ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1463/2016 от 25.03.2016 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-1463/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2016 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Малетиной К.Ю.,

при секретаре Ершовой И.П.,

с участием

административного истца Гурычевой В.Ф.,

представителя административного истца Лашманова А.Б.,

административного ответчика судебного пристава-исполнителя Шуйского РОСП Беловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюГурычевой В.Ф. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Шуйского РОСП УФССП по Ивановской области от … … … года о возбуждении исполнительного производства,

У С Т А Н О В И Л :

Гурычева В.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Шуйского РОСП УФССП по Ивановской области от... . … года о возбуждении исполнительного производства.

Административное исковое заявление мотивировано следующим.

.... … года судебным приставом-исполнителем Шуйского РОСП УФССП по Ивановской области Беловой А.А. в отношении истца вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа в размере … рублей.

Основанием для возбуждении исполнительного производства послужило постановление № … от... . … года, выданное Административной комиссией городского округа Шуя по делу № ….

Данное постановление административный истец считает незаконным и необоснованным.

На вступившее в законную силу постановление административной комиссии городского округа Шуя Ивановской области от... . … года, решение судьи Шуйского городского суда Ивановской области от... . … года, решение судьи Ивановского областного суда от... . … года и постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации от... . … года административным истцом... . … года подана жалоба на имя председателя Верховного суда Российской Федерации, которая к моменту возбуждения исполнительного производства им не рассмотрена.

Административный истец и ее муж являются людьми преклонного возраста, оба болеют, незаконное и необоснованное взыскание с нее данного штрафа тяжело скажется на их с мужем материальном положении.

Кроме того, копия постановления о возбуждении исполнительного производства от... . … года сдана в курьерскую службу для доставки административному истцу... . … года, то есть с нарушением установленного законом срока. Данная копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена административным истцом по почте лишь... . … года.

Административный истец Гурычева В.Ф. просит суд признать незаконным постановление о возбуждении исполнительного производства, вынесенное судебным приставом-исполнителем Шуйского РОСП УФССП по Ивановской области Беловой А.А. и отменить его.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФССП по Ивановской области.

В судебном заседании административный истец Гурычева В.Ф. административное исковое заявление поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем, и просила его удовлетворить. Суду дополнительно пояснила, что жалоба председателю Верховного Суда была направлена ею по почте заказным письмом без уведомления о вручении, поэтому она не может сказать, поступила жалоба председателю Верховного Суда или нет.

Представитель административного истца Лашманов А.Б., действующий на основании устного заявления Гурычевой В.Ф., в судебном заседании поддержал позицию административного истца Гурычевой В.Ф. и просил ее требования удовлетворить. Дополнительно пояснил, что у судебного пристава-исполнителя Беловой А.А. не было оснований для возбуждения исполнительного производства, поскольку оно было возбуждено во время обжалования постановления Административной комиссии г.о. Шуя председателю Верховного Суда РФ, данное обстоятельство является основанием для приостановления возбуждения исполнительного производства. То есть постановление административной комиссии от... . … года по делу об административном правонарушении в законную силу не вступило. Кроме того, судебным приставом-исполнителем был нарушен срок направления копии постановления Гурычевой В.Ф.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Шуйского РОСП УФССП по Ивановской области Белова А.А. в судебном заседании исковые требования Гурычевой В.Ф. не признала, суду пояснила, что, действительно,... . … года ею было возбуждено исполнительное производство в отношении Гурычевой В.Ф., предмет исполнения: штраф в размере … рублей. Исполнительный документ: постановление Административной комиссии г.о. Шуя по делу № …, вступившее в законную силу... . … года. Копия указанного постановления была направлена Гурычевой В.Ф. и получена ею... . … года, о чем имеется уведомление. В установленный законом 5-тидневный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, в добровольном порядке исполнены не были, поэтому в настоящее время готовится пакет документов на удержание с Гурычевой В.Ф. исполнительского сбора в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы, но не менее … рублей. Возбуждая исполнительно производство, она действовала в рамках своих полномочий, поскольку исполнительный документ поступил, и она обязана его исполнить. Срок предъявления всех постановлений к исполнению – 2 года, и указанный срок к моменту возбуждения исполнительного производства не истек.

Представитель УФССП по Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом в порядке Главы 9 КАС РФ, об уважительности причины неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель заинтересованного лица Административной комиссии городского округа Шуя Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом в порядке Главы 9 КАС РФ, об уважительности причины неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

В соответствии со ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

С согласия участников процесса, а также учитывая положения ст. ст. 10, 152 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав пояснения административного истца и ее представителя, судебного пристава-исполнителя, исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства № …, материалы административного дела № … по жалобе Гурычевой В.Ф. на постановление Административной комиссии г.о. Шуя от... . …года о назначении административного наказания в виде штрафа, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Следовательно, нарушение прав и свобод заявителя, необходимость в их восстановлении является обязательным условием для удовлетворения заявления о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Если при рассмотрении административного дела будет установлено, что допущенные нарушения прав и свобод административного истца устранены в полном объеме, оснований для удовлетворения требований не имеется.

Согласно ст. 4 ФЗ РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» к основным принципам исполнительного производства отнесены принципы законности, своевременности совершения исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

Статьей 2 указанного федерального закона предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Одним из принципов исполнительного производства является законность, а также своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 4 КАС РФ).

