ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-144/20 от 10.06.2020 Веденского районного суда (Чеченская Республика)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2020 года село Ведено

Веденский районный суд Чеченской Республики в составе: председательствующего судьи Эльбуздукаева А.Р., при секретаре Сидиевой З.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное административное дело № 2а-132/2020 по искам прокурора Веденского района ЧР, в порядке ст. ст. 39, 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрациям - Агишбатойского, Белгатойского, Бенойского, Веденского, Гунинского, Даргинского, Дышни-Веденского, Курчалинского, Макажойского, Махкетинского, Сельментаузенского, Тазен-Калинского, Тевзанинского, Харачойского, Хаттунинского, Хойского, Ца-Веденского, Элистанжинского, Эрсинойского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным их бездействия, выразившиеся в непринятии мер по исполнению запланированных Программой мероприятий, а также в отсутствии в Программе конкретного перечня мер, направленных на противодействие коррупции, сроков исполнения запланированных мероприятий, должностных лиц, ответственных за их выполнение.

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой района проведен анализ исполнения администрациями Агишбатойского Белгатойского, Бенойского, Веденского, Гунинского, Даргинского, Дышни - Веденского, Курчалинского, Макажойского, Махкетинского, Сельментаузенского, Тазен - Калинского, Тевзанинского, Харачойского, Хаттунинского, Хойского, Ца - Веденского, Элистанжинского, Эрсинойского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным их бездействия, выразившиеся в непринятии мер по исполнению запланированных Программой мероприятий, а также в отсутствии в Программе конкретного перечня мер, направленных на противодействие коррупции, сроков исполнения запланированных мероприятий, должностных лиц, ответственных за их выполнение, мотивируя свои требования следующим.

Статьями 1 и 2 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273 - ФЭ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что деятельность органов местного самоуправления в пределах полномочий по предупреждению коррупции реализуются, в том числе путем выявления и последующего устранения причин коррупции (профилактика коррупции).

Правовую основу противодействия составляют муниципальные правовые акты.

В соответствии с п.3 ст. 6 Закона Чеченской Республики от 21.05.2009 г. № 36-P3 «О противодействии коррупции в Чеченской Республике» муниципальные антикоррупционные программы разрабатываются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации об органах местного самоуправления.

В силу ст. 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Так, в целях реализации указанных требований закона постановлениями глав Администраций сельских поселений Веденского муниципального района ЧР в каждом населенном пункте – муниципального образования утверждена муниципальная программа «Противодействие коррупции на территории муниципального образования» (далее - Программа), в рамках которых запланировано провидение мероприятий по профилактике коррупции на территории соответствующего муниципального образования.

Вместе с тем, в ходе анализа установлено, что Администрациями сельских поселений района ненадлежащим образом осуществляется деятельность в сфере противодействия коррупции.

Как показал анализ, предусмотренные программой мероприятия не отвечают принципам эффективности, поскольку не содержат конкретный перечень мер, направленных на противодействие коррупции, конкретные сроки исполнения запланированных мероприятий, должностных лиц, ответственных за их выполнение, то есть запланированные мероприятия в рамках указанных программ, носят формальный характер.

Так же, имеются мероприятия, не относящиеся к мероприятиям по профилактике коррупционных правонарушений, а являющиеся постоянной работой муниципального образования в рамках осуществления полномочий органов местного самоуправления (ведение раздела на официальном сайте администрации «Противодействие коррупции, осуществление финансового контроля за целевым использование денежных средств).

В ходе анализа исполнения мероприятий, предусмотренных программой установлено, что меры по реализации указанной программы, в том числе в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений не приняты, соответствующие документы, подтверждающие их исполнение, в Администрациях населенных пунктах – муниципальных образованиях отсутствуют.

Прокуратурой района, по результатам проверки, проведенной в феврале текущего года в целях устранения указанных нарушений закона, в адрес главы администрации района внесено представление, однако нарушения не устранены по настоящее время.

Допущенные администрациями выше указанных сельских поселений Веденского муниципального района ЧР факты ненадлежащего исполнения требований действующего законодательства в сфере противодействия терроризму нарушают права свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на получение информации об запланированных Программой мероприятиях, а также о перечне мер, направленных на противодействие коррупции.

В порядке подготовки дел к судебному разбирательству все 19 административных дел, возбужденные по данным заявлениям, объединены в одно производство.

Представитель административного истца - помощник прокурора Веденского района ЧР Ахмадов М.В. в суд явился и в ходе судебного заседания, подтвердив обстоятельства дела, изложенные в административных исковых заявлениях, исковые требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить.

