ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1463/19 от 14.03.2019 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-1463/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2019 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Аксёновой Е.С.

при секретаре Онгоновой Б.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите административное исковое заявление ФИО1 к Законодательному Собранию Забайкальского края, Председателю Законодательного Собрания Забайкальского края об оспаривания действий и бездействия Председателя Законодательного Собрания Забайкальского края, решений Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Истец обратился с вышеназванным административным иском в суд, ссылаясь на следующее.

Истец ФИО1 является руководителем фракции Коммунистической партии РФ в Законодательном собрании Забайкальского края третьего созыва. В региональный парламент от КПРФ избрано 7 депутатов по одномандатным избирательным округам и 7 депутатов по пропорциональной системе в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, всего 14 депутатов.

Истец полагает, что Регламент Законодательного Собрания Забайкальского края противоречит федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части п.2 ст.11, которым установлено, что если законом субъекта предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном органе, должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 11 ФЗ депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 11 ФЗ , должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

По мнению истца данная норма является императивной и перевод одного из депутатов, избранных в составе списка, на постоянную профессиональную основу является обязательным. Тем не менее, ни один из депутатов списка КПРФ на постоянную основу не переведён, что является нарушением права каждого депутата из списка. Регламент не определяет перечень руководящих должностей, замещаемых депутатами из партийных списков, устанавливать соотношение между численностью фракции и количеством должностей. Статьей 12-14 главы 4 Регламента установлено, что кандидатура на должность первого заместителя Председателя Законодательного Собрания края, заместителя председателя, заместителей председателя Законодательного собрания-председателей комитетов вносятся Председателем Законодательного Собрания края. Для должностей председателей комитета Законодательного Собрания Забайкальского края и заместителей председателей комитетов квот для различных списков депутатов не предусмотрено. Только часть 2 статьи 47 ФЗ предусматривает резервную государственную должность для депутатов из партийных списков. Однако никакого дальнейшего развития понятия резервной должности в Регламенте нет, и кроме как в части 11 статьи 47 указанного закона она нигде более не упоминается.

Председатель законодательного органа после своего избрания при выдвижении заместителей, введя в заблуждение остальных депутатов, путём их не информирования относительно вышеуказанных требований федерального закона, выдвинул на руководящие должности, в основном, кандидатов от Всероссийской политической партии «Единая Россия», членом которой сам и является.

Таким образом, заместителями председателя Законодательного собрания -председателями комитетов избраны депутаты от политической партии «Единая Россия». Лишь первым заместителем избрали представителя политической партии ЛДПР, тогда как председателями комитетов вновь избраны депутаты от политической партии «Единая Россия». Ни одного депутата из списка КПРФ на руководящую должность не внесли и не избрали. Подобные действия Председатель законодательного органа незаконны и ущемляют права членов фракции КПРФ. Федеральный законодатель исходит из того, что фракция, образованная из партийного списка, как бы мала она не была, должна в равной с остальными фракциями степени получить руководящие места. Фракция КПРФ составляет почти треть общего состава Заксобрания. Тем не менее, законные интересы фракции КПРФ игнорируются. По этой же причине незаконно решение Законодательного собрания Забайкальского края о выборе руководства, закрепленное в протоколе и бездействие законодательного собрания, не осуществляющего перевод на постоянную основу представителя фракции КПРФ.

С учетом уточнения, истец просил признать незаконным, противоречащим пункту 3 статьи 11 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ действия Председателя Законодательного Собрания Забайкальского края выразившиеся в выдвижении кандидатов на должности первого заместителя председателя Законодательного собрания, заместителей председателя Законодательного собрания - председателей комитетов;

Признать незаконным, противоречащим пункту 3 статьи 11 «ФЗ Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ решение Законодательного собрания Забайкальского края об избрании первого заместителя председателя Законодательного собрания, заместителей председателя Законодательного Собрания - председателей комитетов, председателей комитетов, заместителей председателей комитетов Законодательного Собрания в части неизбрания депутатов, избранных в составе списка кандидатов КПРФ на руководящие должности;

Признать незаконным бездействие, противоречащим пункту 2 статьи 11 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ Законодательного Собрания Забайкальского края в части непредоставления права осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе депутатам, избранным в составе списка кандидатов КПРФ.

В судебном заседании истец и его представители уточненные требования поддержали по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчиков в требованиях просил отказать, представил письменный отзыв на иск.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании пояснила, что является депутатом фракции КПРФ, не одному из 14 депутатов фракции не было предложено занять руководящую должность в Законодательном Собрании, работать на профессиональной основе.

