Дело № 2а-1462/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 декабря 2020 года г. Мирный РС (Я)
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при секретаре судебного заседания Макаровой Л.И., с участием представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Досматова Талыпжана Кабыловича к Управлению Росреестра по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным отказа в государственной постановке на кадастровый учет и регистрации права на жилой дом, понуждении устранить нарушение прав путем регистрации права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
Досматов Т.К. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Саха (Якутия), которым просит признать незаконным отказ в государственной постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права на жилой <адрес> РС(Я), обязать ответчика устранить нарушение прав административного истца путем регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: РС(Я), <адрес>.
Административный иск мотивирован тем, что 16.10.2020 Досматовым Т.К. было получено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права жилого дома, расположенного по адресу: РС(Я), <адрес>; причинами отказа явились непредставление уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектах индивидуального жилищного строительства, а также топонекорректность объекта капитального строительства; с данным уведомлением об отказе государственного кадастрового учета истец не согласен, т.к. для постановки на кадастровый учет здания жилого дома истцом был предоставлен технический план, изготовленный ООО «Земкадастрпроект»; к техническому плану приложена Декларация об объекте недвижимости, которая содержит основные характеристики вновь возведенного жилого дома; обратившись в Управление архитектуры и градостроительства АМО «Город Мирный», истец получил положительное заключение на земельный участок и постройки от 11.09.2019 за №, согласно которому разрешенный вид использования земельного участка по <адрес>, позволяет размещать индивидуальный жилой дом и гараж; 16.07.2020 истцом было получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, согласно которому необходимо было предоставить документы, подтверждающие топокорректность жилого дома, постановление о присвоении адресного знака и уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектах индивидуального жилищного строительства; 12.08.2020 истец обратился в ООО «Земкадастрпроект» с заявлением о перепроверке топокорректности объекта и получил ответ, что объект перепроверен и ошибок, связанных с координатами объекта капитального строительства, не обнаружено; также истцом в АМО «Город Мирный» было получено постановление о присвоении адресных знаков; данные документы были переданы ответчику через МФЦ «Мои документы»; 26.08.2020 истцом получено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета; истец считает отказ в государственной постановке на кадастровый учет и регистрации права на жилой дом необоснованным, т.к. земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, был зарегистрирован в Управлении Росреестра по РС(Я) 17.06.2019 с присвоением номера регистрации №.
Представитель административного истца Досматова Т.К. - Соловьева Е.С. в судебном заседании поддержала исковые требования, просит иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) Муканов Г.Ж. с исковыми требованиями не согласился, по изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление доводам просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица АМО «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) Волкова О.В. в суд не явилась, ходатайством от 10.12.2020 просила провести судебное заседание в отсутствие представителя АМО «Город Мирный» (л.д. 36).
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства по делу, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, административный истец Досматов Т.К., <дата> г.р., является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование «<адрес>, земельный участок № (л.д. 21-22); документы основания – договор купли-продажи земельного участка, выданный 05.06.2019 (л.д. 8-9).
ООО «Земкадастрпроект» выполнен Технический план здания – индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: РС(Я), <адрес> (л.д. 10-18).
<дата> Управлением архитектуры и градостроительства АМО «Город Мирный» Мирнинского района РС(Я) выдано заключение на земельный участок и постройки по <адрес> (л.д. 45-47), из которого следует, что земельный участок располагается в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (ЖИ), где среди основных видов разрешенного использования имеются объекты для индивидуального строительства. При выезде на место было выявлено, что на рассматриваемом земельном участке располагается гараж, шириной около 12.6 х 10.8 м., а также 2-х этажный индивидуальный жилой дом, размером 11,45 х 6,55 м., разрешение на строительство которого не выдавалось и уведомление о планируемом строительстве данного дома в городскую администрацию не направлялось: данный жилой дом расположен в глубине участка с нарушением противопожарных норм без отступов от смежного земельного участка (кадастровый №), находящегося в собственности Пантасенко Л.П., на котором на расстоянии чуть более 1,0 метра находится ее жилой дом (кадастровый №).
16.10.2020 Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия) в адрес представителя истца Соловьевой Е.С. направлено Уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку заявителем не представлено уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства, ответом УАиГ МО «Город Мирный» от 17.07.2020 подтверждается, что указанное уведомление на объект, расположенный по адресу: РС(Я), <адрес>, не оформлялось (л.д. 25-26). Кроме того, при проверке координат, указанных техническим планом установлено, что Созданный объект капитального строительства топонекорректен, обнаружены координаты за пределами диапазона СК.
