Дело № 2а-60/2022 (2а-1445/2021)
УИД 89RS0002-01-2021-002788-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2022 года г. Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Михайловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Кравчук Е.Л.
рассмотрев административное дело по административному иску ФИО1 о признании действий Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу» незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу» (Дале ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, СИЗО-1) о признании действий незаконными.
Мотивируя заявленные требования тем, что 27 октября 2021 года административный истец обратился к начальнику СИЗО-1 с заявлением о выдаче формуляра для обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека (Далее ЕСПЧ), в ответе от 05 ноября 2021 года в выдаче бланков ему было отказано. Полагает, что данный отказ нарушает его право предусмотренное ч.3 ст.46 Конституции РФ и ст.34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п.47 Правил внутреннего распорядка СИЗО.
Протокольным определением суда от 14 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен УФСИН России по ЯНАО.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал требования и доводы иска, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО и представитель заинтересованного лица УФСИН России по ЯНАО ФИО2, действующий на основании доверенностей от 01 сентября 2021 года и от 13 февраля 2019 года, возражал по заявленным требованиям, указав, что информация по обращениям в Европейский Суд по правам человека носит разъяснительный характер, до 2010 года формуляры выдавались учреждением, а после проведения ФСИН проверки было дано устное указание, данные разъяснения убрать, но по забывчивости их оставили в учреждении.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика и заинтересованного лица, изучив письменные материалы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 2 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом обжалуются действия СИЗО-1 исходя из ответа данного ему зам. начальника 05 ноября 2021 года, административный иск был направлен ФИО1 и поступил в суд 25 ноября 2021 года, из чего следует, что срок на обращение в суд им не пропущен.
Согласно ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности обжалуемых актов, действий, бездействия органов, организаций или должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 приговором Иркутского областного суда РФ от 17 марта 2010 года осужден к пожизненному лишению свободы, содержится в ФКУ СИЗО-1 УСИН России по ЯНАО.
В силу ст. 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в случае перевода осужденного к лишению свободы в следственный изолятор, осужденный содержится в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Из материалов дела следует, что 27 октября 2021 года ФИО1 обратился с заявлением на имя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО о выдаче формуляра для обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека.
15 ноября 2021 года врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО на заявление осужденного ФИО1 дан ответ о том, что финансирование канцелярских принадлежностей (бумага, конверты и т.п.) учреждений и органов УИС осуществляется исключительно для осуществления служебной деятельности и служебной переписки. В связи с тем, что финансирование по данным статьям расходов существенно ограничено, администрация следственных изоляторов, исправительных учреждений и других органов уголовно-исполнительной системы предоставлять подозреваемым, обвиняемым и осужденным официальный формуляр жалобы для обращения в Европейский Суд по правам человека не обязана.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность администрации следственного изолятора изготавливать для содержащихся в нем лиц бланки формуляров для обращения в ЕСПЧ, размещённых на соответствующем сайте.
Согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Регламенту Европейского суда общение заявителя с Европейским судом осуществляется самостоятельно либо через своего представителя без участия национальных органов власти.
Правиле 47 Регламента предусмотрена подача жалобы на бланках, предоставляемых Секретариатом Европейского суда. В пункте 3 Практической инструкции о возбуждении дела (Institution of proceedings), являющейся неотъемлемой частью Регламента, указано, что жалоба может составляться как с использованием формуляра, так и излагаться произвольно в письменном виде. При этом согласно пункту 4 Инструкции от заявителя может потребоваться представить надлежащим образом заполненный формуляр жалобы, если она была подана не на формуляре или простая письменная форма, в которой заявитель обратился в Европейский суд, не содержит всей необходимой информации, предусмотренной Правилом 47 Регламента.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что приобрести за свой счет формуляры жалоб в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО он не может, так как такая услуга не оказывает, получение их в посылках также носит ограниченный характер по числу копий, порядок получения их в ФКУ СИЗО-1 согласно разъяснений в информационных справках был им соблюден в полном объеме.
Стороной административного ответчика в материалах дела представлена «Дополнительная информация по обращениям осужденных, подозреваемых и обвиняемых в Европейский суд по правам человека», которая размещена возле камер в ознакомительных папках, в том числе и возле той камеры, в которой содержится административный истец.
Из данной «Информации» следует, что жалобы, адресованные в Европейский Суд по правам человека, направляются на официально оформленных специальных формулярах. Официальный формуляр жалобы, пояснительная записка к нему, справочные материалы, необходимые для направления жалобы в Европейский Суд, включая почтовые реквизиты Суда выдаются исполняющем обязанности заместителем начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу. Официальный формуляр жалобы, пояснительная записка, реквизиты суда выдаются им на приеме по личным вопросам. Осужденным, подозреваемым и обвиняемым для получения формуляра необходимо заранее подавать заявление на личный прием на имя майора внутренней службы, ФИО3, или лица его замещающего, с указанием сути вопроса.
Таким образом, административным истцом в полном объеме выполнены действия указанные в разъяснениях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО для получения официального формуляра. Заявление о выдаче формуляра направлено на имя ФИО3
Таким образом, отказ должностного лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО в выдаче административному истцу официального формуляра жалобы для обращения в ЕСПЧ является незаконным.
Доводы стороны административного ответчика об обратном, не принимаются судом, поскольку размещение информации связанной с обращением в ЕСПЧ было инициировано стороной ответчика самостоятельно, как и определение порядка выдачи формуляров жалобы.
То обстоятельство, что позиция стороны ответчика в отношении данных разъяснений изменилась, однако информация не была убрана по забывчивости, не учитывается судом, так как является лишь устным мнением, не подкрепленным письменными доказательствами.
На основании изложенного, заявленные ФИО1 требования о признании действий СИЗО-1 незаконными подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1, удовлетворить.
Признать незаконными действия должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО по отказу ФИО1 в выдаче формуляра для обращения с жалобой в Европейский суд по правам человека.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 21 января 2022 года.
Председательствующий ...
...
...