ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1449/19 от 05.08.2020 Холмского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-17/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2020 года Холмский городской суд

Сахалинской области

В составе:

председательствующего судьи Хабисламовой Т.Э.,

при секретаре Чернуха В.В.,

при участии представителей: административного истца ФИО2, административного ответчика- ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», отделу архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о признании решения незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление о выдаче градостроительного плана на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГФИО4 обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о признании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» в отношении земельного участка с кадастровым номером - незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска, указал, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключён договор безвозмездного пользования земельным участком по условиям данного договора истец принял в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым номером общей площадью 9 568 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. Истец через МФЦ обратился к ответчику с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги «выдача градостроительного плана земельного участка» в соответствии с п. 2.8.1. подразд. 2.8. разд. 2 Административного регламента, так как земельный участок в нарушение ч. 4 ст. 30 ГрК РФ и ч. 2 ст. 85 ЗК РФ относится к двум территориальным зонам.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечён к участию в деле в качестве административного соответчика отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Холмский городской округ», исключён из числа заинтересованных лиц.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении административного иска настаивала, по изложенным в нем основаниям указала, что не было оснований у администрации отказывать в предоставлении градостроительного плана, поскольку на момент обращения административного истца за выдачей данного документа, спорный земельный участок не был отнесён ни к одной из территориальных зон в соответствии с функциональными зонами. Также обратила внимание на то, что представитель ответчика заблуждается, полагая, что функциональные и территориальные зоны это одно и тоже. Администрацией, на день рассмотрения иска противоречия так и не устранены.

Представитель ответчика ФИО3 полагал иск не подлежащим удовлетворению, поскольку все противоречия устранены, земельный участок, предоставленный ФИО4 в безвозмездное пользование отнесён к территориальной зоне –деловое управление.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания по делу извещён надлежащим образом.

Административный соответчик- отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о слушании дела извещён надлежащим образом. Своего представителя в судебное заседание не направил.

В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При таких обстоятельствах суд рассматривает административное дело по существу в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования «Холмский городской округ» (Ссудодатель) и ФИО4 (Ссудополучатель) заключён договор безвозмездного пользования земельным участком предметом которого является предоставление Ссудодателем- Ссудополучателю в безвозмездное пользование из земель категории «Земли населённых пунктов» сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером , площадью 9 568 кв.м., местоположение земельного участка- <адрес> (далее «участок»). Как следует из п.2.1. договора, участок может использоваться для осуществления любой не запрещённой федеральным законом деятельности при соблюдении условий, установленных статьёй 8 ФЗ от 01 мая 2016 г., № 119-ФЗ в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемой к Договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 9 568 кв.м.. Участок предоставляется сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Главой 5 установлен порядок изменения, расторжения, прекращения действия договора. Согласно п. 5.1. все изменения к настоящему договору оформляются сторонами в письменной форме путём заключения дополнительных соглашений к настоящему договору.

Письмом отдела архитектуры и градостроительства администрации Муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ за к.вх. ФИО4 отказано в выдаче градостроительного плана, поскольку в соответствии с «Правилами землепользования и застройки в городе Холмске Сахалинской области», утверждёнными Решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: Р-1- зоне для зелёных насаждений общего пользования, Ж-1 зоне для застройки многоквартирными зданиями повышенной этажности (до 9 этажей) и объектами обслуживания населения. Градостроительные регламенты территориальных зон и видов разрешённого использования установлены ст. 21.1 и 25.1 указанных Правил.

К вопросам местного значения городского округа относится, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований к которым относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

В силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с частью 1 статьи 85 Земельного кодекса, в состав земель населённых пунктов могут входить земельные участки, отнесённые в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.

Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Решением Собрания муниципального образования "Холмский городской округ" от 25 февраля 2010 года № 6/4-65 утверждён Генеральный план муниципального образования "Холмский городской округ" вместе с картой "город Холмск. Предложения по территориальному планированию. Схема планировочной структуры и планируемых границ функциональных зон", который 10 марта 2010 года опубликован в газете "Холмская панорама" № 29(9973).

Решением Собрания муниципального образования "Холмский городской округ" от 13 декабря 2012 года № 49/4-833 утверждены Правила землепользования и застройки в городе Холмске Сахалинской области, которые включают карту градостроительного зонирования (Приложение № 1).

Решением Собрания муниципального образования "Холмский городской округ" от 21 декабря 2017 года № 52/5-554 внесены изменения в Правила землепользования и застройки в городе Холмске Сахалинской области, согласно которым утверждена новая карта градостроительного зонирования города Холмска (Приложение № 2).

В соответствии со статьёй 27, пунктом 5 части 2 статьи 30 Устава муниципального образования "Холмский городской округ" Собрание Холмского городского округа является представительным органом муниципального образования и к его полномочиям относится утверждение правил землепользования и застройки и внесение в них изменений.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований к которым относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

В рамках административного дела , рассмотренного Сахалинским областным судом по административному иску ФИО4, ФИО и ФИО1 о признании решения Собрания муниципального образования "Холмский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в решение Собрания муниципального образования "Холмский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Холмске Сахалинской области" недействующим в части, было установлено, что согласно карте градостроительного зонирования (Приложение к Правилам землепользования и застройки в г. Холмске Сахалинской области) в редакции решения Собрания муниципального образования Холмский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки с кадастровыми номерами и были отнесены к территориальной зоне П-4 "Зона для производственно-коммунальных объектов (широкого профиля)"; в границах земельного участка с кадастровым номером -территориальной зоны Р-1 («Природно-рекреационная зона для зелёных насаждений общего пользования»).

