Дело №2а-1459/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2018 года г.Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Беженар Д.Д., с участием старшего помощника Кстовского городского прокурора Пустоваловой С.Э., представителя административного ответчика Королевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кстовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области к Сельскому Совету Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района о признании бездействия незаконным, обязании провести внешнюю проверку годового отчета,
У С Т А Н О В И Л:
Кстовский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области, обратился в Кстовский городской суд с административным иском к Сельскому Совету Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района о признании бездействия незаконным, обязании провести внешнюю проверку годового отчета, ссылаясь на то, что Кстовской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности сельского Совета Большемокринского сельсовета при проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 2016 год.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.
Одним из обязательных этапов бюджетного процесса любого уровня является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета.
Контрольно-счетный орган должен быть создан вне состава представительного органа муниципального образования.
Проведенной проверкой установлено, что решением сельского Совета от 09.12.2010 №36 утверждено Положение о контрольно-счетной комиссии Большемокринского сельсовета.
Согласно ч. 1.1 ст. 1 указанного Положения Контрольно - счетная комиссия сельского Совета (далее - контрольно-счетная комиссия) является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля, создаваемым в целях осуществления контрольных функций представительного органа местного самоуправления за исполнением бюджета Болыпемокринского сельсовета соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета сельсовета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Вместе с тем в ходе проведения проверки решений о назначении конкретных лиц на должности председателя, заместителя председателя, консультанта-специалиста в городскую прокуратуру не предоставлено, что в свою очередь свидетельствует о номинальном создании контрольно-счетного органа и об отсутствии в органах местного самоуправления Большемокринского сельсовета системы внешнего муниципального финансового контроля.
Однако изложенное не освобождает представительный орган от выполнения функций внешнего финансового контроля, предусмотренных специальным законом, регулирующим бюджетные отношения всех уровней, БК РФ.
Наличие в представительном органе Большемокринского сельсовета контрольно-счетной комиссии, на которую возложены функции по подготовке проекта правового акта об исполнении бюджета сельсовета, не свидетельствует о действительном проведении такой проверки.
Установлено, что проект решения об устверждении отчета об исполнении бюджета Болыпемокринского сельсовета за 2016 год направлен администрацией сельсовета непосредственно в сельский Совет, минуя контрольно-счетный орган.
При этом в ходе проведения проверки заключения контрольно-счетной комиссии о результатах проверки проекта правового акта об исполнении бюджета сельсовета не предоставлены.
При таких обстоятельствах имеются основания полагать, что фактически внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета за 2016 год не проводилась, что повлекло за собой грубое нарушение бюджетного законодательства.
Изложенное свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Болыпемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», так как непроведение внешней проверки годового отчета местного бюджета за 2016 год привело к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета.
Кстовский городской прокурор просит признать бездействие Сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района, выразившееся в непроведении внешней проверки исполнения годового отчета местного бюджета Болыпемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2016 год, незаконным.
Обязать Сельский Совет Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести внешнюю проверку исполнения годового отчета местного бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2016 год согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В судебном заседание ст.помощник Кстовского городского прокурора Пустовалова С.Э. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Королева Е.С. исковые требования не признала, пояснив, что внешняя проверка исполнения годового отчета местного бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2016 год проведена.
Представитель третьего лица департамента финансов Администрации Кстовского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч.1, 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения сельского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона №131-Ф3 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ст.38 Федерального закона №131-Ф3 в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон №6), настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В п. 3 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) прямо указано, что внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета является основным полномочием контрольно-счетного органа муниципального образования.
Согласно ч.4 ст.З Федерального закона №6 контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
Специальным законом, регулирующим бюджетные правоотношения всех уровней в Российской Федерации, является Бюджетный Кодекс РФ (далее - БК РФ).
В силу ч.1 ст.1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся, в частности, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Кроме того, Бюджетный Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса.
Согласно ст.2 БК РФ бюджетное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним законов о бюджетах всех уровней, начиная с федерального и до решений о местных бюджетах муниципальных образований, а также иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Так, одним из обязательных этапов бюджетного процесса любого уровня является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета.
