ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1443/2021 от 09.11.2021 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

29RS0018-01-2021-000994-77

Дело № 2а-1443/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2021 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска

в составе председательствующего судьи Кирьяновой И.С.

при секретаре судебных заседаний Зайцевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Демина Бориса Николаевича к администрации городского округа «Город Архангельск», заместителю главы городского округа «Город Архангельск» по городскому хозяйству Шевцову Владиславу Викторовичу об оспаривании распоряжения от 20.11.2020 №165р,

установил:

Демин Б.Н. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Город Архангельск» об оспаривании распоряжения от 20.11.2020 №165р.

Административный ответчик администрация муниципального образования «Город Архангельск» изменила наименование на администрацию городского округа «Город Архангельск».

В обоснование требований указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии от 27.10.2020 №341 выявлены основания для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации МО «Город Архангельск» от 20.11.2020 №165р <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. С указанным распоряжением истец не согласен, указывает, что оно вынесено на основании экспертного заключения ООО «Респект» от 30.09.2020 №82/20-СЭ, с выводами которой он не согласен, в его квартиру для осмотра эксперт не заходил. Указанное экспертное заключение не может являться достаточным основанием для принятия решения об аварийности дома.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен исполняющий обязанности заместителя главы городского округа «Город Архангельск» по городскому хозяйству Гурьев А.Е., который в ходе рассмотрения дела был заменен на заместителя городского округа «Город Архангельск» по городскому хозяйству Шевцова В.В. В качестве заинтересованных лиц к участию в деле были привлечены Межведомственная комиссия ГО «Город Архангельск», Власов А.П., Новинская М.Е., Зуева Ю.В., Сивкова В.И., Захарова (Онюшкина) Т.Ю., Агагабян А.А., Худовекова О.В., Сивков Е.А., Венедиктова М.С., Пушкина Ю.В., Осипов А.В., Ницкая А.Я., Закарян С.М., Акишина А.С.

В судебном заседании административный истец Демин Б.Н. заявленные им требования поддержал.

Представитель административного ответчика администрации ГО «Город Архангельск» Кокурина Т.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась.

Административный ответчик заместитель главы городского округа «Город Архангельск» по городскому хозяйству Шевцов В.В., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Представитель заинтересованного лица Межведомственной комиссии ГО «Город Архангельск» в суд не явился.

Заинтересованные лица Власов А.П., Новинская М.Е., Зуева Ю.В., Сивкова В.И., Захарова (Онюшкина) Т.Ю., представитель заинтересованного лица Агагабян А.А. – Мовсесян А.Р. в судебном заседании с требованиями не согласились, указали, что проживание в доме невозможно, распоряжение ответчика о признании дома аварийным является законным.

Заинтересованные лица Худовекова О.В., Сивков Е.А., Венедиктова М.С., Пушкина Ю.В., Осипов А.В., Ницкая А.Я., Закарян С.М., Акишина А.С., извещавшиеся о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Информация о движении дела также размещена на сайте суда.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения экспертов, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу указания ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из положений частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязанность доказывания обстоятельств, нарушения права, свобод и законных интересов административного истца при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на административного истца.

С учетом даты вынесения оспариваемого распоряжения (20.11.2020) предусмотренный законом 3-месячный срок на обращение в суд с данным иском истцом не пропущен, поскольку исковое заявление направлено в суд 12.02.2021.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение N 47).

Пунктами 42 - 47 Положения N 47 установлен порядок и процедура проведения оценки соответствия жилого помещения, многоквартирного дома установленным указанным Положением требованиям.

В соответствии с указанным Положением признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом (пункты 42, 43 Положения N 47).

Согласно пункту 7 Положения N 47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В силу пункта 42 Положения N 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).

Пунктом 44 Положения №47 предусмотрена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, которая включает в себя:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Пунктом 45 Положения №47 установлено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46 Положения).

