ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1463/2018 от 21.03.2018 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело 2а-1463/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2018 года г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Мухиной Е.В.

при секретаре Собяниной Л.А.,

с участием представителя администрации г. Перми и администрации Дзержинского района г. Перми ФИО,

рассмотрев административное исковое заявление ФИО1 к администрации Дзержинского района г. Перми о признании незаконными действий должностного лица,


УСТАНОВИЛ:


ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления администрации Дзержинского района г. Перми от Дата о необходимости проведения добровольного демонтажа автостоянки открытого типа. Иск мотивирует тем, что между департаментом земельных отношений администрации г. Перми и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством от Дата, в соответствии с которым во временное пользование передан земельный участок с кадастровым номером с северной стороны жилого дома Адрес, под автостоянку. Срок действия договора с Дата по Дата. Договор продлен на новый срок, то есть является действующим.

Определением суда от Дата приняты меры предварительной защиты по административному иску - удовлетворено ходатайство административного истца о принятии мер по обеспечению иска до вступления решения суда в законную силу.

Определением суда о подготовке к судебному разбирательству от Дата в порядке ст. 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) к рассмотрению привлечены в качестве заинтересованных лиц администрация города Перми, департамент земельных отношений администрации города Перми, в качестве второго административного ответчика - должностное лицо, вынесшее оспариваемое уведомление - ... администрации Дзержинского района г. Перми ФИО

Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, направил заявление об отложении рассмотрения дела ..., письменных пояснений не представил, правом на участие в судебном заседании через представителя не воспользовался.

В соответствии с ч. 1 ст. 226 КАС РФ, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца. Срок для рассмотрения административного искового заявления истекает Дата. В связи с этим, оснований для удовлетворения ходатайства административного истца об отложении рассмотрения дела не имелось. Доказательств необходимости признания дела сложным в порядке ч. 2 ст. 141 КАС РФ для применения процедуры продления срока рассмотрения дела председателем суда не более чем на 1 месяц административным истцом не представлено, административным ответчиком в судебном заседании не заявлено.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Департамент земельных отношений администрации г. Перми о дате рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело без участия представителя, согласно письменным возражениям с требованиями не согласен в связи с неоднократным нарушением административным истцом условий договора аренды, своевременным направлением в адрес административного истца уведомления о прекращении договора аренды, обращением в суд с требованием об освобождении земельного участка и обращением в органы росреестра с заявлением о прекращении ограничений прав на земельный участок.

Представитель администрации г. Перми и администрации Дзержинского района г. Перми по доверенностям ФИО с требованиями не согласна по доводам, указанным в письменном отзыве.

Заслушав представителя администрации г. Перми и администрации Дзержинского района г. Перми, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 8 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п. 3.2.8.7 решения Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7 «О территориальных органах администрации города Перми» администрация Дзержинского района г. Перми в пределах территориальных границ выдает владельцам нестационарных торговых объектов и автостоянок открытого типа требования о добровольном демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов.

Решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 192 «Об утверждении Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми» (далее - Положение) в п. 1.4 установлено, что самовольно установленный движимый объект - это движимое имущество (в том числе временные объекты), расположенное на соответствующей территории (недвижимом имуществе), без предусмотренных законодательством, нормативными правовыми актами города Перми правовых оснований и/или с нарушением условий договора аренды земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством (далее - договор аренды), в том числе если размещение временного объекта(ов), не являющегося(ихся) недвижимым имуществом, не предусмотрено соответствующим договором аренды.

Разделом вторым Положения определена процедура выявления и учета самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов.

Согласно п. 2.1 Положения, органы местного самоуправления направляют в территориальный орган информацию в отношении передвижных сооружений, не являющихся нестационарными торговыми объектами, передвижных строений, конструкций, механизмов, строительных материалов, ограждений и прочего движимого имущества по месту его нахождения. Уполномоченный орган в соответствии с п. 2.2 Положения в течение десяти рабочих дней, а в отношении нестационарных торговых объектов, являющихся временными конструкциями и передвижными сооружениями, в течение трех рабочих дней после дня получения информации, указанной в пункте 2.1 настоящего Положения, производит проверку данной информации, в ходе которой проверяет наличие объектов, а также устанавливает, являются ли они самовольными (незаконными).

