ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1458/2021 от 02.03.2021 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2021 года г. Пермь

Дзержинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Богомоловой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Бобиной Д.А.,

с участием административного истца Ю.В.,

представителя административного ответчика Администрации Дзержинского района г.Перми Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ю.В. к Администрации Дзержинского района г.Перми о признании незаконным бездействия, выразившегося в не устранении нарушения прав административного истца, возложении обязанности,

установил:

Ю.В. обратилась в Дзержинский районный суд г.Перми с иском к Администрации Дзержинского района г.Перми о признании незаконным бездействия, выразившегося в не устранении нарушения прав административного истца, возложении обязанности по демонтажу вывески в полном объеме.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Ю.В. зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес. На ее балконе был размещен рекламный баннер салона «Со-Со». Размещение рекламного баннера с административным истцом никто не согласовывал, аренду балкона не оплачивали. Административный истец обратилась в Администрацию Дзержинского района г. Перми с целью устранения нарушения ее прав. Администрация Дзержинского района г. Перми в ответе № СЭД-059-07-07-06-И-1609 от Дата сообщила, что собственнику здания направлено уведомление о добровольном демонтаже вывески. Между тем, на сегодняшний день, вывеска полностью не демонтирована, оборудование частично осталось висеть. Административный истец считает, что имеет место бездействие Администрации Дзержинского района г.Перми.

Административный истец Ю.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований административного искового заявления, дополнительно пояснив, что четыре года назад приобрела квартиру, на балконе которой был установлен рекламный баннер, владельца данного имущества она найти не смогла, обратилась в администрацию, после ее обращения администрация демонтировала рекламный баннер, однако провода, вмонтированный в балкон остались, данные провода буду препятствовать ей в осуществлении ремонтных работ на балконе.

Представитель административного ответчика Е.А. в судебном заседании с требованиями административного искового заявления не согласилась, представила письменные возражения, дополнительно пояснив, что по результатам проверки по обращению Ю.В. установлено, что на балконе по адресу: Адрес размещен короб «Со Со», не соответствующий требованиям к вывескам. Дата администрацией Дзержинского района г.Перми в адрес директора ООО «Управляющей компании ДСТ П» А.А. направлено уведомление с требованием о демонтаже вывески, которое получено обществом Дата. Актом от Дата установлено, что указанная вывеска не демонтирована. Дата главой администрации Дзержинского района г.Перми издано распоряжение о принудительном демонтаже вывески. Вывеска демонтирована. Кроме того, полагает, что истцом пропущен срок для обращения в суд.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Содержание муниципального имущества» в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме, а именно: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.1 ст.36 ЖК РФ фасад здания является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее – ГК РФ) предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 "О территориальных органах администрации города Перми" утверждено типовое положение о территориальном органе администрации города Перми (далее – Положение), которым установлена компетенция (цели, задачи, функции, права и обязанности) территориального органа администрации города Перми и определен порядок его деятельности.

Согласно п.1.2 Положения территориальный орган администрации города Перми - администрация района (поселка Новые Ляды), в том числе администрация Дзержинского района города Перми создается для обеспечения управления внутригородской территорией и осуществления исполнительно-распорядительных функций на соответствующей территории.

В соответствии с пп.3.2.3.9, 3.2.3.10, 3.2.3.12 территориальный орган осуществляет в пределах, установленных правовыми актами города Перми, исполнительно-распорядительные функции на территории района (поселка Новые Ляды) в сфере градостроительной деятельности: проводит мероприятия по выявлению вывесок, не соответствующих стандартным требованиям к вывескам, установленным правовыми актами города Перми, и не зафиксированных в паспорте внешнего облика объекта капитального строительства (колерном паспорте), на территории района (поселка Новые Ляды) в установленном порядке; выдает владельцу вывески, в случае если владелец вывески известен, а в случае если неизвестен - владельцу здания, строения, сооружения, помещения, расположенного в здании, строении, на котором расположена вывеска, не соответствующая стандартным требованиям к вывескам и не зафиксированная в паспорте внешнего облика объекта капитального строительства (колерном паспорте), предупреждение о приведении вывески в соответствие установленным требованиям или о добровольном демонтаже такой вывески; организует принудительный демонтаж, перемещение, хранение вывески, не соответствующей стандартным требованиям к вывескам, установленным правовыми актами города Перми, и не зафиксированной в паспорте внешнего облика объекта капитального строительства (колерном паспорте).

Решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 № 265 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) утверждены правила благоустройства территории города Перми (далее – Правила), которые разработаны в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, обеспечения сохранности созданных элементов благоустройства.

Подпунктом 2.1.6 Правил определено, что вывеска - информационная конструкция, размещаемая на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, внешних поверхностях некапитальных строений и сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, в месте фактического нахождения или осуществления деятельности организации (индивидуального предпринимателя), содержащая сведения о профиле деятельности организации (индивидуального предпринимателя) и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименованиях (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации (индивидуального предпринимателя), режиме работы либо сведения, размещаемые в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Согласно п. 3.10.2 Правил размещение вывески на крышах, ограждениях лоджий, балконов не допускается.

Подпунктом 11.4.3.2 Правил вывески, не соответствующие Стандартным требованиям, установленным Правилами и не зафиксированные в колерном паспорте, подлежат приведению в соответствие требованиям к размещению вывесок, указанным в подпункте 11.4.3.1, или демонтажу силами и за счет средств владельца вывески, в случае если владелец вывески известен, а в случае если неизвестен - владельца здания, строения, сооружения, помещения, расположенного в здании, строении, на котором расположена вывеска. Приведение вывески в соответствие требованиям к вывескам осуществляется в течение 10 рабочих дней после дня получения лицом, указанным в абзаце первом настоящего подпункта, предупреждения, направленного должностным лицом территориального органа администрации города Перми, уполномоченным на осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил.

Согласно пп.11.4.3.3 в случае не приведения вывески в соответствие требованиям к вывескам лицами, указанными в подпункте 11.4.3.2 настоящего раздела, вывеска подлежит демонтажу в соответствии с Порядком выявления и демонтажа вывесок, не приведенных в соответствие Стандартным требованиям и не зафиксированных в паспорте внешнего облика объекта капитального строительства (колерном паспорте), на территории города Перми, утвержденным приложением 4 к Правилам, с последующей оплатой демонтажа, перемещения, хранения владельцем вывески, в случае если владелец вывески известен, а в случае если неизвестен - владельцем здания, строения, сооружения, помещения, расположенного в здании, строении.

Приложением 4 к Правилам благоустройства территории города Перми установлен Порядок выявления и демонтажа вывесок, не приведенных в соответствие Стандартным требованиям к вывескам, их размещению и эксплуатации и не зафиксированных в паспорте внешнего облика объекта капитального строительства (колерном паспорте), на территории города Перми (далее – Порядок).

Пунктом 4 Порядка установлено, что организация демонтажа, перемещения, хранения, транспортирования и утилизации вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляется территориальным органом администрации города Перми (далее - территориальный орган). Демонтаж, перемещение, хранение, транспортирование и утилизация вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляются муниципальным учреждением, подведомственным функциональному органу администрации города Перми, осуществляющему функции в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Перми, исполняющим функции собственника по содержанию и сохранению имущества муниципальной казны города Перми (далее - муниципальное учреждение).

Согласно п.5 Порядка должностное лицо при обследовании территории выявляет вывески, не соответствующие установленным требованиям. В день выявления такой вывески должностное лицо составляет акт проверки.

Как следует из содержания п.6 Порядка не позднее рабочего дня, следующего за днем составления акта проверки, должностное лицо направляет владельцу вывески, в случае если владелец вывески известен, а в случае если неизвестен - владельцу здания, строения, сооружения, помещения, расположенного в здании, строении, на котором расположена вывеска, не соответствующая установленным требованиям, предупреждение о добровольном приведении вывески в соответствие установленным требованиям с указанием срока. Срок для добровольного приведения выявленной вывески установленным требованиям составляет 10 рабочих дней после дня получения предупреждения.

В соответствии с п.8 Порядка учет вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляется территориальными органами посредством включения сведений о таких вывесках в Реестр вывесок, подлежащих принудительному демонтажу (далее - Реестр), в течение 10 рабочих дней после дня выявления.

