ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1446/2022 от 06.07.2022 Павлово-посадского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2022 года г. Павловский Посад

Судья Павлово-Посадского городского суда Московской области Рякин С.Е., при помощнике судьи Шехватовой Е.С., рассмотрев гражданское дело № 2а-1446/2022

по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, об обязании осуществить кадастровый учет и изменить вид разрешенного использования земельного участка,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с требованиями к административному ответчику Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным Уведомления Межмуниципального отдела по Орехово-Зуевскому и Павлово-Посадскому районам Управления Росреестра по Московской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить кадастровый учет и изменить вид разрешенного использования земельного участка с вида «Для ведения личного подсобного хозяйства» на вид «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», код 1.15 на основании Заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 иск по основаниям в нем изложенным поддержала, просила удовлетворить.

Административный ответчик Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области извещался, представителя не направил, возражений не представил, иск не оспорил, об отложении не просил.

Заинтересованное лицо Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области извещалось, представителя не направило, возражений не представило, иск не оспорило, об отложении не просило.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в административном иске, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером: , площадь кв.м., расположенного по адресу: категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ Административный истец обратился в Управление «Росреестра» за осуществлением кадастрового учета земельного участка в связи с изменением характеристик, а именно изменением вида разрешенного использования земельного участка с КП с вида «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», код 1.15, Заявление (заявление от ДД.ММ.ГГГГ.).

ДД.ММ.ГГГГ был приостановлен государственный кадастровый учет земельного участка , Уведомлением Межмуниципального отдела по Орехово-Зуевскому и Павлово-Посадскому районам Управления Росреестра по Московской области .

Кадастровый учет был приостановлен, в связи с тем, согласно поступившего ответа из Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области земельный участок с кадастровым номером включен в границы территориальной зоны СХ-1-зоны сельскохозяйственных угодий в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Павловский Посад Московской области, утвержденными постановлением Администрации городского округа Павловский Посад Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент на сельскохозяйственные угодья в составе сельскохозяйственного назначения не устанавливаются.

Таким образом, не представляется возможным изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером

Указанное уведомление о приостановлении кадастрового учета считаю незаконными на основании нижеизложенного:

Заявителем представлены все необходимые документы для осуществления кадастрового учета.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было подано заявление о возобновлении кадастрового учета в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером (дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ) образован из исходного земельного участка с КН (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно Письму Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером исключен из Перечня особо-ценных сельскохозяйственных угодий Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ. Земельные участки, образованные в результате раздела исходных земельных участков к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, не относятся.

В связи с чем, согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Совета Депутатов городского округа Павловский Посад от ДД.ММ.ГГГГ, применительно к земельным участкам, исключенным из Перечня, действует градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного производства СХ-3.

Земельный участок 50:17:0030110:493 в перечне особо ценных сельскохозяйственных угодий отсутствует, соответственно на него установлен и действует градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного производства СХ-3, в соответствии с Правилами землепользования и застройки и градостроительным планом, в связи с чем к заявлениям о возобновлении были приложены подтверждающие документы.

Указанная позиция также отражена в Градостроительном плане на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: «Применительно к земельным участкам исключенным из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается (распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается») действует градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного производства СХ-3».

Заявителем, для осуществления кадастрового учета предоставлен исчерпывающий перечень документов.

Однако, не смотря на представленные в материалы кадастрового дела Заявления о возобновлении и дополнительные документы, Межмуниципальным отделом по Орехово-Зуевскому и Павлово-Посадскому районам Управления Росреестра по Московской области было вынесено Уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ

Следует отметить, что, и. 6 Постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается», сформированный Перечень утверждается распоряжением Уполномоченного органа после согласования с Министерством имущественных отношений Московской области, Министерством экологии и природопользования Московской области, Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области (далее - заинтересованные исполнительные органы).

Согласно абз. 2 п. 8 Постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ Внесение изменений в характеристики земельного участка осуществляется в связи с уточнением его границ либо образованием новых земельных участков. В случае если земельный участок, включенный в Перечень, прекратил свое существование, земельные участки, образованные из него, подлежат включению в Перечень, если они соответствуют критериям, установленным пунктом 4 настоящего Порядка.

В соответствии с абз. 3 п. 11 Постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ в случае наличия оснований для внесения изменений в Перечень Уполномоченный орган обеспечивает подготовку и согласование проекта распоряжения Уполномоченного органа о внесении изменений в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается (далее - проект распоряжения), с заинтересованными исполнительными органами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка.