По результатам указанных мероприятий уполномоченный орган составляет акт проверки. В данном акте отражается факт выявления самовольного (незаконного) объекта или сведения о законности размещения объекта на соответствующей территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают у лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122. Действующее земельное законодательство не предусматривает случаев предоставления земельных участков без оформления земельных отношений. Использование земельных участков без надлежащего оформления земельных отношений нарушает принципы земельного законодательства, в том числе, принцип платности использования земли.

Судом установлено, что Дата между департаментом земельных отношений администрации г. Перми и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером с северной стороны жилого дома Адрес, площадью ... кв.м., под автостоянку. Срок действия договора с Дата по Дата. В договоре указан адрес арендатора: Адрес. Земельный участок передан арендатору на основании акта приема-передачи от Дата. Вид разрешенного использования земельного участка - под автостоянку.

В ходе проверки соблюдения целевого использования переданного в аренду земельного участка выяснилось, что земельный участок используется с нарушением разрешенного использования в связи с размещением на нем нестационарных торговых объектов. В адрес ФИО1 направлено требование об устранении выявленных нарушений. Дата и Дата по результатам обследования земельного участка составлены акты, ...

Дата арендатор направил в департамент земельных отношений администрации г. Перми уведомление о заключении договора аренды на новый срок, при этом указал о смене Адрес, и адресе для почтовой корреспонденции: Адрес.

Дата департаментом земельных отношений администрации г. Перми в адрес ФИО1 направлено уведомление об истечении срока действия договора Дата и необходимости погашения пени.

Дата арендатору Адрес направлено извещение об отказе от договора аренды. Конверт вернулся с отметкой .... Представитель администрации г. Перми обосновать адрес указанного почтового отправления затруднилась.

Тем не менее, Дата ФИО1 обратился в департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о выдаче всей почтовой корреспонденции ему лично в связи со сменой места проживания.

Дата администрация Дзержинского района г. Перми направила ... запрос о предоставлении информации о наличии (отсутствии) правовых оснований для занятия земельного участка Адрес

Согласно полученной Дата информации, договор от Дата является прекращенным.

Дата сектором потребительского рынка администрации Дзержинского района г. Перми проведено обследование участка Адрес, по результатам которого принято решение о включении объекта в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми.

Автостоянка включена в Единый реестр под . Реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми находится в свободном доступе на сайте администрации г. Перми ...

Дата составлено оспариваемое уведомление, которое получено административным истцом Дата.

Дата письмом администрация Дзержинского района г. Перми направила в адрес ФИО1 уведомление об отказе от договора аренды.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено, что администрацией Дзержинского района г. Перми приняты решения и совершены действия, не превышающие представленные полномочия, порядок выявления самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов не нарушен.

Суд учитывает, что адрес, по которому направлено уведомление об отказе от договора аренды, не подтвержден материалами дела.

При этом оценка действий департамента земельных отношений администрации г. Перми, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не входит в предмет административного искового заявления.

В письменных возражениях департамент земельных отношений администрации г. Перми сообщает об обращении Дата с иском к ФИО1 об освобождении земельного участка и подписании акта приема-передачи в судебном порядке. Предварительное судебное заседание по делу Дата отложено ....

Пунктом 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указывается, что следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска, поскольку администрация Дзержинского района г. Перми прав и законных интересов административного истца не нарушала, решение о демонтаже объекта не принимала. В связи с этим уведомление о необходимости проведения добровольного демонтажа от Дата не может быть признано незаконным, поскольку является лишь предложением и дополнительно информирует о необходимости освобождения земельного участка.

Руководствуясь ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным уведомления от Дата администрации Дзержинского района г. Перми о необходимости проведения добровольного демонтажа автостоянки открытого типа Адрес отказать.

Отменить действие мер предварительной защиты по административному иску в виде приостановления совершения в отношении административного истца оспариваемого действия со дня вступления в силу настоящего решения.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Мухина

Мотивированное решение изготовлено 22.03.2018