ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1460/2021 от 08.06.2021 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-1460/2021

УИД 61RS0019-01-2021-000644-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2021 года г. Новочеркасск

Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Власовой О.А.,

при помощнике судьи Плахотиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Логвинова Дмитрия Анатольевича к Администрации г. Новочеркасска, заинтересованные лица: Управление образования Администрации г. Новочеркасска, Администрация Кашарского района, Кашарский отдел образования Администрации Кашарского района «Орган опеки и попечительства» об оспаривании бездействия Администрации г. Новочеркасска,

УСТАНОВИЛ:

Логвинов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Новочеркасска об оспаривании бездействия Администрации г. Новочеркасска. В обоснование исковых требований указал, что он является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Кашарского районного суда Ростовской области от <дата> административный истец был передан на попечение органа опеки и попечительства Кашарского РОО. Решением Миллеровского районного суда Ростовской области от <дата> родители административного истца: Ш.А.Н. и Л.А.Д. были лишены родительствих прав в отношении Логвинова Д.А.

Мать административного истца - Ш.А.Н. умерла <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти III-АН от <дата>.

Отец административного истца - Л.А.Д. умер <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти IV-АН от <дата>.

Согласно справке от <дата>, за Логвиновым Д.А. по адресу: <адрес> недвижимого имущества не зарегистрировано.

Согласно Выписке из ЕГРН филиала ФГБУ «Росреестра» по Брянской области от <дата>, на территории Брянской области недвижимого имущества за Логвиновым Д.А. не зарегистрировано.

Логвинов Д.А. обратился в Администрацию г. Новочеркасска с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно ответа Администрации г. Новочеркасска от <дата>, административному истцу было отказано во включение в данный список, в связи с тем, что Логвиновым Д.А. не были приняты меры по установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

Логвинов Д.А. обратился в Администрацию Индустриального сельского поселения Кашарского района Ростовской области с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. До настоящего времени вопрос по существу не разрешён.

Со ссылкой на ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), административный истец указывает, что до настоящего времени он не включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, жилое помещение ему не предоставлено.

По мнению Логвинова Д.А., бездействием административного ответчика нарушены его право на получение жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Административный истец просил суд признать бездействие Администрации г. Новочеркасска по предоставлению вне очереди Логвинову Д.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Новочеркасске, как лицу, нуждающемуся в предоставлении жилого помещения, не менее нормы предоставления; признать Логвинова Д.А. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.

Административный истец также просил суд обязать Администрацию г. Новочеркасска включить Логвинова Д.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; предоставить Логвинову Д.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Определением Новочеркасского городского суда Ростовской области о проведении подготовки административного дела к судебному разбирательству от 03.02.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление образования Администрации г. Новочеркасска.

Протокольным определением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 07.04.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Администрация Кашарского района, Кашарский отдел образования Администрации Кашарского района «Орган опеки и попечительства».

В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика Администрации г. Новочеркасска, действующая на основании доверенности, Дейнега Л.П. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Со ссылкой на ст. 57 ЖК РФ, ст. 5, п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, Постановление Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций ?на осуществление полномочий по обеспечению жилыми ?помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ?родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся ?без попечения родителей» (далее – Постановление Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539), указала, что Логвиновым Д.А. были представлены документы на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности его умершей матери Ш.А.Н. Согласно постановлению Администрации Индустриального сельского поселения Кашарского района Ростовской области от <дата>, названное жилое помещение признано непригодным для проживания на основании Акта обследования от <дата>. Однако, административным истцом до настоящего времени не приняты меры по установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

Согласно сведениям архивного фонда Кашарского филиала ГБУ Ростовской области «Центр содействия имущественно-земельных отношений Ростовской области», право собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрированно за умершим <дата> отцом административного истца - Л.А.Д. До настоящего времени административным истцом не приняты меры по восстановлению срока для вступления в наследство, после смерти отца. В связи с чем, оценить степень нуждаемости Логвинова Д.А. в обеспечении жилым помещением не представляется возможным.

