Дело № 2а-1463/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2023 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Макаренко Н.О.,
при секретаре Зеленине С.Г.,
помощник судьи Андросюк Н.С.,
с участием представителя административного истца старшего помощника Томского межрайонного природоохранного прокурора Казначеевой Е.Н., представителя административного ответчика Марниковой К.Е., представителя заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска Андрейченко Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Города Томска о признании незаконным бездействия, обязании подготовить и направить материалы о необходимости создания особо охраняемой природной территории местного значения,
установил:
Томский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Города Томска, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по осуществлению полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории местного значения «Лесопарк у д. Киргизка»; обязать административного ответчика в срок не позднее 8 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу подготовить и направить в Думу Города Томска материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемой природной территории местного значения «Лесопарк у д. Киргизка»: согласование с исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим управление в области охраны окружающей среды в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск»; сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования данной особо охраняемой природной территории, общую характеристику ландшафта, состав и характеристику насаждений, водных и почвенных ресурсов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира; сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; проект положения об особо охраняемой природной территории местного значения «Лесопарк у д. Киргизка».
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что при оценке исполнения органами местного самоуправления законодательства об особо охраняемых природных территориях установлено, что на территории г. Томска в районе д.Киргизка расположена особо охраняемая природная территория (далее также – ООПТ) местного значения «Лесопарк у д. Киргизка» на площади 176 Га, образованная в соответствии с решением Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Томске» и включенная в список особо охраняемых природных территорий г. Томска в соответствии с п. 50 Приложения к данному решению. Решение о включении территории «Лесопарк у д. Киргизка» принято на основании материалов комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах г. Томска, для последующего придания им статуса ООПТ местного значения. В соответствии с заключением государственной экологической экспертизы по материалам указанного комплексного обследования территория «Лесопарк у д. Киргизка» имеет особую рекреационную и оздоровительную ценность и представляет собой территорию, расположенную в долине р. Малая Киргизка и на сопредельных участках междуречной долины. Преобладающим типом растительности является сосново-березовый лес со структурой близкой к естественной. Создание ООПТ местного значения и проведение ландшафтных работ, а также ее благоустройство благоприятно отразится как на здоровье населения, так и улучшит социальные условия рекреации, сохранение растительности и улучшит гидрологический режим водных объектов, воспрепятствует развитию оврагообразования и других эрозийных процессов на склонах и уклонах, не окажет отрицательного воздействия на окружающую среду и будет способствовать сохранению ландшафтного и биологического разнообразия, уникальных природных объектов и комплексов, природно-культурного и исторического наследия. Таким образом, в настоящее время «Лесопарк у д. Киргизка» является ООПТ. Несмотря на продолжительное время, прошедшее с момента принятия решения о создании ООПТ местного значения «Лесопарк у д. Киргизка», указанная территория в настоящее время существует и не утратила своей научной и эстетической ценности, ее площадь не претерпела изменений. Однако в нарушение требований законодательства границы ООПТ местного значения не установлены, материалы, являющиеся основанием для установления границ ООПТ администрацией Города Томска не подготовлены и в Думу Города Томска не направлены, в связи с чем схема и границы ООПТ и положение о ней до настоящего времени не утверждены. Бездействие администрации Города Томска исключает соблюдение правового режима использования земель в границах ООПТ, в том числе принятие мер, направленных на выявление, пресечение и предупреждение нарушение законодательства об ООПТ, их защиту от негативного воздействия, и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. При этом, ненадлежащее обеспечение режима охраны ООПТ, обусловленное отсутствием ее границ, препятствует сохранению уникального ценного природного комплекса и нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе на владение информацией об особенностях и условиях нахождения, пользования землей на ООПТ местного значения.
Определением от 27.06.2023 (протокольным) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, Дума Города Томска.
Определением от 06.07.2023 (протокольным) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства Томской области, МКУ «Служба городских кладбищ».