16.07.2020, 26.08.2020 Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия) в адрес истца направлялись уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по вышеперечисленным причинам (л.д. 27-31).
В рамках выполнения действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в адрес Управления архитектуры и градостроительства МО «Город Мирный» Республики Саха (Якутия) Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия) направлялся запрос (л.д. 48). Согласно ответу АМО «Город Мирный» Мирнинского района РС(Я) от 17.07.2020, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности по адресу: РС(Я), <адрес>, не оформлялось (л.д. 49).
Из ответа ООО «Земкадастрпроект» от 12.08.2020, адресованного истцу Досматову Т.К., следует, что вопрос, связанный с топонекорректностью объекта капитального строительства рассмотрен и перепроверен. Дополнительно проведен пространственный анализ на наличие пересечений и других ошибок кадастра и землеустройства, в программном обеспечении «ТехноКад –Гео» ошибок, связанных с координатами объекта капитального строительства, не обнаружено. Здание соответствует местной системе координат (МСК 88 14:37 Мирный), и расположено на земельном участке 14:37:000337:91. Координаты здания не выходят за пределы диапазона СК (л.д. 50).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона).
Согласно ч. 15 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
В отношении объектов индивидуального строительства Градостроительным кодексом РФ установлен уведомительный порядок осуществления строительства.
Согласно ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются: технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 39 Закона о регистрации, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства прилагаемые к нему документы (в том числе уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, представленный застройщиком технический план).
Указанное заявление направляется в регистрирующий орган только при условии отсутствия предусмотренных Градостроительного кодекса РФ оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требования законодательства о градостроительной деятельности.
В случае направления в установленный срок уполномоченным органом указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно.
При этом уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности запрашиваются органом регистрации прав у органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство.
В соответствии с п. 1 ч. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях: параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
В технический план включаются координаты характерных точек контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, который представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли. Местоположение характерных точек контура определяется кадастровым инженером (п. 34 требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953).
Судом установлено и не опровергнуто, что в отношении построенного административным истцом объекта недвижимости заявление о кадастровом учете и регистрации прав из уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа в Управление в порядке ч. 1.2 ст. 18 Закона о регистрации не поступало; уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства представлен не был; в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия) было приостановлено осуществление государственной регистрации в соответствии с п. 54 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации; Управлением в порядке ч. 1.2 ст. 19 Закона о регистрации была запрошена информация о соответствии построенного объекта требованиям действующего законодательства; ответом УАиГ сообщило, что заявленный на учет и регистрацию объект недвижимости расположен в глубине земельного участка с нарушением противопожарных норм без отступов от смежного земельного участка; в ходе проверки координат, указанных в техническом плане, установлено, что заявленный на учет и регистрацию объект является топонекорректным – обнаружены координаты за пределами диапазона системы координат; представленный технический план не соответствует пункту 34 Требований к подготовке технического плана; несоответствие представленных на государственную регистрацию документов требованиям действующего законодательства также является основанием для приостановления осуществления государственной регистрации согласно п. 7 ч. 2 ст. 26 Закона о регистрации «основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав».
В течение срока приостановления осуществления учетно-регистрационных действий причины, послужившие основанием для приостановления, заявителем устранены не были, в связи с чем, государственным регистратором правомерно было принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации в соответствии со ст. 27 Закона о регистрации.
При таком положении, правовых оснований для удовлетворения административного иска, принимая во внимание изложенные и установленные по делу обстоятельства, не имеется, нарушений норм действующего законодательства административным ответчиком не усматривается, в подтверждение доказательств материалы дела не содержат.
Кроме того, следует отметить, что, исходя из содержания позиции Верховного Суда Российской Федерации, а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, решение, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Между тем совокупность вышеуказанных условий для удовлетворения требований административного истца Досматова Т.К. не установлены
Руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Досматова Талыпжана Кабыловича к Управлению Росреестра по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным отказа в государственной постановке на кадастровый учет и регистрации права на жилой дом, понуждении устранить нарушение прав путем регистрации права собственности на жилой дом отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 28.12.2020 г.
Председательствующий Иванова С.Ж.