По мнению административного ответчика, административный истец обращался в Управление образования Администрации г. Новочеркасска по вопросу разъяснения порядка включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на которое ему был дан ответ по существу в установленный законом срок. Также было рекомендовано подготовить необходимый пакет документов для обращения в Администрацию г. Новочеркасска с целью рассмотрения вопроса о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Административный истец в Администрацию г. Новочеркасска по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями не обращался.

Считала, что Логвиновым Д.А. не представлено доказательств, что Администрация г. Новочеркасска нарушила право истца по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Ответ на заявление по вопросу разъяснения порядка включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями административным истцом не оспаривался в установленный законом срок. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица и.о. начальника Управления образования Администрации г. Новочеркасска М.О.Ю.. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Цитируя п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, п. 7 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» (далее - Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397), указала, что до настоящего времени заявление Логвинова Д.А. о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Управление образования Администрации г. Новочеркасска не поступало. В <дата> административному истцу были даны письменные разъяснения по порядку включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также указан перечень документов, необходимый при подаче заявления. Излагая доводы, аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление представителя административного ответчика Администрации г. Новочеркасска, указала, что оценить нуждаемость Логвинова Д.А. в обеспечении жилым помещением не представляется возможным. Со ссылкой на ч. 3 ст. 4 КАС РФ, полагала, что обращение в суд возможно после соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования административного или публичного спора. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании ордера и доверенности, Пищейко И.Ф. уточнил исковые требования. С учётом уточнённых исковых требований просил суд признать незаконным бездействие Администрации г. Новочеркасска по предоставлению жилого помещения в части включения Логвинова Дмитрия Анатольевича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; обязать Администрацию г. Новочеркасска включить Логвинова Д.А. в данный список. Повторяя доводы, изложенные в административном исковом заявлении полагал, что Логвинов Д.А. отвечает всем требованиям, предусмотренным действующим законодательством, для того, чтобы он был включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Обратил внимание суда на то, что административный истец <дата> обратился в Управление образования Администрации г. Новочеркасска именно с целью включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, для чего представил имеющиеся у него документы из личного дела, подтверждающие его право на включение в данный список. Текст заявления ему продиктовали специалисты Управление образования Администрации г. Новочеркасска, так как Логвинов Д.А. не имеет юридического образования. Обратил внимание суда на то, что Логвинов Д.А. с <дата> зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, снимает данное жилое помещение. Он достиг возраста 22 лет, однако, на протяжении длительного времени ни его законные представители, ни органы опеки и попечительства не исполнили своей обязанности по включению Логвинова Д.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Просил суд удовлетворить уточнённые исковые требования в полном объёме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г. Новочеркасска, действующая на основании доверенности, Дейнега Л.П. возражала против удовлетворения исковых требований. Повторяя доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, указала, что административный истец должен доказать, что он нуждается в жилом помещении, что у него нет жилья на праве собственности, в порядке наследования, предоставить подтверждающие документы. Документов, подтверждающих, что жилое помещение непригодно для проживание, и что он страдает хроническими заболеваниями, Логвиновым Д.А. не представлено, поэтому степень нуждаемости административного истца в жилом помещении, не представляется возможным установить. Считала, что административным ответчиком права административного истца не нарушены. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления образования Администрации г. Новочеркасска, действующая на основании доверенности, Мартиросян С.А. возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что, как при обращении Логвинова Д.А. в Управление образования Администрации г. Новочеркасска в <дата>, так и в настоящее время определить степень нуждаемости административного истца в жилом помещении невозможно. Пояснила, что после обращения Логвинова Д.А. в Управление образования Администрации г. Новочеркасска, на основании представленных им документов, специалистом заинтересованного лица, в рамках межведомственного взаимодействия, были направлены запросы в БТИ Кашарского района, ЕГРН для проверки сведений о наличии в собственности у Логвинова Д.А., у его родителей жилых помещений. Согласно полученным ответам, право собственности на жилые помещения за административным истцом не зарегистрировано. Также установлено, что Логвинов Д.А. имеет право на получение в собственность жилое помещение после смерти отца. Не отрицала, что административный истец нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений не является. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание административный истец, представители заинтересованных лиц: Администрации Кашарского района, Кашарского отдела образования Администрации Кашарского района «Орган опеки и попечительства», надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

В соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявивившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, заслушав выступления лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 7, п. «ж», ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В ст. 27 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990), закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище установлена Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон № 159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Cогласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст. 4 Федерального закона № 159-ФЗ, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

На основании п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На территории Ростовской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Областной закон Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС).

