ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1445/2021 от 16.03.2021 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-1445/2021

УИД 74RS0007-01-2020-011575-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Братеневой Е.В.,

при секретаре Бахаревой К.В.

с участием представителей административных

истцов Смирновой А.В.,

Хасанова Р.Ш.

представителей административных ответчиков Гулиной Г.А.

Антоновой Н.В.

Кривоус О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куликова Василия Васильевича, Антропова Виталия Александровича к Администрации г. Челябинска, Администрации Курчатовского района г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области, Акционерному обществу «Челябинскгоргаз» о признании действий по наложению ограничения на земельный участок незаконным и отмене ограничения прав на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Куликов В.В. и Антропов В.А. обратились в суд с административным иском к Администрации г. Челябинска, Администрации Курчатовского района г. Челябинска о признании незаконным Администрации г. Челябинска, Администрации Курчатовского района г. Челябинска о признании действий по наложению ограничения на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 2 000 кв.м незаконными, об отмене ограничения прав на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м.

В обоснование требований указано, что 16 апреля 2018 года административными истцами был приобретен спорный земельный участок, на момент его приобретения какие либо ограничения (обременения) в отношении него отсутствовали.

В октябре 2020 года административные истцы решили начать застройку земельного участка, при оформлении требуемых документов было установлено, что на основании описания места положения границ участка от 22 июля 2019 года, выполненного ООО «ЧелябинскНИигипрозем», на участок наложено ограничение в его использовании в связи с нахождением в охранной зоне газоснабжения жилых домов. О наложении ограничений административные истцы в известность не были поставлены, наложение ограничений привело к невозможности использования данного участка для строительства, потерян смысл владения данным участком, что свидетельствует о незаконности действий административных ответчиков.

Определениями суда от 21 января 2021 года, от 17 февраля 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Комитет по управлению имущество и земельным отношениям г. Челябинска, Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области, акционерное общество «Челябинскгоргаз» (т.1, л.д. 26-27, л.д. 182-183).

Административные истцы Куликов В.В. и Антропов В.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания по делу извещены надлежащим образом, представили письменные заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие (т. 2, л.д. 1-2).

Представители административных истцов Смирнова А.В., Хасанов Р.Ш. в судебных заседаниях на иске наставали в полном объеме, указали, что в результате действий административных ответчиков нарушены права административных истцов, которые не были извещены о проводимых работах по описанию границ принадлежащего им земельного участка и принятых по результатам описания мерах. В настоящее время наложение данных ограничений повлекло существенное снижение рыночной стоимости данного земельного участка и невозможность его использования по тому назначению, для которого он приобретался. Считали, что в сложившейся ситуации возможно ее разрешение путем установления сервитута, либо выкупа у административных истцов спорного земельного участка для муниципальных нужд.

Представитель административных ответчиков - Администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имущество и земельным отношениям г. Челябинска Гулина Г.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме, поскольку со стороны Администрации г. Челябинска и Комитета по управлению имущество и земельным отношениям г. Челябинска каких-либо действий по наложению ограничения прав административных истцов не совершалось, решения не принимались, полномочия по наложению обременений на земельные участки у данных административных ответчиков отсутствуют, представила письменные отзывы на исковое заявление (т.1, л.д. 153-157, 160-161, т. 2, л.д. 37-38).

Представитель административного ответчика - Администрации Курчатовского района г. Челябинска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания по делу извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором исковые требования не признал в полном объеме, указал, что Администрация Курчатовского района г. Челябинска обладает иным кругом полномочий при решении вопросов местного значения, в административном исковом заявлении отсутствует указание на то, какие конкретно действия данного административного ответчика, повлекшие нарушение прав и законных интересов административных истцов, были совершены, какие нарушения закона при этом были допущены, просил об исключении Администрации Курчатовского района г. Челябинска из числа административных ответчиков, представил письменный отзыв на административное исковое заявление (т. 1, л.д. 187-190).

Представитель административного ответчика Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее по тексту – Минстрой Челябинской области) – Кривоус О.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что АО «Челябинскгоргаз» обратилось в Министерство с заявлением с целью установления границ охранной зоны. В соответствии с административным регламентом и статьями 56, 106 Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», обращение было рассмотрено в установленном законом порядке, внимание заявителя на недопустимость нарушения прав третьих лиц было обращено. Поскольку решение принималось по уже существующим газораспределительным сетям, то согласие собственников смежных земельных участков не требуется. Считала, что собственников земельного участка о наложении ограничения должно уведомлять Управление Росреестра по Челябинской области. Просила об исключении Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области из числа ответчиков.

Представитель административного ответчика АО «Челябинскгоргаз» - Антонова Н.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что газопровод с кадастровым номером проходящий по <адрес>, находится в собственности данного административного ответчика, построен и введен в эксплуатацию с соблюдением требований действующего законодательства, до возникновения зарегистрированного права собственности у административных истцов на спорный земельный участок.

