ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1456/2021 от 23.11.2021 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-1456/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем российской Федерации

г. Краснодар 23 ноября 2021 г.

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Кутченко А.В.,

при секретаре Амбарцумян Р.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению АНО «Центр экосистемных проектов» к межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея об оспаривании правовых актов,

У С Т А Н О В И Л:

АНО «Центр экосистемных проектов проектов» обратилась в суд с административным иском к межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконным распоряжения ТУ Росимущества в Краснодарском крае от ДД.ММ.ГГГГ-Р; от ДД.ММ.ГГГГ-Р; признании незаконным бездействие МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выразившееся в отказе предоставить информацию, запрошенную ФГБУ "Кавказский государственный заповедник" в письме от ДД.ММ.ГГГГ относительно причин и оснований уменьшения площади Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника на 369 га и обязании Росимущество устранить допущенное нарушение; взыскании с МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея расходов по уплате госпошлины в размере 6 000 рублей.

В обоснование иска указано, что Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ был создан Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О границах Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника» (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.06.2013г. ) границы Заказника установлены в пределах земельных участков общей площадью 10 574 гектара в Лазаревском и Адлерском районах г. Сочи (земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:97 и 23:49:0800002:1). Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственных учреждений» была произведена реорганизация двух учреждений в форме присоединения ФГБУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» к ФГБУ «Кавказский государственный заповедник». В настоящее время управление Заказником осуществляет ФГБУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник» им. Х.Г. Шапошникова» Минприроды России. Исходная площадь заказника на момент утверждения его границ в 2011 году Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ составляла 10 574 гектара, в том числе: площадь участка с кадастровым номером 23:49:0000000:97 - 4 372 га, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АИ 053916 от ДД.ММ.ГГГГ, с категорией земель: земли особо охраняемых природных территорий и объектов для организации Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника, площадь участка с кадастровым номером 23:49:0800002:1 - 6 202 га, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АИ 889950 от ДД.ММ.ГГГГ с категорией земель: земли особо охраняемых природных территорий и объектов для организации Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника. Как указано в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.04.2018 , земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:97 имеет площадь 43 711 170 кв.м (4371.117 га), вид разрешенного использования: для организации Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника. Как указано в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0800002:1 на дату ДД.ММ.ГГГГ имеет площадь 54406641 +/- 64541 кв.м (5 440,6641 +/- 6,4541 га) (примечание: на дату 27.06.2011г. этот участок имел площадь 6 202 га). Из данной выписки следует, что из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0800002:1 было образовано 13 земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0800002:2,23:49:0800002:3, 23:49:0800002:4, 23:49:0800002:5, 23:49:0800002:6, 23:49:0800002:7, 23:49:0800002:8, 23:49:0800002:9, 23:49:0800002:10, 23:49:0800002:11, 23:49:0800002:12, 23:49:0000000:7485, 23:49:0000000:7486. Как стало известно истцу, ТУ Росимущества в <адрес> издало Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-Р «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0800002:1, с сохранением исходного земельного участка в изменённых границах». Согласно данному распоряжению земельный участок с кадастровым номером 23:49:0800002:1 был разделён, при его разделе было образовано 11 земельных участков общей площадью 388,7740 га. Согласно п. 1 и 6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ исходный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0800002:1 был сохранён в изменённых границах, площадь этого участка уменьшилась на 388,7740 га. Также истцу стало известно о том, что ТУ Росимущества в Краснодарском крае издало Распоряжение от 27.07.2016 -Р, согласно которому было прекращено право постоянного бессрочного пользования ФГБУ "Кавказский государственный заповедник" на 11 образованных земельных участков общей площадью 388.7740 га. Затем из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0800002:1 было образовано путем раздела исходного участка еще 2 участка общей площадью 3,2524 га (кадастровые номера вновь образованных участков: 23:49:0800002:11, 23:49:0800002:12). У истца отсутствует информация о том, какими правовыми актами было оформлено образование этих 2 земельных участков и когда именно это произошло. Итого из исходного участка с кадастровым номером 23:49:0800002:1 площадью 6 202 га было образовано 13 земельных участков общей площадью 392,0264 га (388,7740 + 3,2524). Соответственно, площадь исходного участка с кадастровым номером 23:49:0800002:1 уменьшилась на 392,0264 га. Таким образом, площадь заказника, определённая п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, уменьшилась на размер общей площади 13-ти вышеуказанных земельных участков (на 392,0264 га). На ДД.ММ.ГГГГ (дату утверждения Правительством РФ границ заказника) исходная площадь участка с кадастровым номером 23:49:0800002:1 в составе заказника составляла - 6 202 га, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Как указано в п. 2 настоящего заявления, площадь земельного участка с кадастровым номером 23:49:0800002:1 в результате раздела участка была незаконно уменьшена на 392,0264 га. В настоящее время площадь участка с кадастровым номером 23:49:0800002:1 согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ составляет 54406641 +/- 64541 кв.м (5440,6641 +/- 6,4541 га). Следовательно, в период 2011- 2020 годов площадь участка с кадастровым номером 23:49:0800002:1 в составе заказника была незаконно уменьшена (дополнительно к площади, указанной в п. 2 настоящего искового заявления) ещё на 369,3095 га (расчёт: 6 202 — 392,0264 — 5440,6641 = 369,3095). ФГБУ «Кавказский государственный заповедник» (организация, управляющая заказником) неоднократно направляло в различные органы и организации (Минприроды России, Росреестр, ФКП Росреестра) обращения о том, что заказник незаконно лишился 369 га особо охраняемых природных территорий, с просьбой пояснить - в результате каких действий произошло уменьшение площади заказника на 369 га, а в случае, если это произошло в результате технической ошибки, то исправить эту ошибку и вернуть заказнику незаконно отчужденную территорию (письмо от ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Краснодарскому краю, письмо 01-07/1194 от ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел по г. Сочи и Туапсинскому району филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, письмо 01-06/254 от ДД.ММ.ГГГГ в Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России). Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю отказалось сообщить причину и основание уменьшения площади заказника на 369 га, ограничившись лишь отпиской о том, что техническая ошибка в определении площади заказника отсутствует. Такая же отписка, не содержащая ответа по существу запроса, поступила от ТУ Росимущества в Краснодарском крае в письме от 02.02.2017г. В указанном письме ТУ Росимущества в Краснодарском крае указало на раздел участка и связанное с этим разделом уменьшение площади исходного участка с кадастровым номером 23:49:0800002:1, однако не предоставило никакой информации о том, каким образом площадь заказника дополнительно уменьшилась на 369 га. До настоящего времени ни истец, ни ФГБУ «Кавказский государственный заповедник» не имеют никакой информации о том, какие действия или акты привели к уменьшению площади заказника на 369 га, кто и когда эти действия/акты совершил/издал. Следовательно, нарушено право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 федерального закона «Об охране окружающей среды»). Площадь и границы Заказника были утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О границах Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника» (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 534). Согласно п. 1 данного постановления границы Заказника установлены в пределах земельных участков общей площадью 10574 гектара в Лазаревском и Адлерском районах <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0000000:97 (площадь 4 372 га) и 23:49:0800002:1 (площадь 6 202 га). Оспариваемыми распоряжениями ТУ Росимущества в Краснодарском крае (от ДД.ММ.ГГГГ-Р и от ДД.ММ.ГГГГ-Р) была уменьшена площадь земельного участка с кадастровым номером 23:49:0800002:1 (6 202 га) на 392,0264 га путем раздела данного участка с образованием 13 новых участков и сохранением исходного участка в изменённых границах. Следовательно, данными распоряжениями на 392,0264 га была уменьшена площадь заказника. Таким образом, оба оспариваемых распоряжения ТУ Росимущества в Краснодарском крае (от ДД.ММ.ГГГГ-Р и от ДД.ММ.ГГГГ-Р) прямо противоречат Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установившему площадь и границы заказника и имеющему большую юридическую силу. Таким образом, оспариваемые распоряжения ТУ Росимущества в Краснодарском крае незаконны.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска.

