Дело №2а-144/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тотьма 18 марта 2021 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Цыгановой О.В.
при секретаре Кокине С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к руководителю администрации муниципального образования «город Тотьма» ФИО3 и администрации муниципального образования «город Тотьма» о признании незаконным постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
установил:
В суд обратился ФИО2 с административным исковым заявлением к руководителю администрации муниципального образования «город Тотьма» ФИО3 о признании незаконным постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, указывая, что в связи с образованием земельного участка под кадастровым номером ..., на котором расположен многоквартирный дом по адресу: ..., и постановке его 05.06.2020 на кадастровый учет, в порядке, предусмотренном п.2 ч.5 ст.161.1 ЖК РФ, собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании 28.06.2020 был рассмотрен вопрос о праве пользования земельным участком. По итогам собрания земельный участок был между собственниками помещений разделен и выделен в натуре на части для ведения огородничества. 04.07.2020 одним из собственников помещений была вспахана часть земельного участка, находящегося в общедолевой собственности жильцов МКД. 23.09.2020 заместителем главного государственного инспектора Тотемского района по использованию и охране земель ФИО1 трем собственникам помещений МКД выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства № .... В целях избежания административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ собственник помещения многоквартирного дома ФИО4 08.10.2020 обратилась с заявлением в администрацию МО «город Тотьма» об установлении для земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, вспомогательного вида разрешенного использования участка. 12.10.2020 должностным лицом администрации МО «город Тотьма» ФИО3 вынесено постановление №275 об утверждении для земельного участка с кадастровым номером ... вспомогательного вида разрешенного использования, предусматривающего на земельном участке ведение огородничества, обустройство теплиц, парников. Сведения об установленном виде разрешенного использования земельным участком, дополнительно к основному 16.11.2020 были внесены в ЕГРН. Полагает указанное постановление незаконным, нарушающим его право на пользование общим имуществом многоквартирного дома, на его доступность и не соответствующим требованиям действующего законодательства. Земельный участок, предназначенный для благоустройства и эксплуатации многоквартирного дома, принадлежит на праве общедолевой собственности собственникам помещений МКД и уменьшение его размера возможно только с согласия всех собственников помещений. Правовой режим разрешенного использования земельного участка, расположенного в территориальной жилой зоне, устанавливается специальным федеральным законом. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Установленный обжалуемым постановлением вид разрешенного использования земельного участка внесен с нарушением требований п.13 ст.34 ФЗ №171-ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», который при образовании земельного участка требует соблюдения порядка по установлению вида разрешенного использования земельного участка, вид которого должен устанавливаться в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. Вид разрешенного использования не соответствует коду 2.1.1 (типу жилого здания) установленного «Классификатором видов разрешенного использования земельных участков». Обжалуемое постановление не соответствует требованиям пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.11.2016 №23-П, где указано, что собственники помещений МКД ограничены пределами по использованию земельного участка, им запрещено распоряжение отдельными объектами из числа общего имущества МКД, нарушающих доступность по пользованию помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества МКД, которое обусловлено требованием сохранения всего комплекса общего имущества в целом и его функциональных свойств, позволяющих обеспечить надежность и безопасность существования МКД. Многоквартирный дом по адресу: ... расположен в территориальной зоне Ж-2 г. Тотьма. Согласно методических рекомендаций по разработке схем территории городов «МДС 30.1-99» в территориальной жилой зоне Ж-2 вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий ведение огородничества, строительство парников, теплиц разрешено только для жилых домов блокированной застройки, однако их дом таковым не является. Просит признать постановление № 275 от 12.10.2020 незаконным, исключить из ЕГРН сведения, внесенные на основании данного постановления, установить для земельного участка с кадастровым номером ... вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка согласно кода 2.1.1 «Классификатора видов разрешенного использования земельных участков», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540.
Определением суда от 14.01.2021 к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрации муниципального образования «город Тотьма».
Определениями суда от 10.02.2021 и 25.02.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены- Управление Росреестра по Вологодской области, ФИО5, ФИО4, ФИО6
В судебном заседании административный истец ФИО2 исковые требования уточнил в части установления для земельного участка с кадастровым номером ... вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка согласно кода 2.1.1 «Классификатора видов разрешенного использования земельных участков», утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412. Уточненные требования поддержал по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснил, что обжалуемое постановление вынесено неправомочным лицом, поскольку полномочия по установлению и изменению вида разрешенного использования переданы на уровень субъекта Вологодской области.
Ответчики- руководитель администрации МО «город Тотьма» ФИО3, представитель администрации МО «город Тотьма» в судебное заседание не явились. Согласно отзыва, с заявленными требованиями не согласны, считают постановление принято законно и обоснованно, в соответствии с действующим законодательством РФ и Правилами землепользования и застройки, действующими на территории муниципального образования «город Тотьма». Так, 08.10.2020 в администрацию МО «город Тотьма» обратилась ФИО4 с заявлением о внесении изменений в ЕГРН по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: .... Вместе с указанным заявлением ФИО4 было представлено вынесенное в отношении нее заместителем начальника межмуниципального отдела по Тотемскому и Бабушкинскому районам Управления Росреестра по Вологодской области предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении данного земельного участка. Заявление ФИО4 было рассмотрено и по результатам его рассмотрения вынесено постановление от 12.10.2020 № 275 «Об изменении (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ...». Земельный участок с кадастровым номером ... является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, сведения о трех собственниках данного земельного участка внесены в ЕГРН, сведения о ФИО2 как о собственнике указанного земельного участка в ЕГРН отсутствуют. Указанный земельный участок согласно карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО «город Тотьма», утвержденных решением Совета муниципального образования «город Тотьма» от 21.089.2014 № 66, полностью расположен в границах территориальной зоны Ж-2 «Зоны малоэтажной жилой застройки многоквартирными домами с приквартирными участками». Согласно указанным Правилам, к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-2 относится вид разрешенного использования- малоэтажные многоквартирные жилые дома не более 12 квартир, к вспомогательным видам относится в том числе: придомовые зеленые насаждения, огороды, палисадники, клумбы.
Заинтересованное лицо- представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, направил в адрес суда отзыв, согласно которого в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажные многоквартирные жилые дома не более 12 квартир, общая площадь 2253 кв.м., расположенный по адресу: ...: ФИО6, ФИО4, ФИО5 (доли в праве общей долевой собственности пропорциональны размеру общей площади) на основании ст.16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 № 189-ФЗ. Согласно сведениям кадастра недвижимости земельный участок является учтенным объектом недвижимого имущества, сведения в кадастр недвижимости внесены 05.06.2020 на основании межевого плана от 12.05.2020. На данном земельном участке находится многоквартирный дом с кадастровым номером .... В управление обратились ФИО4, ФИО5, ФИО6 с заявлениями об осуществлении действий по кадастровому учету изменений в сведения о разрешенном использовании спорного земельного участка. В соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Тотьма» было вынесено постановление Администрации муниципального образования «город Тотьма» от 12.10.2020 № 275 «Об изменении (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ...». Указанным постановлением был установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... «Малоэтажные многоквартирные жилые дома не более 12 квартир, вспомогательные виды разрешенного использования: хозяйственные площадки, теплицы и оранжереи, придомовые зеленые насаждения, огороды, палисадники, клумбы; встроенные, сблокированные или отдельные стоящие гаражи». 17.11.2020 принято решение о внесении в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером ... изменений в сведения о разрешенном использовании данного земельного участка с «малоэтажные многоквартирные дома не более 12 квартир» на «малоэтажные многоквартирные жилые дома не более 12 квартир, хозяйственные площадки, теплицы, оранжереи, придомовые зеленые насаждения, огороды, палисадники, клумбы, встроенные, сблокированные или отдельно стоящие гаражи». Управление не согласно с требованиями истца об исключении сведений из ЕГРН, поскольку государственный учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, то есть носит подтверждающий характер и призван лишь удостоверить со стороны государства юридическое существование объекта, в судебном порядке могут подлежать оспариванию только документы, являвшиеся основанием для внесения сведений об объекте в кадастр недвижимости, но не сами сведения кадастра недвижимости. Решение суда, вступившие в законную силу о признании недействительным оспариваемого постановления будет являться основанием для осуществления Управлением действий по кадастровому учету изменений в отношении данного земельного участка, а именно сведениям о разрешенном использовании данного земельного участка «хозяйственные площадки, теплицы, оранжереи, придомовые зеленые насаждения, огороды, палисадники, клумбы, встроенные, сблокированные или отдельно стоящие гаражи» будет присвоен статус «погашенные».
Заинтересованное лицо- ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что земельный участок под МКД отмежован и поставлен на кадастровый учет, зарегистрировано право общей долевой собственности на указанный земельный участок за ней, ФИО5 и ФИО6. На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме был установлен порядок пользования земельного участка, где решено, что она будет пользоваться частью земельного участка, которым пользовалась ранее под огород. В результате она вскопала участок под огород, но по жалобе ФИО2 была инициирована проверка и в ее адрес пришло предостережение, где было указано на необходимость установления соответствующего вида разрешенного использования земельного участка. Она обратилась с заявлением в администрации МО «город Тотьма», было вынесено обжалуемое постановление, на основании которого были внесены изменения в вид разрешенного использования земельного участка, все зарегистрировано в ЕГРН. Полагает, что постановление вынесено законно в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г.Тотьма.
Заинтересованное лицо- ФИО5 с исковыми требованиями не согласна, претензий к ответчику по принятию обжалуемого постановления не имеет, вид разрешенного использования земельного участка установлен в соответствии с законом и решением общего собрания собственников жилых помещений в МКД.
Заинтересованное лицо- ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещалась по месту жительства надлежаще.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В рамках, утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
При этом, согласно пункту 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (пункт 12 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 455-ФЗ).
Кроме того, согласно пункту 13 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, законодателем установлен переходный период для приведения разрешенного использования земельных участков в соответствие с указанным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, предусматривающий право правообладателей использовать земельные участки с тем видом разрешенного использования, который был установлен ранее и вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
При этом установить вид разрешенного использования земельного участка возможно только после приведения Правил землепользования и застройки данной территории в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании части 2 статьи 36 ЖК РФ, статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, как и распоряжение этим имуществом, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в частности введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... был поставлен на кадастровый учет 05.06.2020 как учтенный, с категорией земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: малоэтажные многоквартирные жилые дома не более 12 квартир, общая площадь 2253 кв.м.
На указанном земельном участке расположен многоквартирный дом с кадастровым номером ..., адрес дома: .... В многоквартирном доме расположено 4 квартиры, собственниками которых являются: кв.№...- ФИО4, кв.№...- ФИО2; кв.№... ФИО7; кв.№... ФИО6
Протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: ... от 29.06.2020 определен порядок пользования земельным участком под многоквартирным домом, участок за хозяйственной дорогой решено разделить пропорционально площади каждой из квартир и использовать под огородничество, приложена схема порядка пользования.
В адрес ФИО4 заместителем главного государственного инспектора Тотемского района по использованию и охране земель направлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № ... от 23.09.2020, а именно использования земельного участка с кадастровым номером ... не в соответствии с установленным видом разрешенного использования и предложено принять меры по обеспечению соблюдения указанных требований.
Установлено, что 08.10.2020 ФИО4 обратилась в администрацию муниципального образования «город Тотьма» с заявлением о внесении в ЕГРН дополнений по виду разрешенного использования с кадастровым номером ... к основному вспомогательный: хозяйственные площадки, теплицы, оранжереи, придомовые зеленые насаждения, огороды, палисадники, клумбы, отдельно стоящие гаражи.
Постановлением администрации муниципального образования «город Тотьма» № 275 от 12.10.2020 установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ...(...) с «Малоэтажные многоквартирные жилые дома не более 12 квартир» на «Малоэтажные многоквартирные жилые дома не более 12 квартир, вспомогательные виды разрешенного использования (установленные к основным): хозяйственные площадки, теплицы и оранжереи; придомовые зеленые насаждения, огороды, палисадники, клумбы; встроенные, сблокированные или отдельно стоящие гаражи».
На основании указанного постановления 17.11.2020 Управлением Росреестра принято решение о внесении изменений в сведения о разрешенном виде использования земельного участка.
Так, согласно выписки из ЕГРН от 15.02.2020 земельный участок с кадастровым номером ... расположен по адресу: ..., имеет площадь 2253 кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: «малоэтажные многоквартирные жилые дома не более 12 квартир, вспомогательные виды разрешенного использования (установленные к основным): хозяйственные площадки, теплицы и оранжереи; придомовые зеленые насаждения, огороды, палисадники, клумбы; встроенные, сблокированные или отдельно стоящие гаражи для иных видов использования, характерных для населенных пунктов», правообладателями общей долевой собственности указаны ФИО6, ФИО7, ФИО4, доля в праве пропорциональна размеру общей площади.
Суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... местоположением: ... согласно карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Тотьма», утвержденных решением Совета муниципального образования «город Тотьма» от 21.08.2014 № 66 полностью расположен в границах территориальной зоны Ж-2 «Зона малоэтажной жилой застройки многоквартирными домами с приквартирными участками».
Согласно указанным Правилам, к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-2 относится вид разрешенного использования «малоэтажные многоквартирные жилые дома не более 12 квартир». К вспомогательным видам относятся: придомовые зеленые насаждения, огороды, палисадники, клумбы, теплицы, оранжереи, встроенные, сблокированные или отдельно стоящие гаражи и другие.
Доводы ФИО2 о том, что полномочия по изменению вида разрешенного использования земельного участка переданы органам исполнительной власти субъекта в силу Закона Вологодской области от 15.12.2017 №4259-ОЗ не состоятельны, поскольку данным Законом к полномочиям органов исполнительной государственной власти субъекта в области градостроительной деятельности переданы полномочия органов местного самоуправления: по подготовке и утверждению генеральных планов муниципальных образований области, перечень которых определен в приложении к настоящему закону области, внесению в них изменений, организации деятельности согласительной комиссии по ним; по утверждению правил землепользования и застройки городских и сельских поселений области, внесению в них изменений, организации деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки поселений области по вопросам, указанным в статьях 31 и 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, не указанные в части 1 настоящей статьи, в том числе по организации и проведению общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов и проектам правил землепользования и застройки, организации деятельности комиссии по правилам землепользования и застройки по вопросам, указанным в статьях 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляются ими самостоятельно в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оспариваемым постановлением не вносились изменения в Правила землепользования и застройки МО «город Тотьма», вид разрешенного использования земельного участка фактически не изменен, а установленный ранее в качестве основного в отношении земельного участка с кадастровым номером ... дополнен вспомогательным видом разрешенного использования в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки МО «город Тотьма». Указанные Правила землепользования и застройки МО «город Тотьма» являются действующими, никем не оспорены, незаконными не признавались.
Доводы ФИО2 о том, что установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, являются не состоятельными в силу пункта 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" приведенному выше, поскольку Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Тотьма», которыми определена граница территориальной зоны Ж-2 и для нее виды разрешенного использования как основных, так и вспомогательных, утверждены решением Совета муниципального образования «город Тотьма» от 21.08.2014 № 66, то есть до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора от 01.09.2014 N 540.
Доводы ФИО2 о том, что при вынесении постановления не учтено, что отсутствовало согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на установление данного вида разрешенного использования, во внимание приняты быть не могут, поскольку вопросы о пределах использования земельного участка под многоквартирным домом разрешен в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ на общем собрании собственников жилых помещений МКД большинством голосов, где также присутствовал ФИО2
Кроме того, в силу пункта 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16.10.2020 N 42-П, собственник земельного участка во всяком случае имеет право самостоятельно выбрать для себя как основной, так и - в дополнение к основному - вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Градостроительный кодекс Российской Федерации непосредственно не возлагают на лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, каких-либо обязанностей по уведомлению о своем решении тех или иных органов публичной власти, что, в частности, подтверждается отсутствием в них, впрочем как и в других нормативных актах, положений, закрепляющих порядок (условия и сроки) исполнения таких обязанностей.
Собственники (правообладатели) земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования.
Исходя из вышеизложенного следует, что собственники жилых помещений МКД определив порядок использования земельного участка под МКД на общем собрании собственников и фактически выбрав в дополнение к основному виду разрешенного использования вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка: под огородничество вправе были как самостоятельно обратиться в органы Росреестра для внесения указанных сведений либо использовать земельный участок по целевому назначения без регистрации вспомогательного вида разрешенного использования.
Поскольку оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству, незаконным признано быть не может.
Требования ФИО2 АВ. в части установления для земельного участка с кадастровым номером ... вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка согласно кода 2.1.1 «Классификатора видов разрешенного использования земельных участков», утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 удовлетворению не подлежат, поскольку настоящий приказ в настоящее время в законную силу не вступил.
При указанных обстоятельствах исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.
руководствуясь ст. ст.227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к руководителю администрации муниципального образования «город Тотьма» ФИО3, администрации муниципального образования «город Тотьма» о признании незаконным постановления №275 от 12.10.2020 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ...», об исключении сведений из ЕГРН и установлении вспомогательного вида разрешенного участка в соответствии с кодом 2.1.1 «Классификатора видов разрешенного использования земельных участков», утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412- отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тотемский районный суд.
Судья О.В. Цыганова
Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2021 года.
Судья О.В. Цыганова