РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Наумкиной О.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вознюк Е.А.,
с участием
представителя административного истца - помощника прокурора Советского района г.Тулы Апполонова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (производство № 2а-1458/2022) по административному исковому заявлению прокурора Советского района г.Тулы к Гусеву Константину Анатольевичу о признании информации, размещённой в сети Интернет на сайте, расположенном по электронному адресу: <данные изъяты>, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
прокурор Советского района г.Тулы обратился в суд с административным иском к Гусеву К.А. по вышеуказанным основаниям, мотивируя свои исковые требования тем, что проведенным прокуратурой мониторингом сети «Интернет» установлено, что на сайте по адресу: <данные изъяты>, размещена информация о предоставлении услуги «номинальных директоров». Ресурсы носят открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к ним свободный.
Указывая, что на интернет-сайте <данные изъяты>, фактически идет речь о предложении в подборе лиц для использования их в качестве подставных, без цели передачи данным лицам управленческих функций в юридическом лице, что является незаконным, а действия лица, разместившего вышеуказанную информацию противоправными, содержащими признаки преступления, предусмотренного ст.173.1 УК РФ, прокурор просил признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, расположенном по электронному адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, копию решения направить в Управление Роскомнадзора по Тульской области для включения страниц сайта в Единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет».
В заявлении от 06.06.2022 прокурор свои требования уточнил, просил признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, ранее размещенную на интернет-сайте <данные изъяты>, указывая в обоснование своих требований, что в настоящее время интернет-сайт <данные изъяты>, не настроен, однако, информация о данном сайте в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет» отсутствует.
В судебном заседании представитель административного истцапомощник прокурора Советского района г.Тулы Апполонов А.В. уточненные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Административный ответчик Гусев К.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, возражений на административный иск не представил.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве просили рассмотреть дело в их отсутствие, принять решение на усмотрение суда, указали, что информация, обозначенная в административном исковом заявлении на сайте <данные изъяты>, по состоянию на 27.06.2022 не доступна.
По основаниям, предусмотренным ч.4 ст.263 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Сайт в сети Интернет это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.
Как следует из материалов дела, в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведенного прокуратурой Советского района г.Тулы установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты>, информации о подборе лиц для использования их в качестве подставных, за вознаграждение, без цели передачи им управленческих функций.
Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 53 части первой Гражданского кодекса (ГК) РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом, которыми определяются также их порядок образования и компетенция.
Так, в силу п. 3 ст. 65.3 ГК РФ в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.), в качестве которого может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо. Единоличный исполнительный орган образуется в общественной организации (п. 2 ст. 123.7 ГК РФ), ассоциации (союзе) (п. 2 ст. 123.10 ГК РФ), товариществе собственников недвижимости (п. 2 ст. 123.14 ГК РФ), фонде (п. 2 ст. 123.19 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) единоличный исполнительный орган управления, являющийся обязательным элементом системы корпоративного управления, руководит текущей деятельностью общества. В соответствии с п. 2 ст. 69 указанный орган общества без доверенности действует от его имени, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Схожее положение закреплено и в ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
В соответствии с п. 5 ст. 113 ГК РФ органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом власти, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.
Наличие руководителя, являющегося органом управления, предусмотрено гражданским законодательством и для учреждений (п. 4 ст. 123.21 ГК РФ).
Приобретение субъектом статуса руководителя организации обусловлено рядом нормативных требований, связанных с процедурами его избрания или назначения в зависимости от вида организационно-правовой формы юридического лица. После прохождения соответствующих процедур и утверждения субъекта в должности руководителя организации сведения о нем в обязательном порядке подлежат включению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Согласно подп. "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии подлежат включению в данный реестр. В настоящее время нормативно установлена возможность предоставления полномочий по выступлению от имени юридического лица нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга, причем сведения об этом также подлежат обязательному включению в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 53 ГК РФ).
Таким образом, законодательством определена структура юридического лица применительно к каждой организационно-правовой форме, определен тип органа управления, действующего от имени юридического лица. Таким звеном структуры управления выступает руководитель организации.
Анализ законодательства свидетельствует о невозможности надлежащего функционирования юридического лица без руководителя.
При этом подтверждением легитимности соответствующего органа управления является наличие сведений о лице, исполняющем функции руководителя, в ЕГРЮЛ как о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно подп. «л» п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии подлежат включению в данный реестр.
Ст.173.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах.
В примечании к ст.173.1 УК РФ указано, что под подставными лицами в настоящей статье понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.
Следовательно, информация на указанном интернет-сайте о подборе лиц для использования их в качестве подставных для регистрации юридических лиц, их номинального управления и других операциях без цели передачи данным лицам управленческих функций в юридическом лице, носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц.
В силу ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 (в редакции от 18.04.2018 года «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в силу части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливается ограничение доступа к информации.
Положениями пункта 2.1 статьи 9 указанного закона предусмотрено, что порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу статьи 15 указанного закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 вышеуказанного Федерального закона РФ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Этими Правилами определен порядок создания, формирования и ведения указанного реестра, а также основания для включения в единый реестр сайтов в сети Интернет.
Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 указанного закона).
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
При таких обстоятельствах суд полагает уточненные административные исковые требования прокурора Советского района г.Тулы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Тот факт, что вышеуказанная информация на сайте <данные изъяты>, в настоящее время не доступна, не свидетельствует о необоснованности заявленных прокурором административных исковых требований, поскольку информация, ранее размещенная на указанном сайте, запрещенной не признавалась, сайт не внесен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», что, в силу ч.3 ст.265.3 КАС РФ, является обязательным условием прекращения производства по делу.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора Советского района г.Тулы удовлетворить.
Признать информацию, ранее размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 05.07.2022 года.
УИД 71RS0028-01-2022-001881-23