Административный ответчик в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявленного административного иска.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в судебном заседании, распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0800002:1, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах» было издано в соответствии со статьями 9, 11.4, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, утвержденным Приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ, в целях исполнения поручений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ДК-П13-8342, от ДД.ММ.ГГГГ № ДК-П13-8636 и поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № ПП-10/8185, а также с учетом письма департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ/5657 и на основании обращения ООО «Обер Хутор».

Распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении Федеральному государственному бюджетному учреждению «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, расположенные в городе Сочи» было принято в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ДК-П13-8342, от ДД.ММ.ГГГГ № ДК-П13-8636, на основании обращения Федерального государственного бюджетного учреждения «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» от ДД.ММ.ГГГГ, согласия Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, утвержденным Приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору об оказании услуг ОХ от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому между ООО «Обер Хутор» (заказчик) и АНО «Центр развития природоохранных проектов» (исполнитель) (в настоящее время АНО «Центр экосистемных проектов») срок исполнения работ по разработке «проекта лесохозяйственного регламента лесничества «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» был установлен со дня поступления авансового платежа по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оспариваемые распоряжения были изданы на основании обращений, в том числе и ООО «Обер Хутор».

Выгодоприобретателем по договору об оказании услуг ОХ от ДД.ММ.ГГГГ является ООО «Обер Хутор», а не административный истец. Фактически права и интересы административного истца оспариваемыми распоряжениями не затрагиваются.

ООО «Обер Хутор» знало и могло в установленный законом срок их обжаловать в трёхмесячный срок, однако этого не сделало.

В свою очередь административный истец должен был окончить работы ДД.ММ.ГГГГ, поэтому уже до окончания работ, можно предположить, что он знал о существовании оспариваемых распоряжений, однако не принял мер к их оспариванию.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, учитывая, что судом не был установлен факт нарушения прав и свобод административного истца в результате вынесения оспариваемых распоряжений, требования истца не подлежат удовлетворению.

В силу статьи 3 КАС РФ целью административного судопроизводства является защита лишь нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, суд, не установив наличие факта нарушения прав и законных интересов административного истца, не усматривает наличия законных оснований для удовлетворения административного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска АНО «Центр экосистемных проектов» к межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея об оспаривании правовых актов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме 23.11.2021.