Представители административных ответчиков - главы администраций сельских поселений Веденского района ЧР в суд не явились, направив заявления - ходатайства о рассмотрении административно исковых заявлений в отсутствие своих представителей, в которых они одновременно признают административно исковые требования заместителя прокурора района и не возражают против удовлетворения заявленных административно исковых требований.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела и заявления – ходатайства представителей административных ответчиков по делу находит заявленные заместителем прокурора района требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.

Судом установлено, что Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273 - ФЭ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что деятельность органов местного самоуправления в пределах полномочий по предупреждению коррупции реализуются, в том числе путем выявления и последующего устранения причин коррупции (профилактика коррупции). Правовую основу противодействия составляют муниципальные правовые акты.

В соответствии с п.3 ст. 6 Закона Чеченской Республики от 21.05.2009 г. № 36-P3 «О противодействии коррупции в Чеченской Республике» муниципальные антикоррупционные программы разрабатываются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации об органах местного самоуправления. В каждом населенном пункте - муниципального образования района утверждена муниципальная программа «Противодействие коррупции на территории муниципального образования» в рамках которых запланировано провидение мероприятий по профилактике коррупции на территории соответствующего муниципального образования, но, однако, как показал анализ, предусмотренные программой мероприятия не отвечают принципам эффективности, поскольку не содержат конкретный перечень мер, направленных на противодействие коррупции, конкретные сроки исполнения запланированных мероприятий, должностных лиц, ответственных за их выполнение, то есть запланированные мероприятия в рамках указанных программ, носят формальный характер.

Допущенные администрациями выше указанных сельских поселений Веденского муниципального района Чеченской Республики факты ненадлежащего исполнения требований действующего законодательства в сфере противодействия терроризму нарушают права свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на получение информации об запланированных Программой мероприятиях, а также о перечне мер, направленных на противодействие коррупции.

Под бездействием, по смыслу закона, понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имеются все законные основания для признания бездействий администраций - Агишбатойского, Белгатойского, Бенойского, Веденского, Гунинского, Даргинского, Дышни-Веденского, Курчалинского, Макажойского, Махкетинского, Сельментаузенского, Тазен-Калинского, Тевзанинского, Харачойского, Хаттунинского, Хойского, Ца-Веденского, Элистанжинского, Эрсинойского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР, выразившееся в непринятии мер по исполнению запланированных Программой мероприятий, а также в отсутствии в Программе конкретного перечня мер, направленных на противодействие коррупции, сроков исполнения запланированных мероприятий, должностных лиц, ответственных за их выполнение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 288 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заместителя прокурора Веденского района ЧР, в интересах неопределенного круга лиц, к администрациям - Агишбатойского, Белгатойского, Бенойского, Веденского, Гунинского, Даргинского, Дышни-Веденского, Курчалинского, Макажойского, Махкетинского, Сельментаузенского, Тазен-Калинского, Тевзанинского, Харачойского, Хаттунинского, Хойского, Ца-Веденского, Элистанжинского, Эрсинойского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным их бездействия, выразившееся в непринятии мер по исполнению запланированных Программой мероприятий, а также в отсутствии в Программе конкретного перечня мер, направленных на противодействие коррупции, сроков исполнения запланированных мероприятий, должностных лиц, ответственных за их выполнение, - удовлетворить.

Признать незаконными бездействия администраций - Агишбатойского, Белгатойского, Бенойского, Веденского, Гунинского, Даргинского, Дышни-Веденского, Курчалинского, Макажойского, Махкетинского, Сельментаузенского, Тазен-Калинского, Тевзанинского, Харачойского, Хаттунинского, Хойского, Ца-Веденского, Элистанжинского, Эрсинойского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР, выразившиеся в непринятии мер по исполнению запланированных Программой мероприятий, а также в отсутствии в Программе конкретного перечня мер, направленных на противодействие коррупции, сроков исполнения запланированных мероприятий, должностных лиц, ответственных за их выполнение.

Обязать администрации - Агишбатойского, Белгатойского, Бенойского, Веденского, Гунинского, Даргинского, Дышни-Веденского, Курчалинского, Макажойского, Махкетинского, Сельментаузенского, Тазен-Калинского, Тевзанинского, Харачойского, Хаттунинского, Хойского, Ца-Веденского, Элистанжинского, Эрсинойского сельских поселений Веденского муниципального района ЧР принять меры по исполнению запланированных Программой мероприятий, а также предусмотреть в Программе конкретный перечень мер, направленных на противодействие коррупции, определить сроки исполнения запланированных мероприятий, должностных лиц, ответственных за их выполнение, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда необходимо сообщить в суд и прокуратуру в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Веденский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий А.Р.Эльбуздукаев