В соответствии с пунктом 47 Положения N 47 по результатам работы комиссия принимает одно из перечисленных в данном пункте решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе принимает решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения с указанием соответствующих оснований принятия решения. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Пунктом 47(1) Положения предусмотрено, что два экземпляра заключения, указанного в абзаце девятом пункта 47 настоящего Положения, в 3-дневный срок направляются комиссией в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и направления заявителю и (или) в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения соответствующего помещения или многоквартирного дома.

Пунктом 49 Положения N 47 предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу пункта 52 Положения N 47 решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, истец является собственником жилого помещения №2 в доме 4 корп. 1 по проезду Бадигина в г. Архангельске.

08.10.2021 в департамент городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск» обратился собственник доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - <адрес><адрес> - Агагабян А.М. с заявлением на предмет признания дома аварийным и подлежащим сносу, приложив к заявлению пакет документов и экспертное заключение ООО «Респект» от 30.09.2020 №82/20-СЭ.

Согласно указанному экспертному заключению ООО «Респект» от 30.09.2020, проведенному по заданию Агабабяна А.М., общий физический износ дома составляет 66%, по физическому износу состояние конструкций дома оценено как ветхое, при котором ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Техническое состояние перекрытий, кровли обследуемого здания оценивается как недопустимое состояние – категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций. Эксперт рекомендовал отнести указанный дом к категории аварийных и подлежащих сносу или реконструкции.

В результате осмотра установлено, что техническое состояние перекрытий, кровли обследуемого здания оценивается как недопустимое, остальные конструкции здания находятся в ограниченно работоспособном состоянии. Для восстановления несущих конструкций и приведения жилого дома в соответствие с требованиями действующих нормативов, необходимо произвести комплексный капитальный ремонт дома, включая подъем дома с ремонтов фундаментов, заменой нижних венцов, выравниванием и усилением стен, замену перекрытий и полов, замену системы электроосвещения дома, восстановление инженерных сетей, восстановление обшивки. Согласно п. 12 Методики определения физического износа гражданских зданий при имеющемся износе дома стоимость капитального ремонта сопоставима со стоимостью возведения нового аналогичного дома, что делает производство капремонта экономически нецелесообразным.

Физический износ отдельных элементов, конструкций и систем определен в соответствии с ВСН 53-86 и согласно расчету износ объекта составил 65%.

На основании п. 12 Методики определения физического износа гражданских зданий эксперт указал, что при физическом износе дома в пределах 61-80% соответствует оценке технического состояния дома как ветхого, примерная стоимость капитального ремонта составит 93-120% от восстановительной стоимости.

По заявлению Агагабяна А.М. была проведена межведомственная комиссия, которая учитывала представленное им экспертное заключение ООО «Респект».

Осмотр объекта комиссией не проводился.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 27.10.2020 №341 выявлены основания для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением мэрии г. Архангельска от 22.05.2015 N 433 (с учетом изменений от 25.08.2020 N 1372) утверждено Положение о межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Согласно Положению №433 Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», (далее - комиссия) создается Администрацией муниципального образования «Город Архангельск» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, с целью проведения оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частных жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.

Состав комиссии утверждается и изменяется постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск». Представители Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Архангельского отделения Архангельского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, входящие в состав межведомственной комиссии, и привлекаемые в качестве экспертов специалисты участвуют в работе межведомственной комиссии на основании доверенности.

Основной задачей комиссии является оценка и обследование помещения на предмет соответствия требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принятие решений в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Формой деятельности комиссии являются заседания. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 процентов ее членов. Заседание комиссии проводит председатель комиссии, в случае его отсутствия - заместитель председателя комиссии.

Решение комиссии принимается большинством голосов ее членов и оформляется в трех экземплярах в виде заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в приложении N 1 к Положению, утвержденному постановлением Правительства от 28.01.2006 N 47, с указанием соответствующих оснований принятия решения. В случае проведения обследования помещения комиссия составляет в трех экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2 вышеуказанного Положения.

Комиссия направляет заключения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» для принятия решения, предусмотренного пунктами 7, 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 28.01.2006 N 47.

