ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1456/2022 от 24.08.2022 Североморского районного суда (Мурманская область)

УИД 51RS0021-01-2022-001702-73

Дело № 2а-1456/2022

Мотивированное решение изготовлено 24.08.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2022 года ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Петровой О.С.

при секретаре Зенцовой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Мурманской областной общественной организации инвалидов-колясочников «Без преград» о признании общественного объединения прекратившим деятельность,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее также – Управление) обратилось в суд с административным иском к Мурманской областной общественной организации инвалидов-колясочников «Без преград» (далее по тексту административный ответчик, МОООИК «Без преград») о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица, исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований указано, что МОООИК «Без преград» зарегистрирована 08.05.2014.

07.05.2019 в Управление от административного ответчика поступило уведомление о продолжении деятельности, а также отчет по форме ОН003, утвержденный Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», который не был принят к рассмотрению. В адрес МОООИК «Без преград» направлены разъяснения с требованиями устранения выявленных недостатков, однако корреспонденция вернулась по истечению срока хранения. Также установлено, что согласно сведениям ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени указанной организации является ФИО1, чьи полномочия руководителя истекли 09.04.2017.

30.11.2020 в адрес административного ответчика вынесено предупреждение о недопустимости нарушений законодательства Российской Федерации и возложена обязанность в срок до 25.01.2021 представить необходимый пакет документов. Требования Управления выполнены не были. Вместе с тем 08.04.2021 в адрес административного истца поступили уведомление о продолжении деятельности и отчет по устаревшей форме ОН0003, который также не был принят к рассмотрению.

Ссылаясь на то, что непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», является основанием для обращения в суд с заявлением о признании ответчика прекратившим свою деятельность, административный истец просил признать МОООИК «Без преград» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Мурманской областной общественной организации инвалидов-колясочников «Без преград» в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил.

Судебная корреспонденция, направленная административному ответчику по адресу регистрации юридического лица, возвращена в суд за истечением срока хранения в связи с неявкой адресата за её получением.

Оценивая обстоятельства уведомления административного ответчика о судебном заседании, суд учитывает, что в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путём указания наименования населённого пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" следует, что, по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе, к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее – КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч.1 ст.62 КАС РФ).

Таким образом, судебное извещение, направленное по последнему известному суду месту нахождения объединения граждан, месту жительства председателя правления данной организации, а также копии административного искового заявления считаются доставленными административному ответчику применительно к ст. 165.1 ГК РФ (ч. 4 ст. 2, ст. 102, ч. 3 ст. КАС РФ).

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", о времени и месте рассмотрения административного дела о ликвидации или запрете деятельности извещаются руководящий орган, руководитель или представитель административного ответчика. Если место нахождения руководящего органа, руководителя или представителя неизвестно, на основании определения суда извещение о времени и месте рассмотрения данного дела в срок не позднее десяти дней до дня судебного заседания размещается на официальном сайте Минюста России, его территориального органа. При этом место нахождения названных лиц считается неизвестным, в том числе в случаях, когда копия административного искового заявления, направленная объединению граждан административным истцом, возвращена по истечении срока хранения.

Административным истцом суду представлены достоверные доказательства размещения извещения о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела в срок не позднее десяти дней до дня судебного заседания на официальном сайте территориального органа Минюста России в Мурманской области.

Препятствий к самостоятельному получению административным ответчиком (его руководящим органом, руководителем, представителем) информации о времени и месте рассмотрения административного иска не имелось, так как в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", в целях обеспечения открытости и прозрачности судебной системы на официальном сайте Североморского районного суда Мурманской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" была размещена информация о движении дела, назначении даты судебного заседания.

Следует отметить, что сведений, которые бы свидетельствовали об ином месте нахождения руководящего органа, руководителя или представителя общественной организации, в материалах дела не имеется. В ЕГРЮЛ такие сведения не вносились и суд такими данными не располагает, в связи с чем уведомления обоснованно направлялись по юридическому адресу общественной организации, указанному в ЕГРЮЛ.

Анализируя изложенные обстоятельства, суд считает, что судом предприняты исчерпывающие меры по извещению юридического лица (его руководителя, представителя) о времени и месте судебного заседания.

При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности вышеприведённые обстоятельства, принимая во внимание, что неблагоприятные последствия отсутствия надлежащего контроля за поступающей корреспонденцией несёт само лицо, суд считает, что административный ответчик (руководящий орган, руководитель, представитель) распорядился предоставленными ему правами по своему усмотрению, уклонился от получения судебной корреспонденции и извещения о месте и времени рассмотрения административного дела, в связи с чем, суд признает юридическое лицо и его руководящий орган (руководителя, представителя) надлежащим образом извещённым о времени и месте рассмотрения административного дела.