Иные заинтересованные лица в суд не явились, суд полагает возможным рассмотреть административный иск при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии счастью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным кодексом.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п.8 ст. 4, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Согласно ст. 25 Устава Забайкальского края, Законодательное Собрание Забайкальского края, является однопалатным постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Забайкальского края, самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Забайкальского края.

Согласно ст. 30 Устава Забайкальского края Законодательное Собрание принимает Регламент Законодательного Собрания Забайкальского края, решает вопросы внутриорганизационной деятельности Законодательного Собрания края. Вопросы внутриорганизационной деятельности Законодательного Собрания края регулируются его Регламентом в соответствии с частью 2 статьи 38 Устава Забайкальского края.

Как следует из п.1 ст.11 ФЗ условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.6 ст.8 ФЗ число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из ч.2 ст. 11 ФЗ если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

Согласно ч.3 ст.11 ФЗ депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О Законодательном Собрании Забайкальского края» депутат Законодательного Собрания края может осуществлять депутатскую деятельность в Законодательном Собрании края на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О Законодательном Собрании Забайкальского края» должности Председателя Законодательного Собрания Забайкальского края, первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Забайкальского края, осуществляющего свои полномочия на профессиональной постоянной основе, заместителя Председателя Законодательного Собрания Забайкальского края, осуществляющего свои полномочия на профессиональной постоянной основе, заместителя Председателя Законодательного Собрания Забайкальского края - председателя комитета Законодательного Собрания Забайкальского края, осуществляющего свои полномочия на профессиональной постоянной основе, председателя комитета Законодательного Собрания Забайкальского края, осуществляющего свои полномочия на профессиональной постоянной основе, заместителя председателя комитета Законодательного Собрания Забайкальского края, осуществляющего свои полномочия на профессиональной постоянной основе, депутата Законодательного Собрания Забайкальского края, осуществляющего свои полномочия на профессиональной постоянной основе, являются государственными должностями Забайкальского края.

На профессиональной постоянной основе в Законодательном Собрании края могут работать не более 17 депутатов Законодательного Собрания края. При этом не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании края, предоставляется право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

Основанием замещения государственной должности депутата ФИО2 <адрес>, осуществляющего свои полномочия на профессиональной постоянной основе, является избрание депутата ФИО2 края на заседании ФИО2 края тайным голосованием на соответствующую государственную должность (часть 2 статьи <адрес>-ЗЗК).

Избрание депутатов на соответствующие государственные должности осуществляется с соблюдением принципа равенства депутатов в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания Забайкальского края (часть 4 статьи <адрес>-ЗЗК).

В случае, если ни один депутат, избранный в составе списков кандидатов, не избран на государственную должность в Законодательном Собрании края, за каждым таким списком кандидатов резервируется одна государственная должность в Законодательном Собрании края - депутат Законодательного Собрания Забайкальского края, осуществляющий свои полномочия на профессиональной постоянной основе (абзац третий части 5 статьи <адрес>-ЗЗК).

Таким образом, регламентом Законодательного Собрания Забайкальского края предусмотрена процедура избрания депутатов на государственные должности на заседании Законодательного Собрания края тайным голосованием.

Статьей 47 Регламента Законодательного Собрания Забайкальского края определен порядок перехода депутата на работу в Законодательное Собрание края на постоянной профессиональной основе, предусматривающий письменное заявление депутата об избрании его на вакантную государственную должность в Законодательном Собрании края (на резервную государственную должность в Законодательном Собрании края) для работы на профессиональной постоянной основе в составе комитета Законодательного Собрания края, членом которого он является.

Кроме того, ч. 2 ст. 3 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О статусе депутата Законодательного Собрания Забайкальского края» предусмотрено, что переход депутата на постоянную работу в Законодательное Собрание края может быть осуществлен только с его согласия.

Как следует из пояснений представителя ответчиков в судебном заседании, в настоящее время на профессиональной постоянной основе в Законодательном Собрании края работает 13 депутатов, незамещенными являются 4 государственные должности (в том числе 3 резервные).