В ст. ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС предусмотрено, что исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан устанавливается областным законом или нормативным правовым актом правительства Ростовской области.

Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое определяет порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:

не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или

являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Логвинов Дмитрий Анатольевич родился <дата> в <данные изъяты> Его родителями являются: Ш.А.Н., Л.А.Д., что подтверждается свидетельством о рождении III-АН от <дата>.

Административный истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Кашарского районного суда Ростовской области от <дата> малолетние Логвинов Дмитрий Анатольевич, <дата> рождения, Л.В.А., <дата> рождения, переданы на попечение органа опеки и попечительства Кашарского РОО.

Постановлением Администрации Кашарского района Ростовской области от <дата> «Об учреждении опеки над несовершеннолетними Логвиновым Дмитрием Анатольевичем, Л.В.А.» учреждена опека над несовершеннолетними Логвиновым Д.А., Л.В.А., их опекуном назначен Я.Н.А.

Назначена выплата ежемесячного денежного пособия на содержание несовершеннолетних Логвинова Д.А., Л.В.А. с <дата>

Закреплено за несовершеннолетними Логвиновым Д.А., Л.В.А. право проживания на жилой площади по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации Кашарского района Ростовской области № 72 от 12.02.2008 «О прекращении опекунства над несовершеннолетними Логвиновым Дмитрием Анатольевичем, Л.В.А.» прекращено опекунство над несовершеннолетними Логвиновым Д.А., Л.В.А. Прекращена выплата ежемесячного денежного пособия на содержание несовершеннолетних Логвинова Д.А., Л.В.А. с <дата>.

Постановлением Администрации Кашарского района Ростовской области от <дата> «О срочном изъятии из семьи несовершеннолетних Логвинова Дмитрия Анатольевича, Л.В.А.» отобраны у Ш.А.Н. её несовершеннолетние дети Логвинов Д.А., Л.В.А.Постановлением Администрации Кашарского районного Ростовской области от <дата> «Об учреждении опеки над несовершеннолетними Логвиновым Дмитрием Анатольевичем, Л.В.А.» учреждена опека над несовершеннолетними Логвиновым Д.А., Л.В.А., их опекуном назначен Я.Н.А.

Закреплено за несовершеннолетними Логвиновым Д.А., Л.В.А. право проживания на жилой площади по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации Кашарского района Ростовской области от <дата> «Об освобождении от обязанностей опекуна над несовершеннолетними Логвиновым Дмитрием Анатольевичем, Л.В.А.Л.В.А. Н.А. и назначении опекуном над несовершеннолетними Ж.М.В.» Я.Н.А. освобождён от исполнения обязанностей опекуна над несовершеннолетними Логвиновым Д.А., Л.В.А., в связи со смертью. Назначена Ж.М.В. опекуном над несовершеннолетними Логвиновым Д.А., Л.В.А.

Решением Миллеровского районного суда Ростовской области от <дата> по гражданскому делу по исковому заявлению отдела образования Администрации Кашарского района Ростовской области к Ш.А.Н., Л.А.Д. о лишении родительских прав и взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, Ш.А.Н. и Л.А.Д. лишены родительствих прав в отношении их несовершеннолетних детей Логвинова Дмитрия Анатольевича, <дата> рождения, Л.В.А., <дата> рождения.

Взысканы, начиная с <дата>, с Ш.А.Н. алименты в размере 1/3 части заработной платы в пользу органа опеки и попечительства Администрации Кашарского района Ростовской области до установления опекунства на содержание детей Логвинова Дмитрия Анатольевича, <дата> года рождения, Л.В.А., <дата> рождения, до их совершеннолетия.

Взысканы, начиная с <дата>, с Л.А.Д. алименты в размере 1/3 части заработной платы в пользу органа опеки и попечительства Администрации Кашарского района Ростовской области до установления опекунства на содержание детей Логвинова Дмитрия Анатольевича, <дата> года рождения, Л.В.А., <дата> рождения, до их совершеннолетия.

