дело № 2а-1452 /2022
УИД 03RS0017-01-2022-000122-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Стерлитамак 16 марта 2022 года
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гаязовой А.Х.,
при секретаре Исанбаевой Э.И.,
с участием административного истца ФИО2,
представителя административных ответчиков ФИО3,
заинтересованного лица ФИО4,
несовершеннолетнего ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным постановления комиссии по делам несовершеннолетних,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан (далее КДН при Администрации ГО <адрес>), в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик признал несовершеннолетнего ФИО1 и их семью находящимися в социально-опасном положении сроком на 6 месяцев и поставили на профилактический учет на 6 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ КДН при Администрации ГО <адрес> вынесено постановление № об утверждении межведомственного индивидуального плана (программы) в отношении несовершеннолетнего ФИО1
Полагая, что указанное постановление вынесено в отсутствие несовершеннолетнего и его законного представителя, без исследования дополнительных документов, характеристик, чем нарушены их права, просила постановление № об утверждении межведомственного индивидуального плана (программы) в отношении несовершеннолетнего ФИО1 признать незаконным и отменить, возложить на КДН при Администрации ГО <адрес> обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего.
Определениями суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация городского округа <адрес> РБ, заинтересованными лицами привлечены ООиП администрации ГО <адрес> и МАОУ СОШ №<адрес>.
Административный истец ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, просила удовлетворить. Суду пояснила, что постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении несовершеннолетнего ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.13.5 Кодекса об административных правонарушения РБ, а также постановление КДН при Администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании несовершеннолетнего и его семьи находящимися в социально-опасном положении и проведении межведомственной индивидуальной профилактической работы не оспаривали.
Несовершеннолетний ФИО5 поддержал доводы административного иска, просил удовлетворить.
Представитель административных ответчиков ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.13.5 Кодекса об административных правонарушения РБ, постановление не было обжаловано и вступило в законную силу, в результате чего постановлением от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний и его семья были признаны находящимися в социально-опасном положении и ДД.ММ.ГГГГ был утвержден межведомственный план. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность комиссии по делам несовершеннолетних извещать несовершеннолетнего и его законных представителей при утверждении межведомственного плана.
Заинтересованное лицо – ФИО4 в судебном заседании с иском согласился, просил требования удовлетворить.
Заинтересованное лицо – Отдел опеки и попечительства администрации ГО <адрес> РБ и МАОУ «СОШ №» своих представителей в суд не направили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав стороны, исследовав и изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Основы правового регулирования правоотношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона для целей указанного Закона лицо, не достигшее возраста 18 лет, совершающее правонарушение, признается несовершеннолетним находящимся в социально опасном положении, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Согласно статье 2 названного Федерального закона основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона к органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся комиссии по делам несовершеннолетних.
К категории лиц, в отношении которых органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу относятся, в том числе несовершеннолетние, совершившие правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности (п.5 ч.1 ст.5 указанного Федерального закона).
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 названного Федерального закона, если они зафиксированы среди прочего в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (пункт 3 статьи 6 Федерального закона N 120-ФЗ).
Согласно пункту п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер (пункт 3 статьи 11 указанного Федерального закона).
Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
Так, Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий в Республике Башкортостан утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан №391 от 30 июня 2020 года.
Согласно ч.1 ст.8 Закона РБ №151-з от 23 июня 1999 года «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 19 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06 ноября 2013 года N 995) комиссия принимает решения, оформляемые в форме постановлений, в которых указываются: а) наименование комиссии; б) дата; в) время и место проведения заседания; г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии; д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании; е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление; ж) содержание рассматриваемого вопроса; з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии); и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии); к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики; м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Пунктом 6 Примерного положения определены задачи комиссий, аналогичные задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установленным в статье 2 указанного Федерального закона.
Согласно подпунктам «а», «в» пункта 7 Примерного Положения территориальные (муниципальные) комиссии утверждают межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов; применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенныхКодексомРоссийской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности к компетенции комиссий; утверждают межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимают постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных встатье 5Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и контролируют их исполнение.
В силу ч.1 ст.13.5 Кодекса об административных правонарушения РБ нарушение покоя граждан и тишины в ночное время, выразившееся в совершении действий, предусмотренных в Законе Республики Башкортостан «Об обеспечении покоя граждан и тишины», если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до восьми тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В ходе судебного заседания достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ОДН ФИО6 в отношении несовершеннолетнего ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.13.5 КоАП РФ за то, что он ДД.ММ.ГГГГ нарушил тишину и покой граждан в ночное время, играл в компьютерные игры, кричал.
Постановлением КДН администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.13.5 Кодекса об административных правонарушения РБ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением КДН администрации ГО <адрес> РБ несовершеннолетний ФИО1 и его семья признаны находящимися в социально опасно положении сроком на 6 месяцев. Несовершеннолетний ФИО1 поставлен на профилактический учет в комиссию сроком на 6 месяцев; МАОУ «СОШ №» назначено ответственным за разработку межведомственного индивидуального плана в отношении несовершеннолетнего и его семьи; ПДН УМВД России по <адрес>, ГБУ РБ Юго-западный МЦ Семья», МКУ «Отдел по молодежной политике», Комитет по физической культуре и спорту назначены соисполителями межведомственного индивидуального плана в отношении несовершеннолетнего и его семьи; на МАОУ «СОШ №» возложена обязанность разработать и представить в комиссию для утверждения проект межведомственного индивидуального плана в отношении несовершеннолетнего и его семьи в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением КДН администрации ГО <адрес> РБ был утвержден межведомственный индивидуальный план в отношении несовершеннолетнего ФИО1 и его семьи; на ПДН УМВД России по <адрес>, ГБУ РБ Юго-западный МЦ Семья», МКУ «Отдел по молодежной политике», Комитет по физической культуре и спорту возложена обязанность информировать ответственного за разработку межведомственного индивидуального плана в отношении несовершеннолетнего и его семьи об его исполнении; на МАОУ «СОШ №» возложена обязанность ежеквартально представлять в комиссию акт контроля за реализацией межведомственного индивидуального плана в отношении несовершеннолетнего ФИО1 и его семьи и отчет о его реализации.
При изложенных обстоятельствах, анализируя и оценивая представленные в материалы дела доказательства, с учетом приведенных выше правовых норм, учитывая, что постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении несовершеннолетнего ФИО1 не было обжаловано и вступило в законную силу, принимая во внимание, что КДН при администрации ГО <адрес> РБ действовало в рамках предоставленных ей полномочий, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав административного истца вынесенным в рамках профилактических мероприятий постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении межведомственного индивидуального плана в отношении несовершеннолетнего ФИО1 и его семьи.
Административный истец в нарушение положений части 11, пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ не доказал нарушение своих прав, свобод и законных интересов со стороны административного ответчика.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление вынесено в отсутствие несовершеннолетнего и его законного представителя, которые не были надлежащим образом извещены о дате заседания комиссии не могут быть приняты во внимание, поскольку ни Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ни Законом РБ №-з от ДД.ММ.ГГГГ «О системе профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних, защитыих прав в <адрес>» не предусмотрена обязанность комиссии по делам несовершеннолетних извещать несовершеннолетнего и его законных представителей о дате рассмотрения вопроса об утверждении межведомственного индивидуального плана в отношении несовершеннолетнего и его семьи
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным постановления комиссии по делам несовершеннолетних отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Мотивированное решение составлено 23 марта 2022 года.
Судья А.Х. Гаязова