Как следует из представленных в материалы дела документов, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Законодательного Собрания Забайкальского края, на котором в соответствии с установленным статьями 12 и 14 Регламента Законодательного Собрания края порядком из числа депутатов тайным голосованием избраны первый заместитель Председателя Законодательного Собрания края, заместитель Председателя Законодательного Собрания края - председатель комитета по бюджетной и налоговой политике, заместитель Председателя Законодательного Собрания края - председатель комитета по социальной политике и заместитель Председателя Законодательного Собрания края - председатель комитета по экономической политике и предпринимательству. Решения об избрании вышеуказанных лиц по результатам тайного голосования в соответствии с положениями части 8 статьи 12 и части 8 статьи 14 Регламента Законодательного Собрания края были оформлены постановлениями Законодательного Собрания края. В соответствии с требованиями статьи 7 Регламента Законодательного Собрания края установлена структура Законодательного Собрания края.

Истец ссылается на не предоставление ему либо иным депутатам фракции КПРФ право замещать руководящие должности в Законодательном органе, оспаривает принятые решения, оформленные постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ об избрании кандидатов на должности в результате тайного голосования. В то же время, истец не представил суду доказательств того, что им до ДД.ММ.ГГГГ выражалось волеизъявление быть избранным на какую - либо конкретную должность, о чем в письменном виде им подавалось заявление, тем самым подтвердив, реализацию своего права осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. Поскольку ни одни из депутатов фракции КПРФ не заявил о своем желании о переведении на постоянную основу, доводы иска о признании незаконным бездействия Законодательного Собрания края выраженного в не предоставлении права осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе депутатам, избранным в составе списка кандидатов КПРФ, являются необоснованными.

Как указывалось выше, вопросы избрания первого заместителя Председателя Законодательного Собрания края, заместителей Председателя Законодательного Собрания края - председателей комитетов, председателей комитетов Законодательного Собрания края, заместителей председателей комитетов Законодательного Собрания края, которые урегулированы обжалуемыми решениями (постановлениями), относятся к вопросам внутриорганизационной деятельности законодательного (представительного) органа, которые, в свою очередь, в соответствии с федеральным законодательством и Уставом Забайкальского края решаются законодательным (представительным) органом самостоятельно в установленном им порядке. Положения Устава в данной части и Регламента Законодательного Собрания края не признавались несоответствующим нормам действующего законодательства. При этом, также следует учитывать, что положениями Федерального закона № 184-ФЗ не предусмотрена обязательность замещения руководящих должностей в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации на постоянной профессиональной основе.

Необоснованными также являются доводы административного истца о незаконности действий Председателя Законодательного Собрания края при выдвижении кандидатур на должности первого заместителя Председателя Законодательного Собрания края, заместителей Председателя Законодательного Собрания края - председателей комитетов Законодательного Собрания края, заместителей председателей комитетов Законодательного Собрания края. Определенный Регламентом Законодательного Собрания края порядок избрания на вышеуказанные должности, в данном случае соблюден. Указанные действия Председателя Законодательного Собрания края соответствуют полномочиям, закрепленными статьями 12 и 14 Регламента Законодательного Собрания края в предусмотренном указанными нормами порядке. Кандидатуры, предложенные Председателем Законодательного Собрания края для избрания на должности заместителей, определены им в пределах своего усмотрения.

В соответствии с пунктом 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых действий должностных лиц, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом суд так же исходит из того, что при наличии принципа разделения властей и существующем порядке избрания руководящих должностей законодательного Собрания Забайкальского края суд не вправе вмешиваться в его деятельность как законодательного (представительного) органа государственной власти в части вопроса избрания руководителей данного органа.

При таких обстоятельствах признавать противоречащим пунктам 2,3 ст.11 ФЗ № 184-ФЗ действий председателя Законодательного Собрания Забайкальского края выразившиеся в выдвижении кандидатов на должности первого заместителя председателя Законодательного собрания, заместителей председателя Законодательного собрания - председателей комитетов, решение Законодательного Собрания Забайкальского края об избрании первого заместителя председателя Законодательного собрания, заместителей председателя Законодательного собрания - председателей комитетов, председателей комитетов, заместителей председателей комитетов Законодательного собрания в части неизбрания депутатов, избранных в составе списка кандидатов КПРФ на руководящие должности и бездействие, Законодательного собрания Забайкальского края в части непредоставления права осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе депутатам, избранным в составе списка кандидатов КПРФ у суда не имеется.

руководствуясь ст.ст.175-180КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к Законодательному Собранию Забайкальского края, Председателю Законодательного Собрания Забайкальского края об оспаривания действий и бездействия Председателя Законодательного Собрания Забайкальского края, решений Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГГГг. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Решение изготовлено в окончательной форме 22 марта 2019 года.

Судья Аксёнова Е.С.