Постановлением Администрации Кашарского района Ростовской области от <дата> «О назначении выплаты ежемесячного денежного пособия на содержание опекаемых Логвинова Дмитрия Анатольевича, Л.В.А.» Ж.М.В. назначена выплата ежемесячного денежного пособия на содержание опекаемых несовершеннолетних Логвинова Д.А., Л.В.А. с <дата>.

Постановлением Администрации Кашарского района Ростовской области от <дата> «Об освобождении от обязанностей опекуна над несовершеннолетними Логвиновым Д.А., Л.В.А.Ж.М.В. и назначении опекуном над несовершеннолетними Ш.А.А.» Ж.М.В. освобождена от исполнения обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетних Логвинова Д.А., Л.В.А. Назначен Ш.А.А. опекуном (попечителем) над несовершеннолетними Логвиновым Д.А., Л.В.А.

Распоряжением органа опеки и попечительства Управления образования Администрации Жуковского района Брянской области от <дата> «О постановке на учёт и назначении денежных средств на содержание несовершеннолетних Логвинова Дмитрия Анатольевича, Л.В.А.» Ш.А.А. назначены денежные средства на содержание несовершеннолетних Логвинова Д.А., Л.В.А. с <дата>.

Постановлением Администрации Кашарского района Ростовской области от <дата> «О внесении изменений в постановление Администрации Кашарского района от <дата>» установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено за несовершеннолетними Логвиновым Д.А., Л.В.А. неправомерно, так как данное домовладение принадлежит Л.Д.С., а не родителям несовершеннолетних. Прекращена выплата ежемесячного денежного содержания Ж.М.В. на опекаемых Логвинова Д.А., Л.В.А. с <дата>.

Мать административного истца - Ш.А.Н. умерла <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти III-АН от <дата>.

Отец административного истца - Л.А.Д. умер <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти IV-АН от <дата>.

Согласно справке от <дата> Кашарского филиала ГУПТИ РО, за Логвиновым Дмитрием Анатольевичем, <дата> года рождения, за Ш.А.Н., умершей <дата>, за Л.А.Д., умершим <дата>, по адресу: <адрес> недвижимого имущества не зарегистрировано.

Согласно справке отдела по опеке и попечительству Управления образования Администрации Жуковского района Брянской области от <дата>, Логвинов Дмитрий Анатольевич, <дата> рождения, не состоит на жилищном учёте, как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справке отдела по опеке и попечительству Управления образования Администрации Жуковского района Брянской области от <дата>, ранее Логвинову Дмитрию Анатольевичу, <дата> рождения, муниципальное жильё не предоставлялось, с ним не заключался договор социального найма, он не являлся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма.

Согласно Выписке из ЕГРН филиала ФГБУ «Росреестра» по Брянской области от <дата>, на территории Брянской области недвижимого имущества за Логвиновым Д.А. не зарегистрировано.

Согласно справке ФГБОУ ВО Донской ГАУ от <дата>, Логвинов Дмитрий Анатольевич является студентом агрономического факультета очной формы обучения по программе академического бакалавриата. Срок обучения с <дата> по <дата>.

Согласно ответа на запрос суда МУ МВД России «Кашарский» от <дата>, адресной справки, Логвинов Дмитрий Анатольевич, <дата> года рождения, уроженец <адрес>, с <дата> снят с регистрационного учёта по адресу: <адрес>.

Согласно адресной справки ОВМ МУ МВД России «Новочеркасское» от <дата>, адресной справки УВМ ГУ МВД России по Ростовской области от <дата>, Логвинов Дмитрий Анатольевич, <дата> года рождения, уроженец <адрес>, с <дата> по <дата> зарегистрирован по адресу: <адрес>.

<дата> Логвинов Д.А. подал в Управление образования Администрации г. Новочеркасска заявление, в котором просил разъяснить порядок включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. К данному заявлению административный истец приложил копию личного дела на 77 листах.

