Дело № 2а-144/2018РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 года с. Летняя Ставка
Туркменский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Яроцкого А.Д..
при секретаре Миненко В.А.,
с участием:
помощника прокурора Туркменского района Ставропольского края Басовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Туркменского района Ставропольского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации села Камбулат Туркменского района Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества – пешеходных дорожек и тротуаров в границах населенного пункта муниципального образования
установил:
прокурор Туркменского района Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации села Камбулат Туркменского района Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества – пешеходных дорожек и тротуаров в границах населенного пункта муниципального образования, в котором указал, что прокуратурой Туркменского района Ставропольского края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления района законодательства о государственной и муниципальной собственности. Согласно п. 5. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 - ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257 - ФЗ) автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся пешеходные дорожки, тротуары и т.д. В силу п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона №257 - ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Исходя из смысла указанных норм к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится осуществление дорожной деятельности и обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе в отношении пешеходных дорожек и тротуаров в границах населенных пунктов поселений. Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (ч. З ст. 225 ГК РФ). Аналогичные положения закреплены в п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 93, в соответствие с которым принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В соответствие со ст. 130 ГК РФ пешеходные дорожки и тротуары относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землёй, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба их назначению.Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Как установлено по результатам проверки, в границах населенных пунктов муниципального образования села Камбулат Туркменского района расположены бесхозяйные объекты недвижимости - пешеходные дорожки и тротуары, сведения о которых как о бесхозяйных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости не внесены. К ним относятся пешеходные дорожки и тротуары, расположенные по адресам в с. Камбулат Туркменского района: по обоим сторонам вдоль ул. Красная протяженностью 1500 метров; по обоим сторонам вдоль ул. Советская протяженностью 500 метров; по обоим сторонам вдоль ул. Комарова протяженностью 500 метров. Общая протяженность бесхозяйных пешеходных дорожек и тротуаров в границах населенных пунктов муниципального образования составила 2500 метров.
Указанные пешеходные дорожки и тротуары на кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости не поставлены, право муниципальной собственности на них не оформлено, на баланс земельные участки под ними не приняты. Какие-либо документы, свидетельствующие о постановке данных объектов недвижимости на кадастровый учет, отсутствуют. Органом местного самоуправления меры для постановки их на кадастровый учет в органах Росреестра по Ставропольскому краю не приняты. Данный факт также подтверждается информацией главы села Камбулат № 40 от 30.01.2018. Бесхозяйные пешеходные дорожки и тротуары задействованы в системе дорожного движения, и не принятие администрацией села Камбулат сельсовета мер по постановке их на учет как бесхозяйных объектов недвижимости нарушают положения ч. З ст. 225 ГК РФ и п. 5. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и влечет негативные последствия в виде невозможности осуществления в отношении них надлежащей дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку границы данных объектов не определены на местности, сведения о них отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, у органа местного самоуправления отсутствует соответствующее вещное право на указанные объекты недвижимости, данные объекты не приняты на баланс, бремя содержания пешеходных дорожек и тротуаров в установленном законном порядке за органом местного самоуправления не закреплено. Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Учитывая то, что длительное бездействие органа местного самоуправления не соответствует требованиям федерального законодательства, затрагивает и нарушает права, законные интересов неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением.
Поэтому просит признать незаконным бездействие администрации села Камбулат Туркменского района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением и документацией, необходимой для принятия на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества - пешеходных дорожек и тротуаров в границах населенных пунктов муниципального образования села Камбулат Туркменского района Ставропольского края. Обязать администрацию села Камбулат Туркменского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме и обеспечить направление в Управление Росреестра по Ставропольскому краю заявление и документацию, необходимую для принятия на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества - пешеходных дорожек и тротуаров, расположенных по адресам в с. Камбулат Туркменского района: по обоим сторонам вдоль ул. Красная протяженностью 1500 метров; по обоим сторонам вдоль ул. Советская протяженностью 500 метров; по обоим сторонам вдоль ул. Комарова протяженностью 500 метров.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Туркменского района Ставропольского края Басова Д.В. просила суд удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Также не возражала против рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика – представителя администрации села Камбулат Туркменского района Ставропольского края.
