ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1447/2016 от 16.03.2016 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-1447/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2016 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи Шуваловой И.В.,

при секретаре Белковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление С.Н.А. к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области» об оспаривании решения органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

С.Н.А. обратился в суд с указанным иском, свои требования мотивировал тем, что <дата> он обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости – жилого дома с кадастровым номером в связи с прекращением его существования в результате пожара. К заявлению прилагался акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта учета б/н от <дата>, свидетельство о государственной регистрации права ... от <дата> и свидетельство о государственной регистрации права ... от <дата><дата> филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области вынес решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, которым указано, что осуществлено приостановление снятия с кадастрового учета по причине того, что с заявлением обратился только один собственник объекта недвижимости, владеющий ? доли в праве собственности на объект. Рекомендовано с заявлением о снятии обратиться второму собственнику недвижимости. Административный истец с указанным решением не согласен. Вторым собственником жилого дома является бабушка административного истца – ФИО8, которая умерла <дата> в результате пожара дома. Наследники умершей не могут вступить в наследство по причине того, что на момент вступления в наследство имущество отсутствует, жилой дом сгорел полностью. Считает, что наследников умершего собственника нет и не может быть по причине отсутствия на момент смерти наследственного имущества. Таким образом, административный истец полагает, что он является единственным собственником утраченного имущества и может обратиться с заявлением о снятии объекта с регистрационного учета. Административный истец указывает, что принятое решение противоречит нормам п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Решение ответчика препятствует в осуществлении права административного истца на снятие с учета утраченного объекта недвижимости и последующей регистрации вновь построенного объекта недвижимости. На основании изложенного, С.Н.А. просит признать решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области от <дата> о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным. Просит обязать ответчика осуществить кадастровый учет и принять решение о снятии с государственного кадастрового учета объект недвижимости .

В судебном заседании административный истец С.Н.А. и его представитель по устному ходатайству Ингеройген Н.А. требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области на основании доверенности Тихомирова Т.А. исковые требования не признала, полагала оспариваемое решение законным и обоснованным, прав административного истца не нарушающим.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В п.11 ст.226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 п.2 ст.227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с ч.5 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.16 указанного Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,9,11-21.1,25-30 ч.2 ст.7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Частью 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,13-20,25-29 ч.2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в п.9 ч.2 ст.7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в п.21, 21.1 ч.2 ст.7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с ч.6 ст.20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо направляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением.

В соответствии с п. 4 и 6 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» документами, необходимыми для осуществления кадастрового учета при снятии с учета объекта недвижимости, являются, акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости, копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.

В соответствии с п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 - сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.

В силу ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета.

Пунктом 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия самостоятельно запрашивает документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе, только в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в п. 7, 13-16 ч. 2 ст. 7 сведений об объекте недвижимости настоящего Федерального закона.

Из анализа указанных правовых норм следует, что снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости представляет собой строго регламентированную законодательством процедуру, для проведения которой необходимо обращение надлежащего лица, представление, в том числе, акта обследования, подтверждающего прекращение его существования, и копии документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.

Судом установлено, что С.Н.А. и ФИО9 принадлежит по ? доли каждому в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью ... кв.м., инв. лит. А,а, расположенный по адресу: <адрес>

Согласно акта обследования от <дата>., составленного ГП «Костромаоблтехинвентаризация», жилой дом с холодной пристройкой, пострадавший в результате пожара, расположенный по адресу: <адрес>, сгорел полностью. Технический паспорт на жилой дом погашен.

<дата>ФИО10 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии ....

Из свидетельства о праве на наследство по закону следует, что наследницей имущества, а именно страхового возмещения по договору добровольного страхования за уничтожение в результате пожара строения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в сумме ... руб. 00 коп. согласно справки от <дата> филиала ООО «Росгосстрах» в Костромской области, оставшегося после смерти ФИО11 является ФИО12.

Как следует из пояснений административного истца с заявлением о принятии наследства открывшегося после смерти ФИО13 в виде ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ФИО14., являясь наследником по закону, к нотариусу не обращалась.

<дата>С.Н.А. обратился в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером . При этом к заявлению были приложены следующие документы: свидетельства государственной регистрации от <дата>, акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта учета, оптический компакт-диск, размер файла 4МБ. Свидетельства о смерти ФИО15 представлено не было.

По результатам рассмотрения представленных документов <дата> административным ответчиком принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с тем, что заявление или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям п. 6 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Указанное решение мотивировано тем, что с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование. С заявлением о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета обратился только один собственник доли ? в праве на объект недвижимости, в отношении которого представлено заявление.

В указанном решении заявителю было рекомендовано обратиться с заявлением всем собственникам объекта недвижимости с предоставлением документов в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, поскольку у ответчика имелись сведения о том, что объект недвижимости с кадастровым номером находится в собственности двух лиц, а вопреки требованиям закона с заявлением о снятии с кадастрового учета данного объекта обратился только собственник С.Н.А.., суд полагает, что оспариваемое решение о приостановлении осуществления кадастрового учета принято ответчиком в пределах его полномочий, в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

В силу указанных обстоятельств, административный ответчик, руководствуясь п. 5 ч. 2 ст. 26 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», правомерно приостановил осуществление кадастрового учета объекта недвижимости.

При этом суд также учитывает, что истцом не представлено доказательств того, что оспариваемое решение нарушает его права, свободы и законные интересы. Согласно доводов административного иска, решение ответчика препятствует регистрации вновь построенного объекта недвижимости. Между тем, как следует из пояснений истца в ходе рассмотрения дела, с заявлением о постановке на учет вновь созданного объекта недвижимости С.Н.А. не обращался, в установленном порядке ему в осуществлении данного права отказано не было.

Поскольку действия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области совершены в пределах компетенции данного органа, соответствуют требованиям закона, факт нарушения прав административного истца не установлен, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления С.Н.А. к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области об оспаривании решения органа государственной власти отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Шувалова