Следовательно, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим согласование проекта распоряжения Уполномоченного органа о внесении изменений в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области.

На основании изложенного, Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области не могло быть неизвестно об утверждении Распоряжения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым исходный земельный участок с кадастровым номером был исключен из Перечня. При этом, документы о согласовании включения в Перечень вновь образованного земельного участка с КН в Мособлархитектуру МО не поступали.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ орган регистрации прав обязан, в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, самостоятельно запросить документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления о предусмотренных, для самостоятельного выбора правообладателем земельного участка, видах разрешенного использования для территориальной зоны СХ-3.

Управлением «Росреестра» по МО не дана должная оценка предоставленных документов.

Согласно п. 5.1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ При рассмотрении дополнительно представленных в орган регистрации прав документов, направленных в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, направление уведомления о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав допускается в случае, если в этих документах не устранены ранее выявленные причины такого приостановления или если при рассмотрении этих документов выявлены иные причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В этом случае уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав направляется заявителю органом регистрации прав не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения таких документов и должно содержать указанные неустраненные основания приостановления, иные причины приостановления, связанные с такими дополнительно представленными документами. Уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не может содержать иных оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, связанных с такими дополнительно представленными документами.

Административным ответчиком не были исследованы должным образом все предоставленные документы, а именно, обстоятельство, что на земельные участки исключенные из Перечня особо-ценных сельскохозяйственных угодий, автоматически установлен и действует градостроительный регламент территориальной зоны «СХ-3», в которой предусмотрен основной вид разрешенного использования «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» код 1.15., о чем свидетельствуют представленные с Заявлением о возобновлении, Градостроительный план земельного участка и Выкопировка из Правил землепользования и застройки городского округа Павловский Посад Московской области.

Отказ Управления «Росреестра» по МО не соответствует законодательству о государственной регистрации.

Заявитель обратился в Управление «Росреестра» по Московской области за осуществлением кадастрового учета на основании Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Совета Депутатов городского округа Павловский Посад от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ПЗЗ земельный участок, отнесен к территориальной зоне СХ-3 - зона сельскохозяйственного производства.

Для территориальной зоны СХ-3 предусмотрен основной вид разрешенного использования земельного участка «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» (Код 1.15), за установлением которого, в Управление «Росреестра» по Московской области, обратился Заявитель.

В соответствии с ч. 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ орган регистрации прав обязан, в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, самостоятельно запросить документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Земельный участок не является сельскохозяйственными угодьями. На земельный участок установлен и действует градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного производства СХ-3, в соответствии с Правилами землепользования и застройки и градостроительными планами на земельный участок.

Заинтересованным лицом запрос не был направлен, в нарушение ст. 33 218-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 ФЗ N 218, не допускается истребование у Заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Отсутствие либо ненадлежащее информационное взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления по осуществлению своих полномочий не должно нарушать права и законные интересы физических лиц.

Собственником недвижимого имущества был предоставлен полный комплект документов, которые позволяли Управлению осуществить государственный кадастровый учет по изменению вида разрешенного использования. Возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

В силу ч. 5 ст. 218 КАС РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к государственному органу подается в суд по месту его нахождения.

В соответствии с ч. 2 указанной нормы в случае, если место нахождения государственного органа не совпадает с территорией, на которую распространяются его полномочия, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанного органа.

При этом в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что в случае, если полномочия государственного органа распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.

Полномочия административного ответчика распространяются на всю территорию Московской области, в том числе и на место нахождения объекта недвижимого имущества, об осуществлении регистрации права на который просит административный истец, то есть, в отношении которого возникнут правовые последствия оспариваемых административным истцом действий. Судебной практикой подтверждается данный факт (Определение Московского городского суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ).

Иных документов суду не представлено.

При таких обстоятельствах административный иск ФИО1 подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 186, 227, 228, 290 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным Уведомление Межмуниципального отдела по Орехово-Зуевскому и Павлово-Посадскому районам Управления Росреестра по Московской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить кадастровый учет и изменить вид разрешенного использования земельного участка с вида «Для ведения личного подсобного хозяйства» на вид «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции», код 1.15 на основании Заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд, через суд его принявший в течение тридцати дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.Е. Рякин