Дело № 2а-1454/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Апшеронск 23 ноября 2020 года
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Якименко Н.В.,
при секретаре Давыдовой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации к Апшеронской районной общественной организации «Русская община Апшеронского района» о признании юридического лица прекратившим деятельность,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю обратилось в суд с иском к Апшеронской районной общественной организации «Русская община Апшеронского района» о признании юридического лица прекратившим деятельность и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя свои требования тем, что 26.04.2001 года за учетным № было принято решение о государственной регистрации Апшеронской районной общественной организации «Русская община Апшеронского района». Сведения о государственной регистрации некоммерческой организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 10.02.2003 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1032335016966. В качестве местонахождения постоянно действующего руководящего органа юридического лица указан <адрес> (иными сведениями о контактных данных организации Управление не располагает). Общественной организацией нарушены требования абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которому общественные объединения обязаны информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а так же требования абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которому общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Сроки предоставления ежегодных сведений установлены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности». Однако, общественная организация не представила в орган, принявший решение о ее государственной регистрации сведения, предусмотренные абз. 4,8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» за 2017, 2018 и 2019 год. До подачи административного искового заявления, Управлением 23.07.2020 в адрес некоммерческой организации выносились и направлялись письменные предупреждения с требованием устранить допущенные нарушения законодательства за 2017, 2018 и 2019 год. Предупреждение направлялось Управлением по адресу, указанному административным ответчиком при регистрации и внесенному в ЕГРЮЛ. Предупреждение некоммерческой организацией не исполнено, в судебном порядке не обжаловалось. В нарушение вышеуказанных требований абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» отчетность не представлена за 2017, 2018 и 2019 год. Характер допущенных нарушений является существенным, так как юридическое лицо воспрепятствует уполномоченному государственному органу в ознакомлении со своей деятельностью. Нарушение основного принципа осуществления своей деятельности влечет за собой причинение прямого ущерба обществу и государству, так как представленные полномочия Управлению по осуществлению контроля не реализованы, что не позволяет в полной мере контролировать деятельность некоммерческих организаций, в том числе по своевременному выявлению возможных нарушений законодательства Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, в соответствии с ч. 5 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» факт непредставления отчетности предусмотренной абзацем 8 части 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» является основанием для обращения Управления в суд с административным исковым заявлением, о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. В соответствии с пп. 74 п. 6 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю уполномочено обращаться в суд с заявлением о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица. Просит суд признать Апшеронскую районную общественную организацию «Русская община Апшеронского района» прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Заявленные требования поддерживает и настаивает на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Апшеронской районной общественной организации «Русская община Апшеронского района» в судебное заседание не явился, о дате и времени извещался надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеется реестр почтовых отправлений, о причинах неявки суд не уведомил, возражений не представил.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Рассмотрев материалы дела, суд находит требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации к Апшеронской районного общественной организации «Русская община Апшеронского района» о признании юридического лица прекратившим деятельность обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Местом нахождения юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ является место его государственной регистрации. В силу п. 2 ст. 54 ГК и п. 2 ст. 8 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями постоянно действующего исполнительного органа.
Согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношении с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица ( п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № от 21.10.2020 года, юридическое лицо Апшеронская районная общественная организация «Русская община Апшеронского района» по состоянию на 21.10.2020 года включено в Единый государственный реестр юридических лиц. Адрес (местонахождение) – <...>.
Согласно п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу требований ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно требованиям п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» предусмотрен срок для ежегодного предоставления сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использовании иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с пп. 74 п. 6 приказа Министерства юстиции РФ от 03.03.2014 года № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю уполномочено обращаться в суд с заявлением о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Судом установлено, что 26.04.2001 года за учетным № было принято решение о государственной регистрации Апшеронской районной общественной организации «Русская община Апшеронского района». Сведения о государственной регистрации некоммерческой организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 10.02.2003 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) №. При государственной регистрации в качестве местонахождения постоянно действующего руководящего органа юридического лица указан <адрес>.
Из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРЮЛ № от 21.10.2020г. следует, что по стоянию на 21.10.2020 года Апшеронская районная общественная организация «Русская община Апшеронского района», находящаяся по адресу: <адрес> зарегистрирована в МИФНС России № 9 по Краснодарскому краю со статусом – действующее.
Согласно информационного письма Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю № от 23.07.2020 года, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю были исследованы материалы учетного дела Апшеронской районной общественной организации «Русская община Апшеронского района» № и установлено, что общественным объединением не выполнены требования статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» в части ежегодного информирования федерального органа государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, по форме № ФИО1 (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций») за 2018 и 2019 год. Указанное предупреждение не исполнено в установленный законом срок.
Поскольку Апшеронской районной общественной организацией «Русская община Апшеронского района» не были представлены в орган, принявший решение о ее государственной регистрации сведения, предусмотренные ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» в части ежегодного информирования федерального органа государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, то суд считает необходимым признать Апшеронскую районную общественную организацию «Русская община Апшеронского района» прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации к Апшеронской районного общественной организации «Русская община Апшеронского района» о признании юридического лица прекратившим деятельность - удовлетворить.
Признать Апшеронскую районную общественную организацию «Русская община Апшеронского района» прекратившей деятельность в качестве юридического лица, исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд.
Судья Якименко Н.В. Решение не вступило в законную силу.