На основании представленных Логвиновым Д.А. документов, специалистом Управления образования Администрации г. Новочеркасска, в рамках межведомственного взаимодействия, были направлены запросы в БТИ Кашарского района, ЕГРН для проверки представленных сведений. Согласно полученным ответам, право собственности на жилые помещения за административным истцом не зарегистрировано. Данные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.

Письмом начальника Управления образования Администрации г. Новочеркасска Салтыковой Е.Л. от <дата> Логвинову Д.А. на его обращение отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ввиду того, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности матери Логвинова Д.А. - Ш.А.Н., умершей <дата>. Данное жилое помещение, согласно постановлению Администрации Индустриального сельского поселения Кашарского района Ростовской области от <дата>, признано непригодным для проживания на основании Акта обследования от <дата>. Однако, до настоящего времени что Логвинов Д.А. не принял меры по установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

Кроме того, было указано на то, что, согласно сведениям Администрации Индустриального сельского поселения Кашарского района Ростовской области, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Л.Д.С., умершему <дата>, который является дедом административного истца по линии отца. В связи с тем, что отец административного истца – Л.А.Д., умерший <дата>, своевременно не унаследовал долю вышеуказанного жилого помещения после смерти своего отца Л.Д.С., у административного истца, в соответствии со ст. 1146 ГК РФ, возникло право на наследство на долю жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по праву представления. Однако, до настоящего момента административный истец не принял меры по восстановлению срока для принятия наследства после смерти дедушки, в связи с чем, оценить степень нуждаемости Логвинова Д.А. в обеспечении жилым помещением в настоящий момент не представляется возможным.

Административному истцу было рекомендовано подготовить необходимый пакет документов для обращения в Администрацию города, с целью рассмотрения вопроса о включении Логвинова Д.А. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильём.

В процессе рассмотрения дела установлено, что Постановлением Администрации Кашарского района Ростовской области от <дата> «Об установлении факта невозможности проживания Логвинова Д.А. в ранее занимаемом жилом помещении», установлен факт невозможности проживания Логвинова Дмитрия Анатольевича, <дата> рождения, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.

Согласно ответа Администрации Кашарского района Ростовской области от <дата> на запрос суда, Логвинов Дмитрий Анатольевич, <дата> рождения, уроженец <адрес>, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не включён. В Администрацию Кашарского района Ростовской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Логвинов Д.А. не обращался.

Согласно ответа Администрации Жуковского муниципального округа Брянской области от <дата> на запрос суда, Логвинов Дмитрий Анатольевич, <дата> рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Жуковском районе Брянской области, не включён. Информация об обращении Логвинова Д.А. с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отсутствует.

Решением Миллеровского районного суда Ростовской области от <дата> по гражданскому делу по исковому заявлению Логвинова Дмитрия Анатольевича к Администрации Индустриального сельского поселения Кашарского района об <данные изъяты> признании права собственности на наследственное имущество, исковые требования Логвинова Д.А. удовлетворены частично.

Установлен факт принятия наследства Логвиновым Д.А. после смерти Л.А.Д., умершего <дата>.

Признано право собственности за Логвиновым Д.А. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти Л.А.Д., умершего <дата>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Согласно представленному по запросу суда Акту обследования жилого дома от <дата>, составленного комиссией в составе главного архитектора Кашарского района Д.С., главы Администрации Индустриального сельского поселения Кашарского района Ростовской области Ч.В.В., ст. инспектора по земельным и имущественным отношениям П.О.Н., инспектора ЖКХ Индустриального сельского поселения Манастырной И.Н., жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и непригодным для проживания.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (п. 11 ст. 226 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым действием (бездействием) и указать способ их восстановления.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Следовательно, для удовлетворения требования о признании решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий: установление противоправности этих решения, действий (бездействия) и установление факта нарушения прав заявителя или незаконного привлечения его к ответственности в результате таких решения, действий (бездействия).

Юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца. Поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

В процессе рассмотрения дела установлено и не отрицалось административным ответчиком, что на момент обращения административного истца в Управление образования Администрации г. Новочеркасска по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и до настоящего времени Логвинов Д.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Равно как лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что Логвинов Д.А. не являлся и не является собственником жилого помещения либо нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, по настоящее время жилым помещением не обеспечен.