Судом установлено и из материалов дела следует, что постановлением административной комиссии городского округа Шуя от... . … года Гурычева В.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области», и ей назначено наказание в виде штрафа в размере … рублей.

Решением Шуйского городского суда Ивановской области от... . … года постановление административной комиссии г.о. Шуя от... . … года о признании Гурычевой В.Ф. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области», и назначении наказания в виде штрафа в размере … рублей оставлено без изменения, а жалоба Гурычевой В.Ф. на данное постановление – без удовлетворения.

Решением судьи Ивановского областного суда от... . … года решение судьи Шуйского городского суда Ивановской области от... . … года об оставлении без изменения постановления административной комиссии г.о. Шуя от... . … года в отношении Гурычевой В.Ф. оставлено без изменения, жалоба Гурычевой В.Ф. – без удовлетворения.

Постановлением заместителя председателя Ивановского областного суда об оставлении жалобы, рассмотренной в порядке надзора, без удовлетворения, а постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалобы без изменения, от.. ….. года, в удовлетворении жалобы Гурычевой В.Ф. на постановление административной комиссии г.о. Шуя от... . … года, решение Шуйского городского суда Ивановской области от... . … года и решение Ивановского областного суда от... … года, отказано.

Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от... . … года постановление административной комиссии г.о. Шуя от... . … года, решение Шуйского городского суда Ивановской области от... . … года и решение судьи Ивановского областного суда от... . … года, постановление заместителя председателя Ивановского областного суда от... . … года, вынесенные в отношении Гурычевой В.Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области «Об административных правонарушениях в Ивановской области», оставлены без изменения, а жалоба Гурычевой В.Ф. – без удовлетворения.

Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца Лашманов А.Б., Гурычевой В.Ф. в настоящее время подана жалоба председателю Верховного Суда РФ.

Вместе с тем, суд считает доводы административного истца и ее представителя о том, что в связи с подачей жалобы председателю Верховного Суда РФ постановление административной комиссии г.о. Шуя от... . … года о признании Гурычевой В.Ф. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области», и назначении наказания в виде штрафа в размере … рублей, не вступило в законную силу, необоснованными в силу следующего.

Из содержания статьи 31.1 КоАП РФ, устанавливающей порядок вступления указанных постановлений и решений в законную силу, и статей 30.1 и 30.9 КоАП РФ, регулирующих порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях и решений, вынесенных по жалобам на эти постановления, вытекает следующее.

Порядок вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, кем рассматривалось дело.

1. Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 30.1 КоАП РФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, - в вышестоящий суд, т.е. в областной или другой соответствующий ему суд (пункты 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ).

Подача и рассмотрение жалоб осуществляются согласно пункту 3 статьи 30.9 в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.

Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП РФ).

Таким образом, судом установлено, что постановление административной комиссии г.о. Шуя от... .. . года о признании Гурычевой В.Ф. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области», и назначении наказания в виде штрафа в размере … рублей вступило в законную силу... . …года.

Отметка о вступлении обжалуемого постановления в законную силу... .. . года, имеющаяся на копии постановления в материалах исполнительного производства судебного пристава-исполнителя Беловой А.А., является неверной, вместе с тем, не свидетельствует о нарушении прав Гурычевой В.Ф.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

При этом судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч. 5).

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 30).

Согласно положениям ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

В силу ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В силу указанных норм, при поступлении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель обязан принять одно из двух указанных выше постановлений.

Как следует из пояснений судебного пристава-исполнителя Шуйского РОСП Беловой А.А., данных в судебном заседании,... . … года в Шуйский РОСП УФССП по Ивановской области поступил исполнительный документ: постановление административной комиссии г.о. Шуя от... . … года о признании Гурычевой В.Ф. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области», и назначении наказания в виде штрафа в размере … рублей.

Представленный административной комиссией в службу судебных приставов исполнительный документ соответствовал требованиям, предъявленным ст. 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ, в том числе к его форме и содержанию, был предъявлен в течение срока, установленного ст. 21 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов;

9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона;

10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;

11) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом, обжалуемое постановление административной комиссии г.о. Шуя от... . … года о признании Гурычевой В.Ф. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области», и назначении наказания в виде штрафа в размере … рублей вступило в законную силу... . … года.

Таким образом, предусмотренные ст. 31 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ основания для отказа в возбуждении исполнительного производства в данном случае отсутствовали.

При этом, вопреки доводам административного истца о том, что взыскание с нее штрафа тяжело скажется на ее материальном положении, судебный пристав не уполномочен оценивать обоснованность взыскания с должника, установленных постановлением сумм.

Копия оспариваемого постановления направлена Гурычевой В.Ф. по указанному в постановлении адресу: … область, город …, улица …, дом …, квартира …, в соответствии с требованиями ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ. Направление административному истцу постановления о возбуждении исполнительного производства позднее установленного законом срока не свидетельствует о незаконности действий судебного пристава.

Согласно положениям ст. 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 12, 13 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований, взыскателя и мер принудительного исполнения.

Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства, обжалуемое постановление принято в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, оценивая собранные по делу доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Гурычевой В.Ф. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Шуйского РОСП УФССП по Ивановской области от... . … года о возбуждении исполнительного производства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Малетина К.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2016 года.

Согласовано.

Судья: К.Ю. Малетина