ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1443/2022 от 02.03.2022 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 марта 2022 года г.Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Подольской А.А., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1443/2022 по административному иску ФИО1 к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России о признании незаконными действий по не направлению исходящей корреспонденции процессуального характера в государственные органы за счет средств федерального бюджета, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, в его обоснование указав, что с апреля 2021 по конец ноября 2021 в нарушение п.58 Приказа Минюста РФ от ** ответчик отказывал в направлении исходящей корреспонденции процессуального характера за счет средств федерального бюджета. В целях судебной защиты нарушенного права он обратился в Шелеховский городской суд Иркутской области с административным иском, который определением суда от 04.09.2021был ему возвращен. Неправомерные действия ответчика не позволили ему незамедлительно обжаловать данное решение судьи. ** он крайний раз смог направить исходящую корреспонденцию процессуального характера в Ангарский городской суд за счет средств федерального бюджета, после чего ответчик не направлял исходящую корреспонденцию в государственные органы за счет федерального бюджета со ссылкой на отсутствие денег. В дальнейшем ответчик направил исходящую корреспонденцию курьером только в Ангарский городской суд, а в остальные государственные органы ему было запрещено писать и направлять корреспонденцию. В результате незаконных действий ответчика он был вынужден прекратить производство по административным делам на стадии апелляционного обжалования. По остальным административным делам доступ был существенно затруднен, нарушено право истца на состязательность сторон и на судебную защиту нарушенных прав. ** истек срок обжалования неправосудного приговора от **, тем самым нарушено право истца на пересмотр приговора в порядке надзора. В результате действий ответчика он был лишен возможности в рамках уголовного дела лично отстаивать свои права и законные интересы, иметь доступ к квалифицированной юридической помощи и к юридическим правовым ресурсам. Административный истец просит признать незаконными действия ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области по не направлению исходящей корреспонденции процессуального характера в государственные органы за счет средств федерального бюджета в период с апреля 2021 года по ноябрь 2021 года, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и компенсацию морального вреда в размере 85000000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Главное Управление федеральной службы исполнения наказания России по Иркутской области, Федеральная служба исполнения наказания России по Иркутской области.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит взысканию в размере 42500000 руб., компенсация морального вреда в размере 42500000 руб. Моральный вред заключается в том, что он испытывал расстройство в связи с незаконными действиями ответчика, нервничал, у него появились фобии, ухудшилось зрение, появилась гипертония. После того как ему в июле 2021 года отказали в направлении его корреспонденции в государственные органы, в том числе в Квалификационную коллегию судей, Следственный отдел по г.Ангарску, Ангарский городской суд Иркутской области, с администрацией исправительного учреждения была договоренность, что в связи с отсутствием денежных средств корреспонденцию в Ангарский городской суд Иркутской области они будут направлять курьером. Определение Шелеховского городского суда о возврате его административного иска он не обжаловал, поскольку ему сказали, что направлять корреспонденцию не будут в Шелеховский городской суд, смысла писать жалобу не было. Кроме того, он писал в порядке очередности много иных исковых заявлений и жалоб, на все не хватало времени. Почему не направлял корреспонденцию за счет собственных денежных средств с августа 2021 по ноябрь 2021 не знает. Полагает, что в любой государственный орган корреспонденция подлежит направлению за счет федерального бюджета, в том числе и в Квалификационную коллегию судей. С ** по июль 2021 не направлял никаких писем за счет федерального бюджета, поскольку администрация исправительного учреждения не принимала корреспонденцию для отправки. Письменные отказы ответчика в направлении корреспонденции в государственные органы за данный период отсутствуют. ** ответчик направил корреспонденцию в Ангарский городской суд, а остальную направлять отказался. Полагает, что процессуальный срок обжалования действий ответчика им не пропущен, поскольку ** им было подано административное исковое заявление в Шелеховский городской суд Иркутской области, которое оставили без движения, предложили устранить недостатки. Определение об оставлении заявления без движения получил **, но определение суда он не исполнил и исковое заявление вернули, он его получил **. Недостатки данного заявления, указанные в определение суда, не устранил не по своей воле, а по причине того, что администрация исправительного учреждения не стала бы направлять корреспонденцию в Шелеховский городской суд, поэтому он и не стал ничего писать. Корреспонденция, адресованная в Ангарский городской суд, Квалификационную коллегию судей Иркутской области, Следственный отдел по г.Ангарску, которую администрация отказалась направлять за счет денежных средств федерального бюджета, ему не была возвращена. О том, что должностными лицами был составлен акт об отказе в получении корреспонденции ему стало известно только в ходе рассмотрения данного дела, он не отказывался получать корреспонденцию. О том, что письма в адрес Следственного отдела по г.Ангарску и Квалификационную коллегию судей Иркутской области так и не были направлены администрацией за счет средств федерального бюджета ему не было известно.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснила, что действительно в июле 2021 администрацией исправительного учреждения не была направлена корреспонденция ФИО1 в адрес Следственного отдела по г.Ангарску, в Квалификационную коллегию судей Иркутской области, в Ангарский городской суд Иркутской области в связи с отсутствием денежных средств на счете исправительного учреждения, о чем ФИО1 были даны письменные ответы. Указанную корреспонденцию ФИО1 отказался получать, о чем был составлен соответствующий акт. Вместе с тем, в июле 2021 вся корреспонденция, адресованная в Ангарский городской суд Иркутской области, была доставлена курьером, о чем имеется соответствующая расписка. Корреспонденция, адресованная в Следственный отдел по г.Ангарску и в Квалификационную коллегию судей Иркутской области направлена не была. В связи с отказом ФИО1 получить указанную корреспонденцию, заявления и жалобы были вложены в личное дело осужденного. В июле 2021 года на лицевом счете ФИО1 денежные средства отсутствовали, с августа 2021 года ФИО1 имел возможность отправлять корреспонденцию за собственные средства, которые имелись на его лицевом счете. Полагает, что Квалификационная коллегия судей Иркутской области не входит в перечень государственных органов, в которые обращения осужденных подлежат направлению за счет федерального бюджета в случае отсутствия денежных средств на счете осужденного. Полагает, что административным истцом пропущен срок для обжалования действий ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области.