В силу ст.264.4 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.
Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.
Орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию.
В соответствии с ч.2 ст. 265 БК РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На основании вышеуказанного и с учетом мнения Минфина России, изложенного в п.1 Письма от 24.10.2013 №02-07-03/44830 образование контрольно-счетных органов муниципальных образований в целях создания полноценной системы муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и, в частности, системы внешнего финансового контроля, необходимо.
Контрольно-счетный орган должен быть создан вне состава представительного органа муниципального образования.
Судом установлено, что Решением сельского Совета от 09.12.2010 №36 утверждено Положение о контрольно-счетной комиссии Большемокринского сельсовета.
Согласно ч. 1.1 ст. 1 указанного Положения Контрольно - счетная комиссия сельского Совета (далее - контрольно-счетная комиссия) является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля, создаваемым в целях осуществления контрольных функций представительного органа местного самоуправления за исполнением бюджета Большемокринского сельсовета соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета сельсовета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Прокуратурой области организована проверка по обращению Смирнова И.В. в том, числе по факту непроведения органами местного самоуправления Большемокринского сельсовета внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета за 2016 года (л.д.9).
Глава местного самоуправления Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района 27.11.2017 года была уведомлена Кстовским городским прокурором о проводимой проверке, ей было предложено предоставить сведения о внешней проверке отчета об исполнении бюджета поселения за 2016 год: заключение, решение сельского Совета об утверждении отчета и всех иных подтверждающих документов со всеми приложениями.
В ходе проверки административным ответчиком представлено решение Сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области № 51 от 25 мая 2017 года, которым утвержден предложенный проект отчета об исполнении бюджета Большемокринского сельсовета за 2016 года. Указано о направлении решения в Администрацию Большемокринского сельсовета.
Кстовским городским прокурором дополнительно предложено Главе Администрации Большемокринского сельсовета представить сведения о направлении годового отчета об исполнении бюджета за 2016 год в контрольно-счетный орган поселения для внешней проверки.
Вместе с тем в ходе проведения проверки указанных сведений административным ответчиком представлено не было, в связи с чем, Кстовским городским прокурором внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно письму Главы местного самоуправления Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.02.2018 года в целях устранения нарушений бюджетного законодательства, выразившихся в фактическом непроведении внешней проверки отчёта об исполнении бюджета Большемокринского сельсоветва за 2016 год, на очередном заседании сельского Совета Большемокринского сельсовета 20 февраля 2018 года рассмотрено представление городской прокуратуры от 20.11.2017 года №5-2-2017.
Согласно Решению Сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района Нижегородской области № 79 от 20.02.2018 года поручено контрольно-счетной комиссии Большемокринского сельсовета провести внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета Большемокринского сельсовета за 2016 год.
12.04.2018 года у Главы местного самоуправления Большемокринского сельсовета затребована информация о проведении проверки контрольно-счетной комиссией сельсовета с приложением подтверждающих документов.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком было представлено заключение о внешней проверке отчета об исполнении бюджета Большемокринского сельсовета за 2016 года.
Вместе с тем, указанное заключение не соответствует Стандарту внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203. ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.
При таких обстоятельствах имеются основания полагать, что фактически внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета за 2016 год не проводилась, что повлекло за собой грубое нарушение бюджетного законодательства.
Изложенное свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Болыпемокринский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», так как непроведение внешней проверки годового отчета местного бюджета за 2016 год привело к отсутствию контроля за исполнением местного бюджета, в связи с чем, административный иск Кстовского городского прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Кстовского городского прокурора удовлетворить.
Признать бездействие Сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района, выразившееся в непроведении внешней проверки исполнения годового отчета местного бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2016 год, незаконным.
Обязать Сельский Совет Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести внешнюю проверку исполнения годового отчета местного бюджета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района за 2016 год согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.
Судья (подпись) А.Х.Водяницкая
Копия верна:
Судья:
Секретарь: