ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-144/2016 от 01.04.2016 Ковернинского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-144/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Ковернино 01 апреля 2016 года

Судья Ковернинского районного суда Нижегородской области Батырев Д.Ю., при секретаре Кротовой Е.В., с участием представителя административного истца ООО «Лесресурс» Зырина С.С., административного ответчика государственного лесного инспектора Нижегородской области Круглова А.Е.., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "ЛесРесурс" к Государственному лесному инспектору Нижегородской области Круглову А.Е. о признании незаконным и отмене предписания № 2 от 26.01.2016г. "Об устранении выявленных нарушений лесного законодательства",

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ООО «ЛесРесурс» обратилось в Ковернинский районный суд Нижегородской области с административным исковым заявлением к Государственному лесному инспектору Нижегородской области Круглову А.Е. о признании незаконным и отмене предписания №2 от 26.01.2016г. "Об устранении выявленных нарушений лесного законодательства".

Административный истец свои требования мотивировал тем, что 26.01.2016 года государственный лесной инспектор Нижегородской области А.Е. Круглов, для решения гражданско-правового спора в пользу своего работодателя-арендодателя, вынес предписание № 2 об устранении выявленных нарушений лесного законодательства и обязал ООО «ЛесРесурс» обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ разрубку и расчистку квартальных просек сверх плановых объемов, установленных проектом освоения лесов в ДД.ММ.ГГГГ, без указания на само нарушение лесного законодательства.

В ДД.ММ.ГГГГ между арендодателем и арендатором возник гражданско- правовой спор об исполнении условий договора аренды, в частности по трактовке п. договора аренды. Согласно п. договора аренды арендатор обязан осуществлять за счет собственных средств в соответствии с проектом освоения лесов,если иное не установлено нормативно правовыми актами РФ и Нижегородской области: (разрубку (расчистку) квартальных просек на лесном участке, замену квартальных столбов.

Так как квартальная просека является объектом лесной инфраструктуры (Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ.). Создание лесной инфраструктуры является не обязанностью, а правом арендатора и подлежат к применению положения установленные законом.

Отношения, которые представитель арендодателя - государственный лесной инспектор Нижегородской области Круглов А.Е. принял решение урегулировать в порядке федерального государственного лесного надзора с применением государственно-властных полномочий подлежат урегулированию в рамках гражданско-правовых отношений.

Так как к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", то государственные лесные инспекторы в порядке определённом федеральным законодательством имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений.

Учитывая, что проверка соблюдения лесного законодательства ООО «ЛесРесурс» фактически не проводилась, распоряжение о проведении проверки уполномоченным лицом не выносилось, юридическое лицо не извещалось о проведении проверки, не участвовало в её проведении, по результатам проверки не составлялся соответствующий акт, на основании которого возможно вынесение предписания, что является грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Предписание № 2 от 26.01.2016 года выдано не об устранении выявленных нарушений лесного законодательства, а на конкретные действия, которые, по мнению инспектора, должно провести общество.

Просит признать незаконным и отменить предписание № 2 от 26.01.2016 г. «Об устранении выявленных нарушений лесного законодательства».

Представитель административного истца ООО «ЛесРесурс» в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Государственный лесной инспектор Нижегородской области Круглов А.Е. административный иск не признал, и пояснил, что при проверке отчетов об использовании лесов за ДД.ММ.ГГГГ, которые ООО «ЛесРесурс» обязан сдавать в Ковернинское районное лесничество согласно п. договора аренды, было выявлено, что арендатор за ДД.ММ.ГГГГ полностью не выполнил разрубку и расчистку существующих квартальных просек. Тем самым нарушил договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ п. Им был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «ЛесРесурс» по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ. На основании указанного протокола выдано предписание № 2 от 26.01.2016 года с обязанностью обеспечить расчистку квартальных просек. Квартальная просека является объектом лесной инфраструктуры, создание которой в соответствии со ст. 13 Лесного кодекса РФ является обязанностью арендатора. В предписании № 2 от 26.01.2016 года мероприятие по расчистке существующих квартальных просек, не является мероприятием по созданию объектов лесной инфраструктуры, а является мероприятием по уходу за существующими квартальными просеками. Им ошибочной указано в протоколе на доказательство вины ООО «ЛесРесурс» отчеты об охране и защите лесов за ДД.ММ.ГГГГ. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель Департамента лесного хозяйства Нижегородской области надлежаще извещенный о дне и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, суд об отложении дела слушанием не просил. С учетом мнения лиц участвующих в деле суд находит возможным рассмотреть данное дело в отсутствие Департамента лесного хозяйства Нижегородской области.

Заслушав административного истца, административного ответчика изучив материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, и установлено судом, между Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области и арендатором ООО «ЛесРесурс» заключен Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. договора аренды арендатор обязан осуществлять за счет собственных средств в соответствии с проектом освоения лесов,если иное не установлено нормативно правовыми актами РФ и Нижегородской области:разрубку (расчистку) квартальных просек на лесном участке, замену квартальных столбов.

