ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1454/2022 от 23.05.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

к делу № 2а-1454/2022

УИД: 23RS0036-01-2022-001813-33

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2022 года г. Краснодар

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего - судья Прибылов А.А.,

при секретаре Дзюба К.О.,

с участием:

административного истца Соломиной С.О.,

представителя административного ответчика Товмасян К.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Соломиной Светланы Олеговны к ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» МК КК о признании протокола недействительным, возложении обязанности по совершению определенных действий, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Соломина С.О. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» МК КК о признании протокола недействительным, возложении обязанности по совершению определенных действий, компенсации морального вреда, указав, что является студенткой ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» МК КК, обучается по специальности «Сестринское дело» по форме очно-заочная, за счет средств краевого бюджета, является . 23.04.2021 Соломина С.О. обратилась в ККБМК с заявлением о переводе из учебной группы А-13 по специальности «Сестринское дело» (очно-заочная форма) в число обучающихся по специальности «Лечебное дело» на II курс (очная форма обучения за счет средств краевого бюджета), на которое получила ответ о преждевременном заявлении. 09.07.2021 Соломина С.О. вновь обратилась с вышеуказанным заявлением о переводе. Согласно ответу ККБМК № 12 от 19.07.2021, заседание комиссии состоялось 09.07.2021, оформленное протоколом № 1, которое административный истец просит признать недействительным, принудить ККБМК предоставить протокол № 1 от 09.07.2021, перевести Соломину С.О. на специальность «Лечебное дело», разработать и предоставить индивидуальный учебный план, адаптированную учебную программу, ввести в штатный состав ККБМК должность тьютора, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы.

В судебном заседании административный истец поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал в удовлетворении требований, представив суду письменные возражения согласно которым, перевод осуществляется в соответствии с положениями о переводе обучающихся, где прописана вся процедура, заявление Соломина О.А. должна была подать в учебную часть, а не в приемную директора, перевод с вечерней формы обучения на дневную именно по специальности «Сестринское дело» невозможен.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При вынесении решения суд учитывает положения ч. 1 ст. 62 КАС РФ о том, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (ч. 2 приведенной нормы).

В судебном заседании установлено, что приказом – оз от ДД.ММ.ГГГГ Соломина С.О принята на обучение в ККБМК по специальности «Сестринское дело» по форме обучения – очно-заочная, за счет средств краевого бюджета.

23.04.2021 Соломина С.О. обратилась с заявлением в ККБМК, согласно которому просила в случае появления вакантного места перевести её из учебной группы А-13 по специальности «Сестринское дело» (очно-заочная форма обучения) в число обучающихся по специальности «Лечебное дело» за счет средств краевого бюджета, и на которое дан ответ № 5 от 17.05.2021 за подписью директора ККБМК Нехай Ф.А., согласно которому перевод обучающихся со специальности на специальность осуществляется в соответствии с положениям и ККБМК «О порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся».

Соломина С.О. 09.07.2021 вновь обратилась с заявлением о переводе в связи с наличием вакантных мест со специальности «Сестринское дело» очно-заочная форма обучения в число обучающихся по специальности «Лечебное дело» на II курс очной формы обучения за счет средств краевого бюджета, которое сдала в приемную директора, что не отрицалось в ходе судебного разбирательства сторонами.

Следовательно, истцом при подаче заявления о переводе был нарушен пункт 3.3. Положения о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, в соответствии с которым обучающийся подает заявление в учебную часть ККБМК на имя директора о переводе на другую форму обучения либо на другую специальность.

Истец подала заявление 09.07.2021, то есть через два дня со дня сдачи последнего экзамена (07.07.2021), хотя имела возможность подать заявление в учебную часть ККБМК и 07.07.2021 и 08.07.2021.

В соответствии с пунктом 3.1. Положения о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, перевод обучающегося ККБМК на очно - заочную форму обучения на специальность «Сестринское дело» на соответствующий семестровый период возможен при условии наличия вакантных мест для обучающихся специальности «Сестринское дело» после окончания любого курса очной формы обучения на базе среднего общего образования и по специальностям «Лечебное дело» и «Акушерское дело» после первого курса на базе среднего общего образования.

