разрешенном использовании земельного участка, соответствующем виду разрешенного использования объекта капитального строительства. В таких случаях правовой режим земельного участка определяется с учетом его фактического разрешенного использования на основании акта органа уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не доказана законность оспариваемого решения, соответствие содержания решения нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения; напротив, административным истцом представлены объективные доказательства нарушения его прав и законных интересов как собственника земельного участка и недвижимого объекта на нем, в связи с чем, административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, выраженное в уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от №
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, с вида разрешенного использования: "магазины, общественное питание, бытовое обслуживание" на "малоэтажная многоквартирная жилая застройка".
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Решение изготовлено в окончательной форме 27.06.2022 года.
Судья: подпись Кретова Е.А.