26.01.2016 года в отношении ООО «ЛесРесурс» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.25 ч. 4 КоАП РФ, за нарушение договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и невыполнение мероприятий по разрубке и расчистке квартальных просек -*** км. (согласно проекту освоения лесов), на основании отчетов об охране и защите лесов арендатора лесного участка ООО «ЛесРесурс».

На основании указанного протокола государственным лесным инспектором Нижегородской области Кругловым А.Е. в отношении ООО «Лесресурс» выдано предписание, которым обязал ООО «ЛесРесурс» выполнить и обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ расчистку квартальных просек сверх плановых объемов, установленных проектом освоения лесов в ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что основанием для вынесения предписания явилось обнаружение в предоставленных отчетах об охране и защите лесов арендатора лесного участка ООО «Лесресурс» за ДД.ММ.ГГГГ, которые также представлены в дело, невыполнение мероприятий по разрубке и расчистке квартальных просек -*** км. согласно проекту освоения лесов.

В силу положений ст.96 Лесного кодекса РФ государственный лесной инспектор Нижегородской области Круглов А.Е. осуществляет федеральный государственный лесной надзор. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно п.п. 6,7,8 ч.3 ст.96 Лесного кодекса РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства (п.6); составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение (п. 7); давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (8).

В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 22.06.2007 N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" государственные лесные инспекторыв порядке определённом федеральным законодательствомимеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений.

Порядок выдачи обязательных для исполнения предписаний регламентирован положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;

Согласно ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ выдача предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий относится к мерам, принимаемым должностными лицами органа государственного контроля (надзора), в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ 1. результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1). К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).

Как следует из материалов дела и объяснений участников процесса, проверка соблюдения лесного законодательства ООО «ЛесРесурс» фактически не проводилась, распоряжение о проведении проверки уполномоченным лицом не выносилось, юридическое лицо не извещалось о проведении проверки, не участвовало в её проведении, по результатам проверки не составлялся соответствующий акт, на основании которого возможно вынесение предписания. Более того, само предписание не содержит сведений, о проведенной в отношении юридического лица проверки, её сроках, а также не содержит сведения о том, какие нормы лесного законодательства нарушены юридическим лицом.

При таких обстоятельствах предписание было вынесено Государственным лесным инспектором Нижегородской области Кругловым А.Е. не в рамках проведенной в установленном законом порядке проверки соблюдения ООО «ЛесРесурс» лесного законодательства, поэтому является незаконным, как нарушающим права юридического лица, в связи с чем, к доводам должностного лица, изложенным в судебном заседании, суд относится критически, как содержащим субъективную оценку обстоятельств дела, не основанную на правильном применении норм материального права.

Кроме того согласно ст. 53.1 Лесному кодексу РФ Охрана и защита лесов включающие в себя меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 3)прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 281 от 16 апреля 2011 г. "О мерах противопожарного обустройства лесов" установлено, что к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 ЛК РФ, относятся:прочистка просек,прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N 1283-р утвержден перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов.

Согласно п. 1 указанного перечня к объекту лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов относится квартальная просека. По смыслу указанного положения следует, что квартальная просека является объектом лесной инфраструктуры, что отражено в проектах освоения лесов.

Между тем, квартальная просека, расчистка которой возложена предписанием на ООО «ЛесРесурс», положениями Лесного кодекса РФ отнесена к статье 68.2, которой предусмотрено, что проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (часть 1). Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (часть 2).

Следовательно, понятия просека и квартальная просека, указанными положениями нормативно-правовых актов разделены по своему назначению.

Так как формой Отчёта об охране и защите лесов за ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено только прокладка и прочистка просек в объемах противопожарного обустройства лесов (п/п отчета) в соответствии с проектом освоения лесов ООО «ЛесРесурс» и не предусмотрено наличие сведений о созданных объектах лесной инфраструктуры (квартальных просек), поэтому Отчёты об охране и защите лесов за ДД.ММ.ГГГГ, положенные в основу выдачи спорного предписания, не могут являться доказательством виновных действий ООО «ЛесРесурс», т.к. форма указанного отчета не предусматривает наличие сведений о созданных объектах лесной инфраструктуры (квартальных просек).

Форма отчета, где отражаются сведения об объектах лесной инфраструктуры (квартальных просек), являются отчеты об использовании лесов, которые не были положены в основу протокола об административном правонарушении от 26.01.2016 года № 02, что не оспаривалось сторонами.

Суд также учитывает, что должностное лицо вопреки положениям пункта 11 ст. 226 КАС РФ предписывающие обязанность должностного лица наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), не представил суду доказательств законности своих действий. доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 226-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административный иск ООО "ЛесРесурс" к Государственному лесному инспектору Нижегородской области Круглову А.Е. о признании незаконным и отмене предписания № 2 от 26.01.2016г. "Об устранении выявленных нарушений лесного законодательства", удовлетворить.

Признать незаконным предписание государственного лесного инспектора Нижегородской области главного специалиста Ковернинского районного лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области Круглова А.Е. № 2 от 26.01.2016г. "Об устранении выявленных нарушений лесного законодательства".

Решение суда, может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья