ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1452/2022 от 13.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

УИД 63RS0039-01-2022-000900-61

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 апреля 2022 г. Самара

Ленинский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Турбиной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Угизбаевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1452/2022 по административному исковому заявлению Савельева В.Л. к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным распоряжения об отказе предоставления лесного участка,

установил:

Административный истец обратился в Ленинский районный суд г.Самары с административными исковыми заявлениями к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным распоряжения об отказе предоставления лесного участка, в обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание –домик , литер М, с кадастровым номером площадью 54,9 кв.м, этажность 1 и нежилое здание – летний дом, литер В с кадастровым номером площадью 43,4 кв.м, этажность 1, расположенные по адресу: <адрес>, база отдыха «Салют», А, о чем в ЕГРПНИ внесена запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Указанные выше объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:26::1805022:468 и 63:26:1805022:467, имеющие местоположение: <адрес>, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал 84, выделы 9,10, площадью 0,0925 га и площадью 0,0736 га, с категорией земель: земли лесного фонда, лесопарковая зона, земельный участок находится в собственности РФ, что подтверждается записью в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в аренду. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Министерством принято решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, в связи с размещением участка в лесопарковой зоне, к которой относится квартал Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества объектов капитального строительства, что запрещено п. 2 ст. 114 ЛК РФ и согласно п.п. «г» п.18 Административного регламента установлено, что основанием для отказа является запрещение в соответствии с законодательством РФ осуществление заявленного вида использования лесов на данном лесном участке. В соответствии с лесохозяйственным регламентом Красноярского лесничества, утвержденного приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с новыми материалами таксации, утвержденными приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие материалов таксации лесов Безенчукского, Волжского, Краноярского, Ново-Буянского, Похвистневского, Рачейского и Ставропольского лесничества, Ягодинского участкового лесничества, Ставропольского лесничества, лесной квартал 84 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества относится к лесопарковым зонам. Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации перехода права, право собственности на объект недвижимости с КН 63:26:1805021:458 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, с КН зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем являлось ПАО «Салют». Объект недвижимости домик литер М, 1988 года постройки, объект летний дом литер В1, 2003 года постройки. Соответственно объект недвижимости, находящейся на земельном участке с кадастровым номером 63:26:1805022:468 и кадастровым номером построены до введения в действие Лесного кодекса РФ, на момент строительства и ввода в эксплуатацию запрета на размещение объектов капитального строительства в лесопарковых зонах не было. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит суд признать незаконными решение Министерства об отказе в предоставлении лесного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>, Красноярское лесничество Большецаревщинского участкового лесничества, квартал 84, выделы 9,10, площадью 0,0925 га в аренду и решение Министерства об отказе в предоставлении лесного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>, Красноярское лесничество Большецаревщинского участкового лесничества, квартал 84, выделы 9,10, площадью 0,0736 га в аренду, обязать ответчика по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенное нарушения прав и законных интересов истца, путем направления ему проекта договора аренды земельного участка с кадастровыми номерами 63: имеющего местоположение: <адрес>, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал 84, выделы 9,10, площадью 0,0925 га и 0,0736 га для осуществления рекреационной деятельности.

Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные дела по исковому заявлению Савельева В. Л. к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> о признании незаконным распоряжения об отказе предоставления лесного участка объединены.

В судебном заседании представитель административного истца Гусейнова Г.Г., действующая на основании доверенности от 26.01.2022, выданной сроком на 3 года, заявленные требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям и представленным дополнениям, настаивала на его удовлетворении (л.д.207-209).

Представитель административного ответчика Дмитриенко Е.В., действующая на основании доверенности от 10.01.2022, выданной сроком по 31.12.2022, административный иск не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменных объяснениях (л.д.100-106).

Представители заинтересованных лиц ФГУП «Рослесинфорг», ГКУ СО Красноярское лесничество, Изжеуров К.Е., ПАО «Салют», ООО «Самаралес», ГКУ СО «Самарское лесничество» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, представители Федерального агентства Лесного хозяйства (Рослесхоз), ГБУ Самарской области «Самаралес», ФГБУ «Рослесинфорг» («Поволжский леспроект»), представили письменные отзыва (л.д.114-115, л.д.120, л.д.142-143, л.д.152, л.д.154), в связи, с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконновозложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.

При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Положениями п. 9 ст.1 ЛК РФ предусмотрено, что одним из основных принципов лесного законодательства является использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.

Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса.

В силу требований ст.12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций, эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно части 3 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.

В силу части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.1 предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В подпункте 9 пункта 2 ст. 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления. Перечень документов, подтверждающих право заявителя на предоставление земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития от 12.01.2015 № 1.

В силу п. 4 ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч. 6 ст.73.1 ЛК РФ).

Порядок рассмотрения вопросов, связанных с предоставлением лесных участков в пользование, установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением Губернатора Самарской области от 13.10.2017 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование».

Пунктом 12 Административного регламента установлено, что для предоставления государственной услуги по заключению договора аренды лесного участка без проведения торгов в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ заявитель подает заявление по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту в министерство лично или через законного представителя при посещении министерства, посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с использованием регионального портала.

Пунктом 18 Административного регламента установлено, что одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги при обращении заявителя с заявлением для предоставления государственной услуги, предусмотренной абзацем 2 пункта 10 Административного регламента, является: а) наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 25 Лесного кодекса РФ, а также случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ); б) подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком; в) предоставление заявителем недостоверных сведений; г) запрещение в соответствии с законодательством РФ осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке; д) несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка Лесному плану Самарской области или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка); е) площадь лесного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в проектной документации лесного участка, в соответствии с которой такой участок образован, более чем на десять процентов.

Судом установлено, и следует из представленных документов, что Савельеву В.Л. на праве собственности принадлежит нежилое здание –домик , литер М, с кадастровым номером площадью 54,9 кв.м, этажность 1 и нежилое здание – летний дом, литер В с кадастровым номером , площадью 43,4 кв.м, этажность 1, расположенные по адресу: <адрес>, база отдыха «Салют», А, о чем свидетельствует выписка из ЕГРПНИ (л.д.10-11, л.д.168-171, л.д.174-175, л.д.186-187, л.д.194-195).

Указанные выше объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером и , имеющие местоположение: <адрес>, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал 84, выделы 9,10, площадью 0,0925 га и площадью 0,0736 га, с категорией земель: земли лесного фонда, лесопарковая зона, земельный участок находится в собственности РФ, что подтверждается записью в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.172-173, л.д.176-177, л.д.179-185).

Из выписки из государственного лесного реестра усматривается, что лесной участок, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал 84, выделы 1-12 имеет целевое назначение защитные леса, с категорией защитных лесов: леса, расположенные в лесопарковых зонах, площадью 39,0 га, с видами разрешенного использования, в том числе осуществление рекреационной деятельности (л.д.110-113).

Положениями ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

В силу пункта 3 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

Согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В соответствии с ч. 2 ст. 110 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией.

К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст.111 ЛК РФ).В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии с лесохозяйственным регламентом Красноярского лесничества, утвержденного приказом Министерства от 31.07.2018 № 406, и в соответствии с материалами таксации 1995 и новыми материалами таксации, утвержденными приказом министерства от 01.04.2014 №140 «О введении в действие материалов таксации лесов Безенчукского, Волжского, Красноярского, Ново-Буянского, Похвистневского, Рачейского и Ставропольского лесничеств» квартал № 84Красноярского лесничества Большецаревшинского участкового лесничества, относится к лесопарковым зонам.

Следовательно, испрашиваемые истцом в аренду лесные участки с кадастровыми номерами 63:26:1805022:467 и 63:26:1805022:468 находятся в лесопарковой зоне защитных лесов.

Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов установлен ст.114 ЛК РФ. В лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещаются: использование токсичных химических препаратов; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства; разведка и добыча полезных ископаемых; строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных и беговых дорожек и гидротехнических сооружений (ч. 2 ст.114 ЛК РФ).

Таким образом, лесопарковые зоны в силу действующего законодательства являются самостоятельным видом лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов и изымаются из хозяйственного использования, имеют ограниченный режим природопользования.

В соответствии с ч. 7 ст. 41 ЛК РФ для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду.

Согласно пункта 2, утвержденных Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 № 908 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (ч. 4 ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации).

Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 25 Лесного кодекса РФ использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических и лиц и индивидуальных предпринимателей".

В ходе судебного разбирательства, стороной истца не оспаривалось, что у административного истца Савельева В.Л. статус индивидуального предпринимателя прекращен задолго до обращения с заявлением в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

С учетом изложенного выше, учитывая, установленный лесным законодательством запрет размещения в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, объектов капитального строительства, собственником которых на испрашиваемых земельных участках является Савельев В.Л., суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом решения вынесены Министерством в рамках предоставленных полномочий и не противоречит закону.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В рассматриваемом случае, такая совокупность не установлена, в связи, с чем оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Савельева В.Л. к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным распоряжения об отказе предоставления лесного участка – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.А.Турбина

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2022