Представитель административного ответчика администрации села Камбулат Туркменского района Ставропольского края в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором не возражал против удовлетворения административного искового заявления и просил рассмотреть дел в отсутствие представителя администрации.
При указанных обстоятельствах, с учетом положения ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, явка которого признана судом не обязательной.
Суд, выслушав представителя административного истца и исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 - ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257 - ФЗ) к элементам обустройства автомобильных дорог относятся пешеходные дорожки, тротуары и т.д.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона №257 - ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Исходя из смысла приведенных норм, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится осуществление дорожной деятельности и обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе в отношении пешеходных дорожек и тротуаров в границах населенных пунктов поселений.
Согласно ст. 130 ГК РФ пешеходные дорожки и тротуары относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землёй, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба их назначению.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Аналогичные положения закреплены в п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 93, в соответствие с которым принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Из представленных в суд письменных доказательств следует, что по результатам проведенной прокуратурой Туркменского района проверки исполнения администрацией села Камбулат Туркменского района законодательства о государственной и муниципальной собственности, установлены бесхозяйные объекты недвижимости, расположенные в границах населенного пункта муниципального образования села Камбулат, сведения о которых как о бесхозяйных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
К таким бесхозяйным объектам недвижимости относятся пешеходные дорожки и тротуары, расположенные в селе Камбулат Туркменского района: по обоим сторонам вдоль ул. Красная протяженностью 1500 метров; по обоим сторонам вдоль ул. Советская протяженностью 500 метров; по обоим сторонам вдоль ул. Комарова протяженностью 500 метров.
Прокуратурой района в ходе проверки установлено, что указанные пешеходные дорожки и тротуары на кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости не поставлены, право муниципальной собственности на них не оформлено, на баланс земельные участки под ними не приняты. Какие-либо документы, свидетельствующие о постановке данных объектов недвижимости на кадастровый учет, отсутствуют. Органом местного самоуправления меры для постановки пешеходных дорожек и тротуаров на кадастровый учет в органах Росреестра по Ставропольскому краю не приняты, что также подтверждается информацией главы села Камбулат № 40 от 30.01.2018.
Суд считает, что выявленные прокуратурой Туркменского района Ставропольского края нарушения требований ч. З ст. 225 ГК РФ, и п. 5. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», допущенные администрацией села Камбулат Туркменского района Ставропольского края указывают на ненадлежащее исполнение муниципальным органом своих обязанностей по принятию мер для постановки на кадастровый учет указанных бесхозяйных объектов недвижимости, включению их в реестр муниципальной собственности. Невыполнение указанных действий влечет негативные последствия в виде невозможности осуществления в отношении пешеходных дорожек и тротуаров надлежащей дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, является незаконным, затрагивает и нарушает права и законные интересов неопределенного круга лиц.
Административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу указанного, административное исковое заявление прокурора Туркменского района Ставропольского края подлежит удовлетворению в полном объёме.
Кроме того, суд считает необходимым обязать административного ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить решение суда. Указанный срок, по мнению суда, достаточен для исполнения администрацией села Камбулат Туркменского района Ставропольского края возложенного обязательства.
На основании п. 9 ст. 333.36 НК РФ, прокуроры по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образования освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие администрации села Камбулат Туркменского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением и документацией, необходимой для принятия на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества - пешеходных дорожек и тротуаров в границах населенных пунктов муниципального образования села Камбулат Туркменского района Ставропольского края.
Обязать администрацию села Камбулат Туркменского района Ставропольского края, пл. Свободы, 1, с. Камбулат, Туркменский район (ИНН <***>) в течение шести месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить направление в Управление Росреестра по Ставропольскому краю заявление и документацию, необходимую для принятия на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества - пешеходных дорожек и тротуаров, расположенных по адресам в селе Камбулат Туркменского района: по обоим сторонам вдоль ул. Красная протяженностью 1500 метров; по обоим сторонам вдоль ул. Советская протяженностью 500 метров; по обоим сторонам вдоль ул. Комарова протяженностью 500 метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.Д. Яроцкий
Подлинник решения находится в административном деле № 2а-144/2018 Туркменского районного суда Ставропольского края.