При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 100 КАС РФ суд полагает административного ответчика надлежащим образом уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения административного дела, в связи с чем у суда не имеется процессуальных препятствий к рассмотрению настоящего административного дела в его отсутствие.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ФИО1, ФИО2, ФИО3, будучи извещенными судом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, мнения относительно заявленных требований не представили.

В соответствии со ст. 100, 150, ч. 4 ст. КАС РФ считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения административного дела, учитывая, что их участие в данном случае не является обязательным.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу подпункта 5 пункта 6 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утверждённого Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным её учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента.

Согласно абзацу 5 пункта 78 Административного регламента по результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры, в частности направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Порядок обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности, признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица, ликвидации некоммерческой организации определяется процессуальным законодательством (пункт 98 названного Административного регламента).

В соответствии с пунктом 96 Административного регламента Центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд, в том числе, с заявлением о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частями 3, 4, 5 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ.

Таким образом, Управление Минюста России по Мурманской области является тем государственным органом, который наделён правом на предъявление требования о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

В соответствии с разъяснениями, приведёнными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (статья 19, раздел III КАС РФ).

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно статье 1 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ предметом регулирования данного Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (статья 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ).

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что 08.05.2014 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации зарегистрирована МОООИК «Без преград» (ОГРН – <***>).

В Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 08.05.2014 внесены сведения в части наименования юридического лица, полное наименование организации – Мурманская областная общественная организация инвалидов-колясочников «Без преград» (МОООИК «Без преград»), адресе юридического лица: 184606, <...>, а также сведения о регистрирующем органе по месту нахождения юридического лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по ***.

В соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ данными председателем правления общественной организации является ФИО1, сведения о председателе внесены 08.05.2014.

В соответствии с абзацем 2 статьи 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ уполномоченный орган (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области), принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям и законодательству Российской Федерации.

Согласно подпункту 65 пункта 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утверждённого Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 года № 26, Управление по субъекту (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, общественные объединения обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (утратил силу 01.03.2022) были утверждены формы отчетности о деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций. В соответствии с вышеуказанным Приказом общественные объединения отчитываются по форме ОН0003 - отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании.

Указанная форма отчетности представлялась в орган, принявший решение о государственной регистрации, ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006 года).

07.05.2019 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области от МОООИК «Без преград» поступили уведомление о продолжении деятельности, отвечающее требованиям ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» в 2019 году и информация об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании за 2018 год (отчет по форме ОН0003, утвержденный Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций») (утратил силу с 01.03.2022).

С 01.01.2019 общественные объединения представляли в уполномоченный орган отчет по форме ОН0003, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Как следует из материалов дела, представленный организацией отчет по утратившей силу форме ОН0003 Управлением не был принят к рассмотрению.

Вместе с тем при изучении информации, представленной в Управление, установлено, что количество членов общественного объединения составляет 3 человека. При этом все члены организации избраны в состав постоянно действующего руководящего органа. Таким образом, ревизор МОООИК «Без преград» входит в состав постоянно действующего руководящего органа общественной организации, что противоречит уставным положениям общественного объединения (п.5.5 Устава).

В адрес общественного объединения были направлены вышеуказанные разъяснения с требованиями устранения выявленных недостатков.

Однако корреспонденция вернулась в адрес Управления по истечению срока хранения.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 №122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» (утратил силу с 01.03.2022) отчетность некоммерческих организаций (в том числе общественных объединений) за 2019 год предоставляется не позднее 01 июля 2020 года.

В нарушение абз. 3 и 7 ч. l ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» МОООИК «Без преград» не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области отчет по форме ОН0003 за 2019 год и уведомление о продолжении деятельности общественного объединения в 2020 году.

Кроме того, представленная отчетность общественного объединения заверена печатью, содержащей символику.

Согласно требованиям ст.20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

В соответствии со ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В соответствии со ст.41 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с указанным Федеральным законом и другими законами.

Как указано ранее, согласно записи в ЕГРЮЛ адресом общественной организации является: <...>. Однако, корреспонденция, направляемая Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес общественной организации, возвращается в Управление с отметкой «Истек срок хранения» с 2016 года.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ должны содержаться достоверные сведения об адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Однако обновленные сведения об адресе (месте нахождения) МОООИК «Без преград» в Управление не представлены до настоящего времени.

Также, согласно сведениям ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени МОООИК «Без преград», является ФИО1 Полномочия руководителя указанного общественного объединения истекли 09.04.2017.