В судебном заседании старший помощник Томского межрайонного природоохранного прокурора Казначеева Е.Н. требования административного иска поддержала по основаниям, в нем изложенным, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Города Томска Марникова К.Е., действующая на основании доверенности № 618 от 31.01.2023 сроком на 1 год, в судебном заседании требования административного иска не признала, поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление, где в обоснование возражений указала, что административным истцом не заявлено требований о возложении на административного ответчика обязанности по выполнению конкретных действий в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, фактически требования прокурора сводятся к целесообразности действий по созданию ООПТ. В 2008 году на основании муниципального контракта в соответствии с техническим заданием на выполнение работ по корректировке границ земель ООПТ в целях постановки на кадастровый учет производилась инвентаризация ООПТ согласно утвержденному списку с целью выявления произошедших изменений, определение площадей земельных участков, внесение произошедших изменений в проекты территориального землеустройства, согласование с Комитетом природных ресурсов по Томской области и управлением окружающей среды администрации Города Томска, составление описаний, получение кадастрового плана. Вышеуказанные работы проводились относительно всех территорий ООПТ, указанных в решении Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502. На основании данных работ Думой Города Томска приняты решения об образовании ООПТ местного значения МО «Город Томск» от 28.04.2009 № 1198 (утверждены описания границ, плана-схемы и положения об ООПТ применительно к 43 территориям) и от 06.04.2010 № 1451 (утверждены описания границ, плана-схемы и положения об ООПТ применительно к 12 территориям). В связи с указанным полагает, что администрацией Города Томска надлежащим образом организована работа по организации и функционированию ООПТ, а потому бездействие отсутствует. Полагает требования административного иска неисполнимыми, поскольку часть ООПТ «Лесопарк у д. Киргизка» расположена в границах городского лесничества на землях МО «Город Томск», часть попадает на участки Корниловского лесничества земель лесного фонда, по которым ответственным органом ведутся кадастровые работы. Также в границах ООПТ находится территория кладбища с ориентировочной санитарно-защитной зоной от него, охранные зоны инженерных коммуникацией (высоковольтные линии электропередач, охранная зона и зона минимальных расстояний магистрального газопровода и др.), санитарно-защитные зоны производственно-коммунальных объектов. Законодательством установлен прямой запрет на образование ООПТ местного значения на землях, находящихся в федеральной собственности.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска Андрейченко Е.С., действующая на основании доверенности от 31.05.2023 № 45 сроком на 1 год, в судебном заседании против удовлетворения требований административного иска возражала, поддержала позицию, изложенную в отзыве на административное исковое заявление. В письменном отзыве на административный иск указано, что решение Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502 носит декларативный характер и не устанавливает статус ООПТ, соответственно, довод административного иска о том, что «Лесопарк у д. Киргизка» в настоящее время является особо охраняемой природной территорией, не может быть принят во внимание. Кроме того, на основании муниципального контракта в 2008 году относительно указанных в решении Думы Города Томска территорий проводились работы по корректировке границ земель ООПТ в целях постановки на кадастровый учет, на основании которых впоследствии утверждены описания границ, плана-схемы и положения об ООПТ применительно к 55 территориям. Часть территории «Лесопарк у д. Киргизка» расположена в границах Городского лесничества на землях МО «Город Томск, а часть попадает на участки Корниловского лесничества земель лесного фонда. Также на территории «Лесопарк у д.Киргизка» находится территория кладбища с ориентировочной санитарно-защитной зоной от него, охранные зоны инженерных коммуникаций, санитарно-защитные зоны производственно-коммунальных объектов. В границах населенных пунктов представляется целесообразным территории, имеющие особое природоохранное значение, выделять в качестве особо охраняемых территорий, а не ООПТ. Кроме того, указанный в административном иске срок не обоснован и является недостаточным.
Представитель заинтересованного лица Думы Города Томска Татарчук Т.В., действующая на основании доверенности № 01 от 09.01.2023 сроком на 1 год, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте его проведения, в представленном письменном отзыве на административное исковое заявление просила дело рассмотреть в свое отсутствие. Указала, что положения решения Думы города Томска от 29.05.2007 № 502, которым утвержден список ООПТ, в том числе «Лесопарк у д.Киргизка», носят обязательный характер. В настоящее время на территории МО «Город Томск» принято и действует Положение об особо охраняемых природных территориях МО «Город Томск», утвержденное решением Думы Города Томска от 29.04.2008 № 874, согласно которому предусмотрена обязанность администрации Города Томска в срок до 31.12.2008 представить в Думу Города Томска материалы и документы для утверждения ООПТ в соответствии со списком ООПТ местного значения, утвержденным решением Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502. В случае удовлетворения заявленных требований административного иска соответствующий проект решения Думы Города Томска с приложением предусмотренных Порядком и иными муниципальными правовыми актами документов будет рассмотрен в установленном порядке Думой Города Томска после его внесения в Думу субъектом правотворческой инициативы.
Заинтересованные лица Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства Томской области, МКУ «Служба городских кладбищ», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили, каких-либо возражений относительно заявленных требований не представили.
Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями ч. 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).
В силу положений ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст.226 КАС РФ).
Статьей 42 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
На основании ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Статьей 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях») определено, что особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Целью правового регулирования является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение естественных процессов в биосфере и контроль за изменением ее состояния, экологическое воспитание населения (преамбула поименованного закона).
В соответствии с ч.ч. 4, 8, 9 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования, решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В силу положений п. 27 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, создание и осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения.
Согласно абз. 2 п. 7 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действующей на дату принятия решения Думы Города Томска от 29.05.2007 №502) особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (п. 12 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).
Из положений п. 4 ст. 94 Земельного кодекса Российской федерации следует, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 5 Закона Томской области от 12.08.2005 № 134-ОЗ «Об особо охраняемых территориях в Томской области» (в редакции, действующей на дату принятия решения от Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502) для определения особо охраняемой природной территории местного значения органы местного самоуправления устанавливают перечень категорий особо охраняемых природных территорий местного значения, утверждают порядок их создания, охраны, содержания, использования и упразднения.
