ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1455/19 от 12.07.2019 Железногорского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а-1455/2019

Решение

Именем Российской Федерации

12 июля 2019 года г. Железногорск

Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Прокудиной Д.С. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю о признании незаконным решения об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц,

Установил:

Истец обратился в суд с требованием о признании незаконным решения ИФНС России № 26 по Красноярскому краю об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя свои требования следующим.

Истец с 2011 года является председателем правления СНТ «Ласточка» ОГРН <***>, ИНН2404000190.В июне 2018 года при получении выписки из ЕГРЮЛ, истцу стало известно о том, что 04.10.2013 г. налоговым органом принято решение о ликвидации СНТ, как недействующего юридического лица. Истец не согласен с вынесенным решением, поскольку СНТ «Ласточка» с момента создания и до настоящего времени осуществляет деятельность, он осуществляет управление товариществом: принимает членские взносы, осуществляет расчеты за услуги по содержанию имущественного фонда, в частности на охрану; СНТ утверждало схемы расположения земельных участков, проводятся собрания членов товарищества. Истец просит незаконным решение Межрайонной ИФИС России № 26по Красноярскому краю об исключении СНТ«Ласточка» из ЕГРЮЛ.

В судебное заседание истец, представитель истца не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю ФИО2 иск не признал, ссылаясь на доводы возражений на иск суду пояснил, что ответчиком пропущен срок обращения в суд за судебной защитой, установленный ст. 219 КАС РФ, действия по исключению СНТ«Ласточка» из ЕГРЮЛ соответствует требованиям ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129ФЗ.

Представитель ответчика УФНС по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление руководитель указал, что иск не признает и в удовлетворении иска следует отказать по причине пропуска срока и соблюдению норм закона при принятии решения об исключении СНТ«Ласточка» из ЕГРЮЛ.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 23 по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Выслушав пояснения участников процесса, в совокупности с требованиями ч.ч.5, 8 ст.219 КАС РФ, предусматривающей, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу статьи 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1).

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).

Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).

Согласно статье 22 указанного Закона, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующих сведений.

Как следует из материалов дела, СНТ "Ласточка" было зарегистрировано в качестве юридического лица 13сентября 1994 года.

Решением Межрайонной инспекции ФНС России №26 по Красноярскому краю от 4 октября 2013 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности СНТ "Ласточка" на основании пункта 1 статьи 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Оспариваемое решение было принято уполномоченным государственным органом при наличии соответствующих условий, предусмотренных статьей 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и с соблюдением предварительной процедуры оповещения.

Так, в соответствии с пунктом 13 Приказа Министерства юстиции РФ от 12 ноября 2010 года № 343 "О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций" исключение некоммерческих организаций, прекративших свою деятельность, из государственного реестра по основаниям, предусмотренным статьей 21.2 Закона № 129-ФЗ, осуществляется налоговыми органами.

В соответствии с Приказом ФНС России от 16 июня 2006 года № САЭ-З-09\355 сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в журнал "Вестник государственной регистрации" представляют налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующие органы) (пункты 1, 5).

Согласно документам регистрационного дела, в числе которых справки налогового органа по установленным формам, последнее предоставление СНТ "Ласточка" документов отчетности имело место 13.09.1994 года; сведения об операциях по банковскому счету не предоставлялись.

7 июня 2013 года налоговым органом принято решение №86 о предстоящем исключении СНТ "Ласточка" из ЕГРЮЛ.

12 июня 2013 года сведения о предстоящем исключении СНТ "ФИО3" из ЕГРЮЛ были опубликованы в официальном печатном издании "Вестник государственной регистрации" (№23 (432) от 12 июня 2013 года).

В течение трех месяцев после опубликования указанных сведений соответствующих возражений от заинтересованных лиц не поступило.

Поскольку СНТ "Ласточка" не представило налоговую отчетность более чем за двенадцать месяцев, а также данные о движении денежных средств на банковском счете, и не выразило возражений относительно решения об исключении из ЕГРЮЛ, опубликованного в официальном печатном издании, оспариваемое решение правильно признано законным.

При этом учитывалось отсутствие обязанности регистрирующего органа проверять фактическую деятельность юридического лица.

В этой связи ссылка истца на документы, подтверждающие осуществление СНТ "Ласточка" деятельности в спорный период не может повлиять на иной исход дела.

Также суд признает обоснованными доводы ответчика о пропуске срока для обращения в суд, установленного частью 8 статьи 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 219 КАС РФ, поскольку таковой следует исчислять со дня его официального опубликования, тем, более, поскольку ссылался на наличие статуса исполняющего обязанности председателя СНТ.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из искового заявления следует, что истец узнал о обжалуемому решении в июне 2018 г., с настоящим иском истец обратился в мае 2019 г.

На основании изложенного, руководствуясь гл. 15 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного иска, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня ознакомления сторон с мотивированным решением, путем подачи апелляционной жалобы через Железногорский городской суд.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Железногорском городском суде с 17.07.2019 г. с 17 часов.

Судья. Я.А. Щербакова