Рассмотрев материалы административного дела, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии со ст.10 УИК РФ при исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Режим в исправительных учреждениях согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

На основании части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Действующие в исправительных учреждениях Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка) утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295.

Настоящие Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений на основании Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и тюрем.

Согласно части 1 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.

В силу положений ст.12 ч.4 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно (ч.3 ст.15 УИК РФ).

Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности (ч.4 ст.15 УИК РФ).

В соответствии с п. 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России N 295 от 16 декабря 2016 года (далее также - Правила внутреннего распорядка), получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производится только через администрацию исправительного учреждения. С этой целью в каждом изолированном участке исправительного учреждения вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками исправительного учреждения корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации исправительного учреждения. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.

В силу пункта 58 Правил внутреннего распорядка получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации ИУ. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.

Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат.

При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет исправительного учреждения (за исключением направляемых в форме телеграмм).

Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации исправительного учреждения с указанием даты передачи жалобы представителю исправительного учреждения.

Как следует из материалов дела приговором Шелеховского городского суда Иркутской области от ** ФИО1 осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, п. «а» ч.3 ст.228.1, ч.3 ст.30, п. «а» ч.3 ст.228.1 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. С ** по ** ФИО1, отбывал наказание в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, при этом с ** за допущенное нарушение установленного порядка отбывания наказания был переведен на 12 месяцев в ЕПКТ. ** ФИО1 убыл в ФКУ СИЗО-6 ГУФСИН России по Иркутской области.

Осужденным ФИО1 на имя начальника ФУ ИК-2 ГУФСИН Росси по Иркутской области поданы заявления , от ** о направлении за счет средств федерального бюджета заявлений и двух ходатайств в адрес Следственного отдела по г.Ангарску (л.д.103-106, 114), заявление от ** о направлении жалоб в адрес Квалификационной коллегии судей Иркутской области (л.д.110,98,99), заявления , от ** о направлении заявлений, замечаний, исправлений недостатков, частных жалоб в адрес Ангарского городского суда Иркутской области (л.д.112, 116).

В направлении указанной корреспонденции за счет средств федерального бюджета ФИО1 было отказано в связи с отсутствием на лицевом счете исправительного учреждения денежных средств на почтовые расходы, о чем даны письменные ответы от **, полученные административным истцом ** и **, что подтверждается материалами дела и не оспариваются сторонами (л.д.107-109, 111, 113, 115, 117). ** сотрудниками исправительного учреждения составлен акт об отказе ФИО1 получить обращения, которые осужденный просил направить за счет федерального бюджета (л.д.120-121).

** в адрес Ангарского городского суда Иркутской области направлены ходатайства ФИО1, исправления недостатков по заявлениям, заявления, частные жалобы (л.д.122-123). Указанная корреспонденция получена **, что подтверждается соответствующей распиской и не оспаривается сторонами (л.д.122-125). Заявления, ходатайства и жалобы в адрес Следственного отдал по г.Ангарску и в Квалификационную коллегию судей Иркутской области ответчиком не направлены.

Согласно справки ФКУ ИК-2 ГУФСИН России от **, на лицевой счет осужденного ФИО1 ** поступили денежные средства в размере 5000 руб. от ФИО6, после удержания по исполнительным листам на лицевом счете осталось 1500 руб. ** на лицевой счет осужденного поступило 2700 руб. от ФИО6 В период с ** по ** на лицевом счете осужденного ФИО1 денежные средства отсутствовали.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившихся в отказе направления заявлений, ходатайств, жалоб в адрес Ангарского городского суда Иркутской области, Следственный отдел по г.Ангарску в июле 2021. Доказательства не направления ответчиком иных обращений, заявлений, жалоб ФИО1 в указанный в административном иске период за счет федерального бюджета в государственные органы в порядке, установленном п.58 ПВР, в материалах дела отсутствуют, стороной административного истца в ходе рассмотрения дела не представлены. При этом суд принимает во внимание, что с момента поступления ** на лицевой счет административного истца денежных средств, заявления, обращения и иная корреспонденция подлежала направлению за счет его собственных денежных средств.

