ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1445/2021 от 10.09.2021 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2021 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания: Рудяевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1445/2021 по административному иску ФИО1, к департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард о признании незаконным отказа, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард о признании незаконным отказа, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения.

В обоснование иска указано, что письмом ответчика от 20.04.2021 направлен проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества. Проект соглашения был подготовлен ответчиком на основании постановления администрации МО г. Салехард от 26.10.2020 , согласно которому у истца изъяты: земельный участок площадью 2908 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка – обслуживание автотранспорта, код 4.9) по адресу: ЯНАО, <адрес>, земельный участок 7-б; объект незавершенного строительства проектируемой площадью 6319,7 кв.м, степень готовности объекта незавершенного строительства 5%, с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: ЯНАО, <адрес>, земельный участок 7-б, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Соглашение истцом не подписано, поскольку предметом соглашения являлся только объект незавершенного строительства, земельный участок не вошел в предмет соглашения. В письме ответчик указал на то, что договор аренды от 19.06.2018 на земельный участок был заключен до 31.03.2021. На основании заключения государственно-правового департамента ЯНАО правовые основания для возмещения за прекращения права аренды земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, после 31.03.2021 отсутствуют. Заключение государственно-правового департамента ЯНАО является необоснованным, так как земельный участок и объект незавершенного строительства были изъяты и истца 26.10.2020 и на тот период договор аренды земельного участка являлся действующим. Указывает, что вины истца нет в том, что ответчик на протяжении более 5 месяцев готовил проект соглашения об изъятии объектов недвижимости. 02.06.2021 истцом в адрес ответчика направлено письмо о необходимости включить в предмет соглашения земельный участок. 01.07.2021 ответчик направил письмо об отказе во включении в предмет соглашения земельного участка. В силу закона, с момента издания постановления администрации МО г. Салехард от 26.10.2020 , истец утратил право на продление договора аренды указанного земельного участка.

Просила признать незаконным отказ департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард в подписании соглашения об изъятии для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества, выраженный в письме от 01.07.2021 . Возложить на департамент строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард обязанность по устранению нарушения прав ФИО1, путем подготовки и направления в адрес ФИО1 подписанного проекта соглашения об изъятии для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества: земельный участок площадью 2908 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка – обслуживание автотранспорта, код 4.9) по адресу: ЯНАО, <адрес>, земельный участок 7-б; объект незавершенного строительства проектируемой площадью 6319,7 кв.м, степень готовности объекта незавершенного строительства 5%, с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: ЯНАО, <адрес>, земельный участок 7-б, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>

В судебном заседании истец участия не принимала, извещена о судебном заседании.

Представитель административного ответчика ФИО2. действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска. Привел доводы относительно того, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для изъятия земельного участка и включения его в проект соглашения об изъятии недвижимости.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как предусмотрено ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом по его усмотрению.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).

В соответствии со ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В статье 56.6 ЗК РФ указано, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

Согласно ст. 56.10. ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией подавшей такое ходатайство.

Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В статье 56.8 ЗК РФ указано, что при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению. В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств. Размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.

Статьей 282 ГК РФ установлено, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка для строительства здания, строения, сооружения от 19.06.2018, заключенного между администрацией МО г. Салехард и ФИО1, последней предоставлен земельный участок площадью 2887 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель – земли населенных пунктов) по адресу: ЯНАО, <адрес>, земельный участок 7-б, для строительства трехэтажных гаражей в капитальном исполнении. Участок предоставлен в аренду без проведения торгов, на котором расположен объект незавершенного строительства (кадастровый номер ) однократно для завершения строительства. Срок договора аренды: с 11.04.2018 по 31.03.2021.

Согласно Выписке из ЕГРН объект незавершенного строительства площадью 6319,7 кв.м, степень готовности объекта незавершенного строительства 5%, с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: ЯНАО, <адрес>, земельный участок 7-б, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, на праве собственности принадлежит ФИО1

На основании постановления администрации МО г. Салехард от 26.10.2020 , с целью строительства объекта транспортной инфраструктуры местного значения, у собственника земельного участка для муниципальных нужд изъяты: земельный участок площадью 2908 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка – обслуживание автотранспорта, код 4.9) по адресу: ЯНАО, <адрес>, земельный участок 7-б; объект незавершенного строительства проектируемой площадью 6319,7 кв.м, степень готовности объекта незавершенного строительства 5%, с кадастровым номером 89:08:010203:2233, по адресу: ЯНАО, <адрес>, земельный участок 7-б, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>

Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард поручено в течении 10 дней со дня принятия указанного постановления направить его копию правообладателю изымаемой недвижимости и в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

10.04.2021 ответчиком в адрес истца направлено соглашение об изъятии для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества: объект незавершенного строительства проектируемой площадью 6319,7 кв.м, степень готовности объекта незавершенного строительства 5%, с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: ЯНАО, <адрес>, земельный участок 7-б, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. При этом указано, что договор аренды от 19.06.2018 на земельный участок был заключен до <дата>, что на основании заключения государственно-правового департамента ЯНАО не позволяет рассмотреть вопрос изъятия земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В материалах дела имеются доказательства принятия органом местного самоуправления постановления об изъятии земельного участка и недвижимого имущества еще 26.10.2020.

По какой причине органом местного самоуправления проект соглашения об изъятии недвижимости истцу направлен лишь 10.04.2021, исключительно после истечения срока на который был заключен договор аренды – 31.03.2021, ответчиком суду не сообщено, каких-либо доказательств не представлено.

Административным ответчиком не оспаривается, что постановление администрации МО г. Салехард от 26.10.2020 является действующим, какие-либо изменения в него не внесены.

Доводы административного ответчика об отсутствии правовых оснований для изъятия земельного участка и включения его в проект соглашения об изъятии недвижимости безосновательны, противоречат приведенным выше нормам права.

Учитывая изложенное, подлежит удовлетворению требования о признании незаконным отказа департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард в подписании соглашения об изъятии для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества, выраженный в письме от <дата> и возложении на департамент строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО <адрес> обязанности по подготовке и направлению в адрес ФИО1, подписанного проекта соглашения об изъятии для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества, с включением в проект: земельного участка площадью 2908 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка – обслуживание автотранспорта, код 4.9) по адресу: ЯНАО, <адрес>, земельный участок 7-б; объекта незавершенного строительства проектируемой площадью 6319,7 кв.м, степень готовности объекта незавершенного строительства 5%, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес>, земельный участок 7-б, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1, к департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард, - удовлетворить.

Признать незаконным отказ департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард в подписании соглашения об изъятии для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества, выраженный в письме от 01.07.2021 .

Возложить на департамент строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МО г. Салехард обязанность по подготовке и направлению в адрес ФИО1, подписанного проекта соглашения об изъятии для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества:

-земельный участок площадью 2908 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка – обслуживание автотранспорта, код 4.9) по адресу: ЯНАО, <адрес>, земельный участок 7-б;

-объект незавершенного строительства проектируемой площадью 6319,7 кв.м, степень готовности объекта незавершенного строительства 5%, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес>, земельный участок 7-б, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Судья Н.А. Токмакова