Согласно карте градостроительного зонирования (Приложение к Правилам землепользования и застройки в г. Холмске Сахалинской области) в редакции решения Собрания муниципального образования Холмский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ в границах земельных участков с кадастровыми номерами и - установлена территориальная зона СО-3 ("Зона для зелёных насаждений специального назначения"); в границах земельного участка с кадастровым номером - территориальной зоны Р-1 («Природно-рекреационная зона для зелёных насаждений общего пользования»).

Сахалинским областном судом в рамках административного дела сделан вывод, что отнесение в карте градостроительного зонирования, утверждённой пунктом 2 оспариваемого решения органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, земельных участков с кадастровыми номерами , :46 и к территориальным зонам, не соответствующим функциональным зонам, установленным для них Генеральным планом муниципального образования "Холмский городской округ", является нарушением приведённых норм федерального законодательства.

Решением Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , вступившим в законную силу, признано решение Собрания муниципального образования "Холмский городской округ" от 21 декабря 2017 года № 52/5-554 "О внесении изменений в решение Собрания муниципального образования "Холмский городской округ" № 49/4-833 от 13 декабря 2012 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Холмске Сахалинской области" в части установления на карте градостроительного зонирования в границах земельных участков с кадастровыми номерами и территориальной зоны СО-3 "Зона для зелёных насаждений специального назначения", в границах земельного участка с кадастровым номером - территориальной зоны Р-1 "Природно-рекреационная зона для зелёных насаждений общего пользования", недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании Собрания муниципального образования "Холмский городской округ" - газете "Холмская панорама" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ за Собранием муниципального образования «Холмский городской округ» вынесено решение об исполнении решения Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано утратившим силу с момента вступления решения Сахалинского областного суда в законную силу решения Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Холмске Сахалинской области» в части установления на карте градостроительного зонирования в границах земельных участков с кадастровыми номерами и территориальной зоны СО-3 «Зона для зелёных насаждений специального назначения, в границах земельного участка с кадастровым номером -территориальной зоны Р-1 «Природно-рекреационная зона для зелёных насаждений общего пользования». Как следует из п.3 указанного решения администрации муниципального образования «Холмский городской округ» поручено территориальные зоны земельных участков с кадастровыми номерами , , привести в соответствии с функциональными зонами, установленными для них Генеральным планом муниципального образования «Холмский городской округ», утверждённый решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ, в сроки, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Арбитражным судом Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ в рамках дела А59-5212/2016 рассматривалось заявление заместителя прокурора Сахалинской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Собрания муниципального образования «Холмский городской округ», выразившегося в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки карты (плана) объекта землеустройства- муниципального образования «Холмский городской округ» и обязании принять меры по предоставлению в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Сахалинской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу карту (план) объекта землеустройства. Решением названного суда ДД.ММ.ГГГГ и постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано. Однако в рамках рассматриваемого арбитражного дела судом апелляционной инстанции установлено, что на дату обращения в арбитражный суд органами местного самоуправления муниципального образования не были разработаны и утверждены карты (планы) объектов землеустройства МО «Холмский городской округ округ» с определёнными координатами характерных точек границ территориальных зон. Доказательств, что в спорный период (2017 год) имелись сведения о местоположении, размере и границах объектов землеустройства (территориальных зонах), а также об иных характеристиках, подлежащие передаче органу кадастрового учёта, в материалы дела не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ за Собранием муниципального образования «Холмский городской округ» внесены изменения в Генеральный план муниципального образования «Холмский городской округ», утверждённый решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в карты планируемого размещения объектов местного значения Холмского городского округа, которые изложены в новой редакции согласно приложениям №. В материалы дела представлена топосъёмка спорного земельного участка с внесёнными изменениями, согласно которым земельный участок с кадастровым номером отнесён к категории земель-земли населённых пунктов, с разрешённым видом использования-для иных видов использования, характерных для населённых пунктов, деловое управление.

Таким образом, ни на дату рассмотрения настоящего административного иска, ни на момент обращения- август 2019 г. ФИО4 в орган местного самоуправления по вопросу выдачи ему градостроительного плана земельного участка, территориальные зоны объекта недвижимости с кадастровым номером не утверждены, а ранее установленные отменены судебным актом.

Соответственно, у администрации муниципального образования «Холмский городской округ» ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали основания для отказа в предоставлении градостроительного плана земельного участка административному истцу со ссылкой на п.п. 4 п. 2.8.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «выдача градостроительных планов земельных участок на территории муниципального образования «Холмский городской округ», а именно в связи с нарушением части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ и части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ (земельный участок не принадлежит только к одной территориальной зоне).

Таким образом, отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка ФИО4 нарушает права административного истца, так как не позволяет использовать земельный участок в соответствии с выбранным и утверждённым видом разрешённого использования- деловое управление, что подтверждается письмом ОАО «ПИИ ВТ «Дальаэропроект» от ДД.ММ.ГГГГ, суд признает незаконным.

Руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд-

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО4 к Администрации муниципального образования «Холмский городской округ», отделу архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о признании решения незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление о выдаче градостроительного плана на земельный участок, удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования «Холмский городской округ» об отказе ФИО4 в предоставлении муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» в отношении земельного участка с кадастровым номером 65:09:0000023:2999.

Обязать администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» рассмотреть заявление ФИО4 о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 65:09:0000023:2999 в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Хабисламова Т.Э.