Оценка соответствия помещения установленным требованиям в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, осуществляется на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Процедура проведения оценки жилых помещений осуществляется согласно пункту 44 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу заявитель представляет в комиссию документы, указанные в пункте 45 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Организация работы комиссии возлагается на отдел по работе с межведомственной комиссией управления по организации деятельности городского хозяйства департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» и включает в себя:

прием, регистрацию и учет заявлений собственников помещений, граждан (нанимателей), заключений органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, представляемых в комиссию в соответствии с пунктами 45, 45(1) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, а также запросов судебных органов и прокуратуры;

оценку заявлений и документов, представленных заявителями, на соответствие требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, и в случае необходимости, на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, запрос и получение документов, указанных в пункте 45(2) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47;

подготовку и регистрацию заключений об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, актов обследования помещения по формам, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, а также их направление в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, Администрацию муниципального образования «Город Архангельск»;

на основании заключения комиссии подготовку проектов распоряжений заместителя Главы муниципального образования «Город Архангельск» по городскому хозяйству о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ;

В состав комиссии входят директор департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (председатель комиссии), глава администрации соответствующего территориального округа Администрации муниципального образования "Город Архангельск" (заместитель председателя комиссии), главный специалист отдела по работе с межведомственной комиссией управления развития городского хозяйства департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (секретарь комиссии), представитель министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, представитель территориального управления Роспотребнадзора по Архангельской области управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, представитель государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации», представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, специалист департамента муниципального имущества Администрации муниципального образования «Город Архангельск», специалист управления строительства и капитального ремонта департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск», специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации соответствующего территориального округа Администрации муниципального образования «Город Архангельск», специалист управления муниципального жилищного контроля Администрации муниципального образования «Город Архангельск», представитель федерального органа исполнительной власти (в случае если проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности), представитель государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве».

Заключение комиссии от 27.10.2020 принято в установленный законом 30-дневный срок с момента регистрации заявления Агагабяна А.М., подписано председателем комиссии - директором департамента городского хозяйства администрации МО «Город Архангельск» Шадриным В.А., его председателем – и.о. главы администрации Октябрьского территориального округа администрации МО «Город Архангельск» Рубцовым Д.Н., секретарем комиссии - главным специалистом отдела по работе с межведомственной комиссией управления развития городского хозяйства департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Фейгиной Е.Е., представителем министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по доверенности Оншиной Л.Г., представителем территориального управления Роспотребнадзора по Архангельской области управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области по доверенности Жихаревой П.С., представителем Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области по доверенности Дементьевой Т.С., специалистом департамента муниципального имущества Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Гусаковой Т.Е., специалистом управления муниципального жилищного контроля Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Даниловой А.В., специалистом управления строительства и капитального ремонта департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Афанасьевой М.А.

Таким образом, заседание комиссии проведено в установленный законом срок, в полномочном составе, на заседании присутствовало более 50% ее членов, заключение комиссии подготовлено и подписано уполномоченными на то лицами, нарушения кворума не допущено. Процедура проведения заседания комиссии и подписания заключения не нарушена, принятое решение соответствует виду, предусмотренному законодательством.

На основании данного заключения распоряжением администрации МО «Город Архангельск» от 20.11.2020 №165р (т.е. в пределах установленного законом 30-дневного срока) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Собственникам жилых помещений в доме направлены требования о его сносе.

Распоряжение подписано и.о. заместителя Главы МО «Город Архангельск» по городскому хозяйству Гурьевым А.Е.

Постановлением мэра г. Архангельска от 12.03.2010 N 135 «О распределении обязанностей между Главой муниципального образования «Город Архангельск» и заместителями Главы муниципального образования «Город Архангельск» (в ред. от 05.06.2020) заместитель Главы муниципального образования «Город Архангельск» по городскому хозяйству издает распоряжения (приказы) по вопросам, делегированным Главой муниципального образования «Город Архангельск», в том числе распоряжения о проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами; на основании заключений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» - распоряжения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Таким образом, оспариваемое распоряжение принято уполномоченным на то лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в предусмотренный законом срок и с соблюдением установленной законом процедуры.

