РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**/**/**** года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе судьи Мухаметовой Н.Р., при секретаре судебного заседания Гармаевой А.А., с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1456/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО6 к Администрации Голоустненского муниципального образования о признании уведомления о недопустимости размещения объекта жилищного строительства на земельном участке незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.
Административному истцу на основании договора купли-продажи № от **/**/**** на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1500 кв.м. расположенный по адресу: ...., уч. № с кадастровым №.
Согласно градостроительному плану, земельный участок расположен в территориальной зоне ЖЗ-1 - зона застройки ИЖД, основной вид разрешенного использования земельного участка: ИЖД с приусадебными земельными участками.
В соответствии с действующим законодательством получать разрешение на строительство ИЖС не требуется, для этого собственник обязан направить в орган, выдающий разрешение, специальное уведомление.
Соответствующее уведомление административным истцом в адрес ответчика представлено в администрацию Голоустненского муниципального образования **/**/**** и согласно ответного уведомления от **/**/****№, административный истец был извещен о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на основании запрета строительства зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории установленного Постановления Правительства Российской Федерации от **/**/****№.
Административный истец полагает, что ссылка ответчика на указанное постановление, а также положения ФЗ от **/**/****№ «Об охране озера Байкал» и на Распоряжение Правительства РФ от **/**/****№-р в данном случае не состоятелен. Запрет администрации Голоустненского муниципального образования на строительство сводится к тому, что в .... входит в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Таким образом, данный запрет нарушает конституционные и гражданские права административного истца, так как земельный участок предоставлен административному истцу для строительства жилого дома и он как собственник земельного участка имеет право возводить на нем объекты недвижимости, включая строительство жилых и нежилых зданий, сооружений.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от **/**/****№ «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» допускается строительство объектов, связанных с системами жизнеобеспечения, которым относятся как объекты баня, беседки, гаражи и т.д.
Земельный участок расположен в территориальной зоне ЖЗ-1 зона застройки индивидуальными жилыми домами, то есть запрет на строительство противоречит нормативным актам, является незаконным, поскольку возведение индивидуального жилого дома является по функциональному назначению жизнеобеспечивающим объектом, при условии соблюдения положений утвержденных муниципальным образованием градостроительной документации (генеральному плану, правилам землепользования и застройки).
Таким образом, лица, которым земельные участки предоставлены на законных основаниях, вправе возводить жилые производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании изложенного, просит суд признать уведомление администрации Голоустненского муниципального образования .... направленное **/**/****№ в адрес ФИО1 ФИО7 «О недопустимости размещения объекта жилищного строительства» на земельном участке площадью 1500 кв.м. земли поселений, расположенный по адресу: ....», ...., уч.№ с кадастровым номером № – незаконным; возложить обязанность на администрацию Голоустненского муниципального образования .... повторно рассмотреть Уведомление ФИО1 ~~~ о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС от **/**/****, с учетом решения Иркутского районного суда и принятия законного решения.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал по доводам изложенным в административном иске, дополнительно пояснил, что покупал спорный земельный участок специально для жилищного строительства для улучшения жилищных условий его семьи.
Представитель административного ответчика администрации Голоустненского муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщал.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области в судебное заседание будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, об уважительности причин своей неявки суду не сообщал.
Определением суда от **/**/****г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Иркутского районного муниципального образования.
Представитель администрации Иркутского районного муниципального образования в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из представленного суду отзыва на административное исковое заявление следует, что в соответствии с действующим законодательством полномочия по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, градостроительных планов, а также осуществление земельного контроля относятся к вопросам местного значения поселения.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: ...., уч. № соответственно полномочия по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию, градостроительных планов, а также осуществление земельного контроля относятся к вопросам Голоустного муниципального образования.
Определением суда от **/**/****г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщал.
Обсудив причины неявки лиц, участвующих в деле в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные в суд доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, достаточности в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При разрешении административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим же решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, административному истцу ФИО1 на основании договора купли-продажи № от **/**/**** (Л.д.9-10) на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1500 кв.м. расположенный по адресу: ...., уч. № с кадастровым №, что подтверждается представленной суду выпиской из единого государственного реестра недвижимости (Л.д. 48-55).
**/**/**** административный истец направил в адрес администрации Голоустненского муниципального образования уведомление от **/**/**** о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на территории земельного участка в соответствии с формой, утвержденной приказом Минстроя России от **/**/**** N 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».
Согласно уведомлению администрации Голоустненского муниципального образования **/**/**** административный истец извещен о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на основании запрета строительства зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории установленного Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 (Л.д. 7-8).
Исходя из требований части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности обстоятельств суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, ограничиваются в обороте.
Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, в соответствии с частью 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» озеро Байкал является объектом всемирного наследия.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория - это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федераций, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. В центральную экологическую зону входит территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2 статьи 2 указанного Федерального закона).
Федеральным, законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» дано определение центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также указано, что ее границы определяются постановлением Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 368-р «Об установлении границы водоохранной зоны озера Байкал» такие границы были установлены.
Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 1641-р закреплено описание границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Территория п. Большое Голоустное Иркутского района относится к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В соответствии с абзацем 21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30" августа. 2001 г. № 643, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в том числе запрещено: строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон " туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Кроме того, спорный земельный участок расположен в границах Прибайкальского национального парка, что подтверждается картой Байкальской природной территории в масштабе 1:1000000 от 2012 г., в которой учтены картографические изменения, произошедшие в период с 2007 г. по 2011 годы после предыдущего издания карты в 2006 году, составленной ФГУНПП «Российский Федеральный геологический фонд» (в настоящее время - ФГБУ «Росгеолфонд»), а также картой центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200 000 (редакция 2), сведениями с сайта http://oopt.kosmosnimki.ru находящихся в открытом доступе.
Таким образом, земельный участок административного истца является частью территории Прибайкальского национального парка в соответствии с границами парка, установленными на момент его создания.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустненского лесхозов образован Прибайкальский национальный парк. Границы Прибайкальского национального парка были установлены при его создании, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались.
В силу пункта 2 статьи 94, пунктов 1 и 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пункта 2 Приложения № 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов и являются федеральной собственностью.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1, пунктов 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № ЗЗ-ФЗ) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе национальные парки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ предусмотрено, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № ЗЮ-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пункту 5.17 Положения о Минприроды России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219, Минприроды России выдает в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Поскольку спорный земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, то уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию является Минприроды России. Администрация Голоустненского муниципального образования такими полномочиями не наделена.
Анализ указанных правовых норм позволяет суду сделать ввод о том, что указанное оспариваемое уведомление не нарушает права и свободы административного истца ФИО1, основанием к уведомлению о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке послужило обстоятельство расположения земельного участка в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории с особым режимом разрешенной деятельности, что не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, исходя из требований части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным.
При этом суд отмечает, что ФИО1 не лишен возможности обратиться за выдачей разрешения на строительство в уполномоченный орган, предоставив необходимый пакет документов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 ФИО8 к Администрации Голоустненского муниципального образования о признании незаконным Уведомления администрации Голоустненского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, направленное **/**/****г. № в адрес ФИО1 ФИО9 «О недопустимости размещения объекта жилищного строительства» на земельном участке, площадью 1 500,00 кв.м, земли поселений, расположенный по адресу: ...., Иркутский р-он, ...., уч. 15, с кадастровым №; возложении обязанности на Администрацию Голоустненского муниципального образования Иркутского района Иркутской области повторно рассмотреть Уведомление ФИО1 ФИО10 о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС от **/**/****, с учетом Решения Иркутского районного суда и принятии законного решения, - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено **/**/****.
Судья Н.Р. Мухаметова