Согласно «Правилам охраны газораспределительных сетей» установлена охранная зона газопровода по 2 метра в каждую сторону от оси газопровода, в связи с чем налагаются ограничения на земельные участки, входящие в охранные зоны. Границы охранной зоны утверждены распоряжением Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области от 02 сентября 2019 года. Ссылаясь на публичную кадастровую карту, указала, что газопровод и охранная зона газопровода не проходят по земельному участку административных истцов, распоряжение земельным участком и строительство на нем допустимо с соблюдением градостроительного регламента, в связи с чем собственники спорного земельного участка не лишены возможности его использования в соответствии с целевым назначением при соблюдении градостроительных норм и правил и минимальных отступов от границ участка при размещении зданий и сооружений. Просила об исключении АО «Челябинскгоргаз» из числа ответчиков, представила письменные пояснения по делу (т. 2, л.д. 28-29).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее по тексту – Управление Росреестра по Челябинской области) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания по делу извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменное мнение по делу, откуда следует, что в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> Согласно сведениям ЕГРН, данный земельный участок частично расположен в границах охранной зоны газоснабжения жилых домов, охранная зона .

22 ноября 2019 года сведения о границах охранной зоны внесены в ЕГРН на основании заявления Минстроя Челябинской области, а также карты объекта землеустройства, описания местоположения границ охранной зоны от 22 июля 2019 года. Основанием для подготовки данных документов послужило, в том числе, распоряжение Минстроя Челябинской области № 238 от 02 сентября 2019 года (т. 1, л.д. 35-37).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «ЧелябинскНИигипрозем» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания по делу извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Поскольку административные истцы, представители заинтересованных лиц о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, суд, на основании статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие перечисленных лиц.

Заслушав в судебном заседании представителей административных истцов, представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Следовательно, для признания незаконными оспариваемых бездействий необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из вышеуказанных норм закона заявители, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия должны указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены действиями Администрации г. Челябинска, Администрации Курчатовского района г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области, Акционерным обществом «Челябинскгоргаз» и указать способ их восстановления.

«Правила охраны газораспределительных сетей», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года № 878, разработаны на основании Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», и устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.

Из пункта «а» статьи 7 указанных Правил, следует, что для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.

Пунктом 14 указанных Правил на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, в том числе, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.

Пункт 17 данных Правил предписывает утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации без согласования с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков для существующих газораспределительных сетей.

Пунктами 18 и 21 вышеназванных Правил установлено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Указанные в пунктах 14, 15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как установлено судом и следует из материалов дела, газопровод с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> протяженностью м., завершен строительством в 2017 году, поставлен на кадастровый учет 31 января 2018 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 2, л.д. 30-31).

На основании договора купли-продажи земельного участка от 16 апреля 2018 года, Куликовым В.В. и Антроповым В.А. приобретен земельный участок с кадастровым номером 74:19:0803003:168, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м, категории земель: земли населенных пунктов – под строительство комплекса сервисного обслуживания населения (т. 1, л.д. 7). На момент приобретения сведения о наложении обременений отсутствовали, что подтверждается копией дела правоустанавливающих документов (т.1, л.д. 51-152).

ООО «ЧелябинскНИигипрозем» произведено описание местоположения границ охранной зоны газоснабжения жилых домов от 22 июля 2019 года, выполненного по заказу АО «Челябинскгоргаз» (т. 1, л.д. 41-48).

На основании заявления АО «Челябинскгоргаз» от 26 июля 2019 года (т. 2, л.д. 22), распоряжением Минстроя Челябинской области № 328 от 02 сентября 2019 года утверждены границы охраной зоны сооружения – газоснабжения жилых домов, протяженностью сооружения 1 454 м., расположенного по адресу <адрес>, бессрочно наложено ограничение (обременение), установленное пунктом 14 Правил охраны газораспределительных сетей (т. 2, л.д. 10-11).

Из представленного в материалы дела плана границ газопровода следует, что граница охранной зоны идет параллельно границе земельного участка истцов, на территорию участка не заходит, непосредственно по спорному участку ни газопровод, ни его охранная зона не проходят (т. 1, л.д. 48).

Учитывая изложенные обстоятельства и перечисленные выше нормы права, оснований полагать, что действиями со стороны административных ответчиков созданы препятствия в реализации каких-либо прав, свобод и охраняемых законом интересов административных истцов, не имеется, совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемых действий административных ответчиков требованиям закона и нарушение этим действием прав, свобод и охраняемых законом интересов административных истцов, в данном случае, отсутствует, в связи с чем, требования Куликова В.В., Антропова В.А. к административным ответчикам необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 194, 220, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Куликова Василия Васильевича, Антропова Виталия Александровича к Администрации г. Челябинска, Администрации Курчатовского района г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области, Акционерному обществу «Челябинскгоргаз» о признании действий по наложению ограничения на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м незаконным и отмене ограничения прав на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> общей площадью кв.м. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца, путем подачи жалобы через Курчатовский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий Е.В. Братенева


Мотивированное решение составлено 19 марта 2021 года