30.11.2020 в адрес указанного общественного объединения вынесено предупреждение о недопустимости нарушений законодательства Российской Федерации с возложением обязанности в срок до 25 января 2021 года представить в Управление:

- отчет за 2018 и 2019 годы по Форме ОН0003, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», на бумажном носителе;

- надлежаще оформленное уведомление о продолжении деятельности в 2019 и 2020 году с указанием достоверной информации о составе органов управления общественной организации;

- объяснение о причинах неполучения почтовой корреспонденции по адресу (месту нахождения) некоммерческой организации;

- в случае изменения сведений об адресе (месте нахождения), пакет документов для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в части адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

- пакет документов для регистрации Устава в новой редакции с содержанием описания символики.

При этом указано на необходимость в случае принятия решения об отказе использования символики представить протокол высшего руководящего органа общественной организации с решением об уничтожении печати с изображением символики и акт уничтожения печати; протокол высшего органа управления вышеуказанной организации, подтверждающий избрание на новый срок руководителя общественного объединения ФИО1

Корреспонденция была направлена как на адрес общественной организации, содержащийся в ЕГРЮЛ, он же домашний адрес руководителя ФИО1 (вернулась в адрес Управления), члену Правления ФИО2 (вернулась в адрес Управления), члену Правления ФИО3 (получено 02.12.2020).

Одновременно в предупреждении разъяснено, что в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования Управления не были исполнены.

08.04.2021 в адрес Управления поступили уведомление о продолжении деятельности в 2021 году и информация об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании за 2020 год (отчет по устаревшей форме ОН0003, утвержденный Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», заверенный печатью, содержащей символику, описание которой в нарушение требований законодательства не содержится в уставе общественного объединения с указанием адреса (места нахождения) организации, по которому не обеспечивается получение корреспонденции юридическим лицом). Указанная отчетность также не принята к рассмотрению Управлением.

Таким образом, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьёй 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ, является основанием для обращения Управления Минюста по Мурманской области в суд с административным иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании установлено, что, несмотря на принятые административным истцом меры, вынесенное в адрес административного ответчика предупреждение о недопустимости нарушений действующего законодательства Российской Федерации, административный ответчик проигнорировал, дважды не предоставив сведения, предусмотренные ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», что является грубым нарушением закона.

Принимая решение по иску, суд также учитывает, что общественная организация, обладая правами юридического лица, сопряжёнными с обязанностями, должна исполнять требования Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ, поскольку их неисполнение может влечь ответственность общественной организации, в том числе с применением такой меры принуждения, как признание её судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из ЕГРЮЛ.

Такая мера принуждения, применяемая к юридическому лицу в судебном порядке, предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц (аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 1246-О).

Непредставление МОООИК «Без преград» требуемой информации и документации, привели к невозможности осуществления Управлением Минюста России по Мурманской области надлежащим образом проверки соблюдения административным ответчиком Устава относительно целей и порядка деятельности, а также соответствия её деятельности законодательству Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами", судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, предприняло ли такое объединение граждан все возможные действия для устранения названных нарушений, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, устранены ли выявленные нарушения до принятия судебного решения.

Доказательства того, что общественная организация предприняла все возможные действия для устранения нарушений действующего законодательства, а также о том, что имели место объективные обстоятельства, препятствующие их устранению, в ходе рассмотрения административного иска судом не установлены.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ непредставление общественным объединением документов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о прекращении деятельности такого общественного объединения в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Учитывая характер, периодичность и продолжительность нарушений законодательства, их последующее неустранение, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств осуществления юридическим лицом какой-либо деятельности, свидетельствуют о наличии оснований для признания общественной организации прекратившей свою деятельность по решению суда и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также, учитывая достаточность представленных доказательств для разрешения спора по существу и их взаимную связь в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к МОООИК «Без преград» о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд отмечает, что признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением сведений о ней из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, а также не препятствует ее последующей регистрации в качестве юридического лица, поскольку Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не связывает с таким признанием запрет на её деятельность (в отличие от ликвидации общественного объединения по решению суда) и не лишает её возможности приобрести статус юридического лица заново.

В соответствии со статьёй 103, частью 1 статьи 111, части 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобождён, взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты государственной пошлины пропорционально удовлетворённым требованиям. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд общей юрисдикции от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобождён от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объёме.

Вместе с тем суд учитывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 поименованной статьи освобождаются: общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем административный ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Мурманской областной общественной организации инвалидов-колясочников «Без преград» о признании общественного объединения прекратившей деятельность удовлетворить.

Признать Мурманскую областную общественную организацию инвалидов-колясочников «Без преград», основной государственный регистрационный номер <***>, расположенную по адресу: <...>, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Настоящее решение является основанием для исключения Мурманской областную общественной организации инвалидов-колясочников «Без преград» из единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.С. Петрова