В настоящем случае решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в виде оспариваемого распоряжения) принято с соблюдением положений пунктов 7, 49 Положения N 47 уполномоченным органом местного самоуправления - администрацией МО «Город Архангельск» на основании конкретного заключения межведомственной комиссии, содержащего в соответствии с пунктом 47 Положения N 47 решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству административного истца, не согласившегося с экспертным заключением ООО «Респект», на основании которого было принято решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, была проведена судебная экспертиза.

Согласно экспертному заключению ИП Лабудина Б.В., эксперты которого проводили судебную экспертизу, многоквартирный дом по <адрес> г. <адрес> аварийным не является, находится в ограниченно работоспособном состоянии.

Как указано в экспертном заключении, при выполнении инструментального обследования применялись цифровая камера для фотофиксации дефектов и повреждений, рулетка измерительная.

При составлении экспертного заключения для определения износа отдельных элементов дома экспертами применялись ВСН 53-86 (р).

При оценке конструктивных элементов эксперты пришли к выводу о том, что состояние фундамента здания в целом, а также наружных брусчатых стен и перегородок, кровли квалифицируется как ограниченно работоспособное, состояние конструкций перекрытий (полов) и инженерного оборудования оценено как аварийное, состояние деревянных лестниц в целом квалифицировано как рабочее.

При этом согласно таблице по результатам исследования физический износ объекта составляет 68%, в связи с чем эксперты, сославшись на п. 12 Методики определения физического износа гражданских зданий от 27.10.1970 (при этом ссылка на использование данного документа в списке литературы не приведена), определили состояние дома как ветхое.

Эксперты Лабудин Б.В. и Соколов М.Ю. пришли к выводу о том, что оснований для признания многоквартирного дома аварийным нет, обнаруженные дефекты здания носят устранимый характер и могут быть устранены путем выполнения капитального ремонта. Также указано на то, что текущее техническое состояние строительных конструкций здания относится к ограниченно работоспособному. Наблюдаются ненормативные вертикальные перемещения наружных и внутренних стен по причине разрушения окладных венцов стен, и/или вертикальных перемещений (осадок) свай-стоек. Осадки свай-стоек произошли по причине того, что продолжительное время имелась протечка теплоносителя (воды) из магистрального трубопровода теплотрассы в техподполье на грунт. Протечка кровли, конструкция пола перекрытия 1го этажа находится в ограниченно работоспособном состоянии, имеются ненормативные деформации, присутствует деструктивная бурая гниль в балках перекрытий пола 1го этажа. Износ конструкций дома на сентябрь 2021 года составляет 68%. Экспертная комиссия сочла проведение ремонтных работ целесообразным и допускает дальнейшее продление срока эксплуатации здания по части работоспособности строительных конструкций на срок 15-20 лет. Возможность проведения капитального ремонта имеется при условии расселения жителей 1го этажа. При этом стоимость ремонтных работ рассчитана ориентировочно на сумму 9 058 669 руб. 20 коп., что составляет не более 48% от средней стоимости 1 кв.м. благоустроенного жилья в данном районе города.

Кроме того, в экспертном заключении (лист 29) содержится таблица оценки технического состояния здания, где экспертами указано, что состояние здания с учетом определенного ими физического износа дома является ветхим. При этом в столбце 4 данной таблицы приведена примерная стоимость капитального ремонта в размере 93-120% применительно к зданию с такой степенью износа.

На основании каких нормативных актов и документов эксперты пришли к выводу о том, что дом не является аварийным, а также к выводу о целесообразности проведения капитального ремонта дома, в экспертном заключении не приведено.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Соколов М.Ю., проводивший судебную экспертизу, пояснил, что дом не является, с его точки зрения, ветхим и аварийным, он осуществлял разрытие экскаватором рядом с теплотрассой у дома и определил, что бетонные сваи дома находятся под всем пятном застройки, окладной венец сруба нарушен там, где проходит теплотрасса, в связи с чем надо поднять дом и поменять полы. Смету на проведение ремонтных работ брали условно. На вопрос о том, в каком случае по нормам ВСН можно отнести дом к ветхому или аварийному, пояснений дать не смог. При этом пояснил, что сваи дома железобетонные и обрушение дому не грозит, дом сможет простоять до 2038 года в случае надлежащего его содержания. Факт того, что конструкции рядом с теплотрассой весьма ветхое, подтвердил, но указал, что это не влияет на аварийное состояние здания. Пояснил, что дом является пригодным для проживания, подтвердил, что техническое состояние инженерного оборудования в целом является аварийным. Пояснений по поводу выбора экспертами Методики определения физического износа гражданских зданий от 27.10.1970 года не дал, указать, на какие методики определения износа дома ссылались при подготовке экспертного заключения, не смог.

В силу ч. 8 ст. 82 КАС РФ заключение эксперта (комиссии экспертов) для суда не обязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 84 КАС РФ. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 1, 2 ст. 84 КАС РФ).

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами.

Доказательствами по делу также являются полученные в установленном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. К ним ст.59 КАС РФ относит объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Проанализировав заключение судебной экспертизы по правилам статьи 84 КАС РФ, суд считает его недопустимым доказательством по делу, поскольку содержит противоречия между приведенными в нем расчетами и выводами экспертов, заключение имеет только 4 фотографии: две фотографии отображают участок кровли дома, одна – часть техподполья здания и одна – часть фасада здания.

Экспертное же заключение ООО «Респект» суд считает допустимым доказательством оценки состояния дома, поскольку выводы эксперта логичны, мотивированны, имеют ссылки на действующие нормативные документы, сопровождаются большим количеством фотографий, в том числе произведенных в жилых помещениях дома, расчетами. Эксперт, его составивший, имеет соответствующее образование и опыт экспертной деятельности.

Экспертное заключение подготовлено экспертом Спириным Д.В., имеющим высшее образование инженера-строителя по специальности «Промышленное и гражданское строительство», стаж работы в области экспертной деятельности с 2007 года. ООО «Респект» является членом саморегулируемой организации «Союз проектировщиков».

При подготовке заключения экспертом были использованы необходимые нормативные документы, включая Положение №47, ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правил обследования и мониторинга технического состояния», СанПиН, СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий», Методика определения физического износа гражданских зданий. Заключение подготовлено с учетом результатов обследования дома: осмотра жилого дома, выполнения необходимых замеров, анализа информации. Производилась фотосъемка, измерения с помощью лазерного дальномера, рулетки, уклономера.

В судебном заседании эксперт Спирин Д.В. выводы проведенной им экспертизы поддержал. Противоречий в содержании экспертного заключения и его выводах суд не усматривает, оснований не доверять ему у суда не имеется. Как указал эксперт в судебном заседании, в выводах экспертного заключения (раздел 3) им ошибочно указан размер физического износа дома 66%, тогда как из расчетов следует, что износ определен в размере 65%. Указанное обстоятельство не опровергает выводов эксперта и является незначительным.

Данное экспертное заключение суд принимает его за основу при разрешении спора.

Таким образом, поскольку заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу основано на экспертном заключении специализированной организации, выводы которой судом признаны обоснованными, процедура принятия оспариваемого распоряжения нарушена не была, распоряжение от 20.11.2020 №165р является законным.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При рассмотрении настоящего спора суд принимает во внимание, что орган местного самоуправления при принятии оспариваемого распоряжения нормы действующего законодательства не нарушил.

По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Демина Бориса Николаевича к администрации городского округа «Город Архангельск», заместителю главы городского округа «Город Архангельск» по городскому хозяйству Шевцову Владиславу Викторовичу об оспаривании распоряжения от 20.11.2020 №165р отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2021 года.

Председательствующий И.С. Кирьянова