Вместе с тем, суд считает заслуживающими внимания доводы административного ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованиями о признании незаконным отказа ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области в направлении корреспонденции в адрес Ангарского городского суда Иркутской области.

Согласно ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1). Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8).

Исходя из ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд. Причем, согласно ч.11 указанной статьи, обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В силу ч. 7 ст.219 КАС пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Разрешая по существу исковые требования в указанной части, суд исходит из того, что о нарушении своих прав административный истец узнал 9 и **, получив письменные ответы начальника ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области от ** (л.д.113, 117). С данным административным исковым заявлением ФИО1 обратился ** (л.д.12), то есть по истечении установленного ст.219 КАС РФ срока для оспаривания действий, решений должностных лиц, органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. При этом суд принимает во внимание, что ** корреспонденция, адресованная в Ангарский городской суд Иркутской области, была доставлена адресату, нарушение прав административного истца в указанной части было устранено.

Административным истцом не указаны объективные обстоятельства, которые препятствовали ему своевременно обратиться в суд с административным иском, как и не указано уважительных причин для восстановления процессуального срока. Доводы административного истца о подаче в установленный законом срок административного иска в Шелеховский городской суд Иркутской области на выводы суда на влияют, поскольку как установлено из материалов дела данное исковое заявление ФИО1 определением суда от ** было оставлено без движения, административному истцу предложено исправить недостатки заявления в срок до **. На основании определения суда от ** административное исковое заявление возвращено в адрес ФИО1, получено им **. Определение суда об оставлении без движения и о возврате административного искового заявления ФИО1 в установленном законом порядке не обжаловано.

Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Вместе с тем, суд находит не обоснованными доводы представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока для обжалования действий ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившихся в не направлении заявлений, ходатайств ФИО1 в адрес Следственного отдела по г.Ангарску. При этом суд учитывает, что на момент обращения административного истца с данными требованиями указанные нарушения прав заявителя ответчиком не устранены, заявления ФИО1 в адрес Следственного отдела по г.Ангарску не направлены, что свидетельствует о длящемся характере нарушений прав ФИО1, которые не были устранены в том числе и на момент рассмотрения данного административного дела.

Разрешая требования административного истца в части признания незаконными действий ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившихся в не направлении заявлений в адрес Квалификационной коллегии судей Иркутской области за счет средств федерального бюджета, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Так, пунктом 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений определен перечень государственный органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц, в адрес которых предложения, заявления, и жалобы осужденных отправляются за счет исправительного учреждения при отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств.

Квалификационная коллегия судей в указанный перечень государственных органов не входит, поскольку главным назначением данного органа является формирование высокопрофессионального судейского корпуса, защита прав и законных интересов судей, обеспечение гарантий их независимости при осуществлении своих профессиональных обязанностей. Деятельность Квалификационной коллегий судей не направлена на защиту прав и законных интересов граждан, в том числе осужденных.

Кроме того, суд учитывает, что в своих жалобах, адресованных в Квалификационную коллегию судей Иркутской области, ФИО1 высказывает несогласие с принятыми судом решениями в рамках административных дел. Вместе с тем, в полномочия указанного органа не входит проверка законности принятого судом решения в рамках административного, гражданского или уголовного дела.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что судом установлена незаконность действий административного ответчика ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области по не направлению заявлений, ходатайств ФИО1 в адрес Следственного отдела по г.Ангарску за счет средств федерального бюджета, истец имеет право на денежную компенсацию.

Учитывая характер и продолжительность нарушения, суд полагает, что денежная компенсация в размере 2000 рублей отвечает требованиям разумности и справедливости. Оснований для денежной компенсации в большем размере при указанных выше обстоятельствах судом не усматривается.

Разрешая требования административного истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения. Выводы суда основаны на следующем.

Статья 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающая особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, введена в действие Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть до возникновения спорных правоотношений. Следовательно, при разрешении настоящего дела суд применяет положения ст.227.1 КАС РФ, предусматривающей право на получение компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Оснований для применения при установленных обстоятельствах положений статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд не усматривает.

В соответствии с ч.4 ст.227 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Из анализа указанных норм закона следует, что денежная компенсация подлежит взысканию в пользу ФИО1 с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице ФСИН России.

В соответствии с частью 1 статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В силу части 9 статьи 227.1 КАС РФ решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, ст.227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России о признании незаконными действий по не направлению исходящей корреспонденции процессуального характера в государственные органы за счет средств федерального бюджета в период с апреля 2021 года по ноябрь 2021 года, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 42500000 руб. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившееся в не направлении заявлений ФИО1 от 05.07.2021, адресованных в Следственный отдел по г.Ангарску Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области, за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России, в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2 000,00 руб.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере 42500000 руб. отказать.

В соответствии с частью 9 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2000 руб. подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья А.В.Черных

Мотивированное решение изготовлено 14.03.2022.