Согласно п.12, 13 Порядка в случае установления факта неисполнения предупреждения, указанного в пункте 6 Порядка, территориальный орган составляет акт проверки, в котором отражается факт его неисполнения, на основании которого территориальным органом осуществляется организация принудительного демонтажа вывески, не соответствующей установленным требованиям. Для организации принудительного демонтажа руководитель территориального органа издает правовой акт о принудительном демонтаже вывески (далее - правовой акт) за счет средств бюджета города Перми.

Срок принудительного демонтажа вывески составляет не более 1 месяца после дня вступления в силу правового акта (п.23 Порядка).

Судом установлено, что Ю.В. зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес.

Дата через интернет-приемную администрации города Перми от Ю.В. поступило обращение о наличии на балконе ее квартиры рекламного баннера, с просьбой устранения нарушения ее прав.

Дата администрацией Дзержинского района г.Перми в адрес директора ООО «Управляющей компании ДСТ П» А.А. направлено письмо , из которого следует, что специалистами администрации Дзержинского района г.Перми проведено обследование фасадов зданий по Адрес, по результатам которого установлено, что на балконе дома по Адрес размещен короб «Со Со», не соответствующий стандартным требованиям к вывескам, их размещению и эксплуатации, утвержденным решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265, ООО «Управляющей компании ДСТ П» предложено демонтировать указанные конструкции в добровольном порядке в течение 10 рабочих дней со дня получения предупреждения.

Указанное письмо получено ООО «Управляющей компании ДСТ П» Дата, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80081352463107.

Письмом от Дата Администрация Дзержинского района г.Перми сообщила Ю.В., что собственнику здания направлено уведомление о добровольном демонтаже вывески, а также что вывеска занесена в реестр вывесок, подлежащих принудительному демонтажу.

Актом планового (рейдового) осмотра, обследования особо охраняемых природных территорий местного значения г.Перми, лесных участков и участков, расположенных в границах г.Перми от Дата выявлено, что директором ООО «Управляющей компании ДСТ П» А.А. не демонтирован короб «Со Со» по адресу: Адрес.

Дата главой администрации Дзержинского района г.Перми издано распоряжение о принудительном демонтаже вывесок, в том числе по адресу: Адрес.

Дата произведен демонтаж вывески – светового короба на балконе дома «Со Со», расположенной по адресу: Адрес, что подтверждается представленным в материалы дела актом демонтажа вывески с приложением комплекта фотографий вывески до и после принудительного демонтажа.

В соответствии со ст.227 КАС РФ при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Действия, направленные на демонтаж вывески в виде светового короба «Со Со» на балконе дома, расположенного по адресу: Адрес, административным ответчиком совершены в установленном порядке и в пределах компетенции, установленной типовым положением о территориальном органе администрации города Перми, утвержденным Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 "О территориальных органах администрации города Перми", на момент рассмотрения дела демонтаж вывески произведен, отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым бездействием, не представлено, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.

Доводы административного истца об обязанности административного ответчика демонтировать провода, вмонтированные в конструкцию балкона, суд находит необоснованными.

Согласно акту осмотра от Дата установлено, что обнаруженные провода неизвестного происхождения, к демонтированной вывеске отношения не имеют. Каких-либо объективных доказательств тому, что указанные провода являются частью рекламной вывески, подлежащей демонтажу административным ответчиком, суду не представлено.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В судебном заседании установлено, что о нарушении своих прав административный истец узнала несколько лет назад при приобретении квартиры, Дата обратилась с соответствующим заявлением к административному ответчику. С рассматриваемым по настоящему делу иском административный истец обратилась Дата, то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока.

Доказательств того, что Ю.В. была лишена возможности своевременно оспорить бездействие административного ответчика, суду не представлено.

В связи с изложенным, основания для удовлетворения административного искового заявления Ю.В. отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Ю.В. к Адрес о признании незаконным бездействия, выразившегося в не устранении нарушения прав административного истца, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья (подпись).

Копия верна. Судья Л.А. Богомолова

В мотивированном виде решение изготовлено 05.03.2021 года.