Таким образом, Логвинов Д.А. относится к детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, следовательно, в соответствии с п. 1 cт. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, он имеет право на получение благоустроенного жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения.

При этом, согласно позиции, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утверждённой Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, и в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ № 78-КА19-10 от 21.08.2019, установление факта невозможности проживания таких лиц в занимаемом жилом помещении, в данном случае не требуется.

С учётом изложенного, суд полагает, что указание в ответе Управления образования Администрации г. Новочеркасска от <дата> на невозможность установить степень нуждаемости Логвинова Д.А. в обеспечении жилым помещением, а также рекомендация на обращение в Администрацию г. Новочеркасска с целью рассмотрения вопроса о включении Логвинова Д.А. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, после принятия мер по установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, а также после принятия мер по восстановлению срока для принятия наследства после смерти его дедушки Л.Д.С., не соответствуют требованиям Федерального закона № 159-ФЗ, нарушают права и законные интересы административного истца.

Суд отклоняет доводы Администрации г. Новочеркасска о том, что Логвинов Д.А. обращался в Управление образования Администрации г. Новочеркасска по вопросу разъяснения порядка включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а не по вопросу включения его в данный список, как несостоятельные, расценивая их как способ защиты.

Из материалов дела следует и не оспаривалось административным ответчиком, что к заявлению от <дата> Логвинов Д.А. приложил документы из личного дела на 77 листах. Таким образом, воля административного истца была направлена именно на включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Последующее обращение Логвинова Д.А. в суд с настоящим административным исковым заявлением также подтверждает намерение административного истца быть включённым в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Представленные административным истцом документы были приняты Управлением образования Администрации г. Новочеркасска, сотрудники которого проводили проверку представленных сведений. По результатам полученных ответов на запросы пришли к выводу о невозможности установить степень нуждаемости Логвинова Д.А. в обеспечении жилым помещением.

Содержание ответа Управления образования Администрации г. Новочеркасска от <дата>, направление запросов, оценка представленных документов, и степени нуждаемости административного истца в жилом помещении свидетельствуют о том, что заявление Логвинова Д.А. от <дата> было рассмотрено не в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а как заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Доводы административного ответчика о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора, ввиду того, что ранее Логвинов Д.А. в установленный законом срок не обжаловал в судебном порядке ответ Управления образования Администрации г. Новочеркасска от <дата>, не могут быть приняты судом во внимание. Так как для данной категории дел обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора КАС РФ не предусмотрен.

В данном случае административный истец оспаривает бездействие Администрации г. Новочеркасска по непринятию мер для включения Логвинова Д.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Данное бездействие является длящимся, поскольку до настоящего времени административный ответчик не принял мер, для оказания Логвинову Д.А., являющемуся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в реализации его права на жилое помещение.

Установленные в процессе рассмотрения дела обстоятельства, в их совокупности, свидетельствуют о том, незаконное бездействие Администрации г. Новочеркасска нарушает права и законные интересы административного истца, гарантированные и охраняемые государством, на предоставление жилого помещения Логвинову Д.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, административный ответчик, в нарушение требований действующего законодательства, возложил на Логвинова Д.А. обязанность по представлению доказательств нуждаемости в жилом помещении.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание несоответствие закону оспариваемого бездействия административного ответчика, а также то, что незаконное бездействие административного ответчика нарушает права и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу о наличии необходимой совокупности условий, предусмотренной п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ. В связи с чем, уточнённые исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 150, 175 – 180, 226 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Логвинова Дмитрия Анатольевича к Администрации г. Новочеркасска, заинтересованные лица: Управление образования Администрации г. Новочеркасска, Администрация Кашарского района, Кашарский отдел образования Администрации Кашарского района «Орган опеки и попечительства» об оспаривании бездействия Администрации г. Новочеркасска - удовлетворить.

Признать признать незаконным бездействие Администрации г. Новочеркасска по непринятию мер по включению Логвинова Дмитрия Анатольевича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда г. Новочеркасска Ростовской области.

Обязать Администрацию г. Новочеркасска повторно рассмотреть заявление Логвинова Дмитрия Анатольевича и включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда г. Новочеркасска Ростовской области.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 июня 2021 года.

Судья О.А. Власова