Дело № 2а-1447/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
6 мая 2019 года
Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску ФИО2, ФИО3 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства и градостроительной деятельности, о возложении обязанности зарегистрировать уведомление о завершении реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства путем постройки пристроя к дому и признать ее соответствующей нормам закона РФ,
у с т а н о в и л:
Административные истцы ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском к административному ответчику Главному управлению архитекторы и градостроительства Администрации города Ижевска (далее – административный ответчик, ГУАиГ) о признании незаконным уведомления № 21 от 14 марта 2019 года о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства и градостроительной деятельности, о возложении обязанности зарегистрировать уведомление о завершении реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства путем постройки пристроя к дому и признать ее соответствующей нормам закона РФ. В обоснование исковых требований указали следующие обстоятельства. ФИО2, ФИО3 являются собственниками земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>. 4 марта 2019 г. административными истцами в ГУАиГ было подано заявление об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. 14 марта 2019 г. административным ответчиком было выдано уведомление № 21 о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства и градостроительной деятельности, а именно, не соблюдены отступы от индивидуального жилого дома до границы участка по адресу: <адрес>, которые по санитарно-бытовым условиям должны составлять 3 метра. Административные истцы считают уведомление от 14 марта 2019 г. № 21 незаконным, поскольку оно противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административных истцов, а именно в отношении земельного участка никаких ограничений прав собственников не имеется, земельный участок был предоставлен для индивидуального жилищного строительства, для улучшения жилищных условий к уже существующему дому, построенному в 50-е года, построен пристрой на одной линии с домом, являющийся продолжением дома. Строительство дома начато в 2007 году, закончено в 2008 году. От границ соседних участков домов 51 и 50 по <адрес> более 15 метров, от построек участка <адрес> по <адрес> не менее 10 метров. Построенный к дому пристрой не нарушает ни чьих прав, реконструкция дома произведена с соблюдением всех норм. На основании изложенного истцы просили признать незаконным уведомление № 21 от 14 марта 2019 года, возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать уведомление о завершении реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства путем постройки пристроя к дому и признать ее соответствующей нормам закона РФ.
Административные истцы ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в упрощенном порядке.
Административный ответчик ГУАиГ Администрации города Ижевска, извещенный о времени и месте разбирательства дела, что подтверждается почтовым уведомлением, своего представителя в судебное заседание не направил, возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не представил, направил в суд письменный отзыв по существу исковых требований, согласно которого исковые требования истцов не признал, указал, что не соблюдены минимальные отступы от границы индивидуального жилого дома до границы соседнего земельного участка по адресу: <адрес> по санитарно-бытовым условиям, которые составляют 3 м., просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии со ст. 150, 291-294 КАС РФ.
Суд, изучив доводы истцов, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.ч. 1,5,7 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцы 04.03.2019 года направили в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, указав цель подачи уведомления: реконструкция индивидуального жилого дома. Согласно уведомлению № 21 от 14 марта 2019 года ГУАиГ Администрации г. Ижевска уведомило истца о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>: по следующим основаниям: сведения, указанные в техническом плане здания не соответствуют параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве вх. № от 12.02.2019 года, а именно: не соблюдены минимальные отступы индивидуального жилого дома до границы участка по <адрес>, которые по санитарно-бытовым условиям составляют 3 метра.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в суд с исковыми требованиями об оспаривании данного уведомления, то есть с соблюдением сроков и требований ст. 219 КАС РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцам ФИО2, ФИО3 на праве общедолевой собственности принадлежит земельный участок площадью 681 кв.м и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание жилого дома, существующих ограничений и обременений не зарегистрировано, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 8,9,10 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Следовательно, для признания судом незаконными решений органов местного самоуправления связанного с выдачей разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: соблюдение требований нормативных правовых актов о полномочиях лиц, выполнивших оспариваемые действия, соблюдение порядка принятия оспариваемых разрешений, основания для принятия оспариваемых действий, а также нарушение прав и свобод гражданина, при этом, удовлетворение требований административного истца возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, а также соблюдения сроков для обращения в суд.
Административный истец указывает на незаконность выданного ответчиком уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам № 21 от 14.03.2019 года.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с п. 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства выдача разрешения на строительство не требуется.
Согласно п. 2.7 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска, утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 6.06.2006г. № 121, выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, входит в полномочия ГУАиГ Администрации г. Ижевска. Таким образом, оспариваемое истцом уведомление выдано уполномоченным органом, подписано должностным лицом – заместителем начальником управления, к компетенции которого отнесен вопрос о выдаче (отказе в выдаче) разрешений на строительство.
Суд принимает во внимание, что пунктом 8 ст.1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовое регулирование деления земель в Российской Федерации на категории определяется Земельным кодексом РФ, тогда как разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий относится в большей мере к предмету регулирования Градостроительного кодекса РФ.
Градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.6 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344 (далее –Правила), являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (виды разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны.
Из вышеприведенных норм следует, что именно Правила землепользования и застройки устанавливают регламент территориальной зоны (все допустимые виды разрешенного использования), и, соответственно, всех земельных участков, расположенных в границах данной территориальной зоны.
Согласно подпунктам 2 и 6 пункта 7 данных Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальных зон. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 3 ст.85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Соблюдение правового режима земельных участков устанавливается ст. 260 Гражданского кодекса РФ, ст.40 Земельного кодекса РФ, регулирующих правомочия собственника земельного участка.
Строительство новых объектов должно осуществлять в соответствии с требованиями градостроительных регламентов. Аналогичные положения содержатся и в ст.40 Земельного Кодекса РФ.
Кроме того, и п.4 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ закреплен один из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности - осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки. Градостроительные регламенты являются составной частью Правил землепользования и застройки.
Правовой режим конкретного земельного участка находит отражение в градостроительном плане земельного участка, который выполняется на основании Правил землепользования и застройки. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п.1 ст.44 Градостроительного кодекса РФ).
Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344 (далее –Правила), являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (виды разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны.
Из вышеприведенных норм следует, что именно Правила землепользования и застройки устанавливают регламент территориальной зоны (все допустимые виды разрешенного использования), и, соответственно, всех земельных участков, расположенных в границах данной территориальной зоны.
Индивидуальный жилой дом должен отвечать предельным параметрам земельного участка и объектов капитального строительства применительно к нормативам, установленным в статье 12 Правил г. Ижевска. Кроме того, в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство последних.
Согласно п. 5.3.4 «СП 30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома - 3 м с учетом требований п. 4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы - 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) - 1 м; от стволов высокорослых деревьев - 4 м; среднерослых - 2 м; от кустарника - 1 м. В соответствии со ст. 12 Правил землепользования и застройки города Ижевска минимальные отступы от зданий и сооружений до границ земельных участков во всех территориальных зонах, кроме зон ЖЗ, Ж4, Cl, СЗ - 1 м. в зонах ЖЗ, Ж4, СД СЗ минимальный отступ от индивидуальных домов, домов блокированного типа до границы земельного участка (соседнего участка) по санитарно- бытовым условиям составляет: от домов - не менее 3 м.
В соответствии со ст. 1 Правил землепользования и застройки города Ижевска линии градостроительного регулирования - красные линии; границы земельных участков; линии, обозначающие минимальные отступы построек от границ земельных участков (включая линии регулирования застройки), границы территориальных зон и подзон в их составе; границы зон действия публичных сервитутов вдоль инженерно-технических коммуникаций, границы зон изъятия, в том числе путем выкупа, резервирования земельных участков, зданий, строений, сооружений для муниципальных нужд; границы санитарно-защитных, водоохранных и иных зон ограничений использования земельных участков, зданий, строений, сооружений.
Расстояние в 3 метра от домов до границы соседнего участка требуется по санитарно-бытовым условиям. Дата приобретения истцом жилого дома и земельного участка не имеет значения, поскольку истцом должны соблюдаться градостроительные требования на день осуществления строительства.
Между тем, на основании представленных в дело доказательств, суд установил, что фактическое расстояние от границ земельного участка по адресу: <адрес> до объекта реконструкции по адресу: <адрес> составляет менее 3х метров.
Предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 40 ЗК РФ право собственника земельного участка возводить, в том числе жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
На основании абзаца 6 пункта 4 статьи 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объём такого ограничения устанавливается Правилами землепользования и застройки, в соответствии с градостроительным законодательством.
Так, в соответствии с частью 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Допуская использование ранее предоставленного земельного участка или объекта капитального строительства без установления срока их приведения в соответствие с градостроительным регламентом, реконструкция существующих объектов разрешается законодателем исключительно путём приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путём уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешённого строительства (реконструкции), что установлено частью 9 статьи 36 ГрК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным или иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Поскольку истцами не соблюдены предельные параметры земельного участка, строительство объекта капитального строительства в части минимальных отступов от зданий до границ земельного участка, установленные Правилами, уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке выдано в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о признании незаконным уведомления № 21 от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства и градостроительной деятельности, о возложении обязанности на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска зарегистрировать уведомление о завершении реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> путем постройки пристроя к дому и признать ее соответствующей нормам закона РФ
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 293,294 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования ФИО2, ФИО3 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска о признании незаконным уведомления № от 14 марта 2019 года о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства и градостроительной деятельности, о возложении обязанности на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска зарегистрировать уведомление о завершении реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства путем постройки пристроя к дому и признать ее соответствующей нормам закона РФ оставить без удовлетворения.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Л.В. Москалева