B соответствии с пунктом 3.2. Положения о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся ККБМК перевод обучающихся по очной форме обучения возможен на специальность «Сестринское дело» на базе среднего общего образования (11 класс) при условии наличия вакантных мест для обучающихся специальности «Лечебное дело» и «Акушерское дело» после первого курса на базе среднего общего образования. B исключительных случаях (болезнь обучающегося и другие случаи) возможен перевод обучающегося со специальности «Лечебное дело» и «Акушерское дело» после второго курса на базе среднего общего образования на специальность «Сестринское дело» на базе среднего общего образования с ликвидацией возникшей задолженности.

Перевод обучающихся по очной форме обучения на базе основного общего образования (9 кл) возможен после первого курса на смежные специальности на базе основного общего образования при условии наличия вакантных мест.

Таким образом, из содержания Положения о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся ККБМК следует, что перевод обучающегося с очно-заочной (вечерней) формы обучения на очную (дневную) форму обучения не предусмотрен. При сравнении учебных планов по специальности «Лечебное дело» очной формы обучения и «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения разница в количестве аудиторных часов за первый год обучения составляет 748 часов. При переводе со специальности «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения на специальность «Лечебное дело» очной формы обучения сформировалась бы академическая задолженность в 748 часов (что составляет объем аудиторных часов за учебный семестр).

В соответствии с пунктом 2.8. Положения об отработках пропущенных теоретических и практических занятий обучающимися ККБМК, в зависимости от продолжительности практического занятия в соответствии с рабочей программой за одну отработку обучающийся может ликвидировать текущую задолженность не более чем по одной теме практического занятия (4-6 часов) или двум темам по теоретическим занятиям (4 часа).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Положения об условиях и порядке перевода обучающихся по договору об оказании платных образовательных услуг, на обучение за счет средств краевого бюджета ККБМК «правом на перевод …на обучение за счет средств краевого бюджета имеют обучающиеся … при наличии … следующих условий: сдачи экзаменов за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки «отлично» или «отлично» и «хорошо» или «хорошо».

Об этом регламентировано также в пункте 6 Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 июня 2013 г. № 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное».

Истец же на момент подачи заявления имела оценку «удовлетворительно» по комплексному экзамену, состоящему из двух дисциплин: «Анатомия и физиология человека» и «Основы патологии», что уже является препятствием для перевода на обучение по другой специальности за счет средств краевого бюджета, данные обстоятельства были отражены и в ответе от 19.07.2021 на заявление Соломиной С.О.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности протокола заседания комисии ККБМК по переводу обучающихся с обучения по договору об оказании платных образовательных услуг на обучение за счет средств краевого бюджета № 1 от 09.07.2021.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры».

В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона «Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся». При создании структурного подразделения образовательная организация руководствуется принципами, обеспечивающими осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (статья 27 Закона). Никто ни вправе указывать образовательной организации какой должна быть ее структура. Создание структурного подразделения внутри организации является правом, а не обязанностью образовательной организации. При создании структурного подразделения образовательная организация преследует цель осуществления образовательной деятельности, причем c учетом уровня, вида и направленности образовательных программ, форм обучения и режимов пребывания учащихся. Одним из таких критериев является перечень медицинских противопоказаний к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (в части допуска к работам в медицинских организациях), утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021г. № 29н. Законодатель приводит примерный перечень структурных подразделений образовательной организации, который является открытым, а не обязательным.

В этой связи, требование административного истца о необходимости введения в штат ККБМК тьютора является, по мнению суда, попыткой вмешательства в деятельность образовательного учреждения.

B соответствии c Письмом Министерства просвещения РФ № ТС-551/07 от 20 февраля 2019г. «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии при обнаружении у обучающегося нарушений способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования.

Вместе с тем, у Соломиной С.О. отсутствует заключение данной комиссии, поэтому требования административного иска в данной части удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в штатном расписании ККБМК имеется должность социального педагога, которую занимает специалист с профильным образованием. Обращений к данному специалисту от истца не поступало. Заявления Соломиной С.О. о том, что в штате ККБМК нет квалифицированных, компетентных сотрудников, способных работать с инвалидами, не соответствует действительности: все педагоги профессиональных модулей ККБМК имеют высшее профессиональное образование по специальности и диплом о профессиональной переподготовке по программе «Педагог профессионального образования».В 2021 году 51 педагогический работник ККБМК прошли повышение квалификации по программе «Педагогическая техника преподавателя как средство обеспечения эффективности образовательного процесса в сфере среднего профессионального образования. Организация учебного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями».

Требование Соломиной С.О. о предоставлении индивидуального учебного плана со ссылкой на статью 34 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» о том, что обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами необоснованно.

B пункте 2.3. Положения об обучении по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в ККБМК указаны категории обучающихся, которые могут быть переведены на индивидуальный учебный план. Соломина С.О. не входит в эти категории.

В соответствии с копией индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида № 568.2.23/2019 (к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 1003.2.23/2019 от 11.04.2019), предоставленной истцом при поступлении в ККБМК, ей установлена 3-я группа инвалидности бессрочно. В ИПРА указано - ограничений жизнедеятельности в категории способность к обучению не установлено; в проведении особых мероприятий (в том числе, увеличении срока обучения, предоставлении индивидуального учебного плана) по профессиональному образованию не нуждается. В соответствии с пунктом 21 ИПРА инвалида № 568.2.23/2019 истец не ограничена в способностях к передвижению, к ориентации, к общению, к обучению, к контролю за своим поведением. В соответствии с ИПРА инвалида № 568.2.23/2019 истец не нуждается в санаторно-курортном лечении, не нуждается в мероприятиях по общему и профессиональному образованию, не нуждается в профессиональной ориентации.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (с изменениями и дополнениями) специальность 34.02.01 «Сестринское дело» входит в перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ, по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

B соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 22 апреля 2015 г. № 06-443 «О направлении методических рекомендаций» «Адаптация образовательных программ СПО осуществляется c учетом рекомендаций, данных обучающимся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)».

Выданное студентке врачебное заключение в части рекомендации на обучение по адаптированной программе в колледже не соответствует ИПРА студентки, ввиду отсутствия в ИПРА истца информации о необходимых специальных условиях обучения, дающих право на получение индивидуальной адаптированной программы.

В соответствии с частью 7 пункта 3.1 рекомендаций по содержанию раздела «Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса» письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 22 апреля 2015 г. № 06-443 «О направлении методических рекомендаций» «…при разработке учебного плана адаптированной образовательной программы - ППССЗ – максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 45 академических часа в неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 30 академических часов в неделю. По возможности рекомендуется устанавливать для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья пятидневную учебную неделю».

В ККБМК учебный план по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» очно - заочной формы обучения предусматривает четырехдневную учебную неделю с объемом аудиторной нагрузки не более 16 часов в неделю.

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам».

Таким образом, ККБМК не обязано удовлетворять требование Соломиной С.О. о предоставлении ей индивидуальной адаптированной образовательной программы, если в ИПРА не указано о необходимости в предоставлении им таковой, с учетом того, что учебный план по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения предусматривает четырехдневную учебную неделю с объемом аудиторной нагрузки не более 16 часов в неделю.

В силу вышеприведенных обстоятельств, законные права и интересы административного истца не нарушены, в связи с чем, судом не усматривается факт причинения Соломиной С.О. морального вреда административным ответчиком, поэтому суд полагает, что требования административного иска удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления Соломиной Светланы Олеговны к ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» МК КК о признании протокола недействительным, возложении обязанности по совершению определенных действий, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 31.05.2022.

Судья