Согласно положениям п.п. 1.25, 1.31 ст. 8 Устава города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475, к вопросам местного значения Города Томска как городского округа относятся: организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, при этом, в силу требований пунктов 1.31, 1.40 статьи 40 Устава указанные вопросы отнесены к компетенции администрации Города Томска.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502 «Об особо охраняемых природных территориях в Городе Томске» утвержден перечень территорий, которые могут иметь особое природоохранное значение, в том числе, в пункте 37 приложения в качестве такой особо охраняемой природной территории, подлежащей созданию, указана «Лесопарк у д. Киргизка».
Из преамбулы решения Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502 следует, что оно принято в целях сохранения и улучшения качества окружающей среды, обеспечения реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. При этом пунктом 2 вышеуказанного решения рекомендовано администрации Города Томска скорректировать проект генерального плана муниципального образования «Город Томск» с учетом списка особо охраняемых природных территорий города Томска, утвержденного указанным решением.
Решением Думы Города Томска от 29.04.2008 № 874 утверждено Положение «Об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования «Город Томск» (далее также – Положение), согласно которому на администрацию Города Томска возложена обязанность в срок до 31.12.2008 представить в Думу Города Томска материалы и документы для утверждения особо охраняемых территорий местного значения муниципального образования «Город Томск» в соответствии со Списком особо охраняемых природных территорий города Томска, утвержденным решением Думы города Томска от 29.05.2007 № 502.
Исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм и решений представительного органа местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, решение Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502 не носит декларативный характер вопреки доводам административного ответчика и возлагает на уполномоченный орган (в данном случае администрацию Города Томска) скорректировать проект Генерального плана, а с учетом положений решения № 784 от 29.04.2008 также подготовить документы для утверждения положений об особо охраняемых территориях местного значения в соответствии с установленным порядком.
Согласно п. 1.2 Положения, утвержденного решением Думы Города Томска № 874 от 29.04.2008, особо охраняемые природные территории местного значения муниципального образования «Город Томск» - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними в границах муниципального образования «Город Томск», где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Организация и определение особо охраняемых природных территорий осуществляются администрацией Города Томска в пределах ее полномочий. Решения об образовании особо охраняемой природной территории, утверждении границ, положения об особо охраняемой природной территории принимаются Думой города Томска по представлению администрации города Томска (пункты 4.1, 4.3 Положения).
В соответствии с заключением государственной экологической экспертизы № 0079 от 05.05.2006 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области по материалам комплексного экологического обследования территорий, находящихся в пределах Томска, для последующего придания им статуса особо охраняемых природных территорий местного значения, Лесопарк у д. Киргизка располагается в долине р. Малая Киргизка и на сопредельных участках междуречной равнины, преобладающим типом растительности здесь является сосново-березовый лес со структурой близкой к естественной. Площадь Лесопарка у д. Киргизка 176 Га. Лесопарк имеет рекреационную и оздоровительную ценность. Создание указанных в перечне особо охраняемых природных территорий будет способствовать сохранению ценных природных историко-культурных качеств и упорядочиванию использования уникальных ландшафтов в черте г. Томска, позволит сбалансировать хозяйственно-градостроительную деятельность с возможностями природной среды города и свести к минимуму отрицательное влияние техногенной деятельности человека на природную среду.
Как следует из письма заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству от 13.04.2023 № 2552, из списка ООПТ, утвержденного решением Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502 на сегодняшний день не утверждены границы и Положение для 38 территорий. В период с 2020 по 2022 год Департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска велась аналитическая работа относительно территорий ООПТ на предмет актуальности и целесообразности проведения дальнейших работ по подготовке материалов обоснования статуса ООПТ. В 2023-2025 годах запланированы мероприятия по разработке нового Генерального плана МО «Город Томск». В рамках выполнения комплексных работ будет проведено обследование территорий ООПТ, выполнен анализ, дана оценка состояния таких территорий и подготовлены предложения по дальнейшему развитию ООПТ. Также в рамках выполнения работ по проекту Генерального плана МО «Город Томск» будут разработаны материалы (по обоснованию, характеристики территорий, проекты Положений об ООПТ) согласно нормам действующего законодательства, которые в дальнейшем будут направлены на рассмотрение в Думу Города Томска.
Согласно акту осмотра от 30.05.2023 заместителем Томского межрайонного природоохранного прокурора произведен осмотр содержимого CD-диска на предмет установления объективных сведений, подтверждающих существование особо охраняемых природных территорий, включенных в перечень, утвержденный решением Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502, и отраженных в заключении № 0079 от 05.05.2006. По результатам исследования аналитической работы, проведенной департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска относительно территорий ООПТ в период с 2020 года по 2022 год установлено фактическое наличие и соответствие площади, в том числе, ООПТ «Лесопарк у д. Киргизка».
В соответствии с заключением ФГБУН Институт мониторинга климатических и экологических систем СО РАН по ООПТ «Лесопарк у д. Киргизка» рекогносцировочное обследование ООПТ проведено 28.06.2023. Лесопарк располагается в долине р. Малая Киргизка и на сопредельных участках междуречной равнины. Его территория имеет уникальное ландшафтное строение, где гармонично сочетаются живописные парковые березняки, сосновые насаждения, понижения и лога, а также глубоко врезанная долина ручья. Парковые разнотравные березовые леса автоморфных местообитаний типичны для подзоны мелколиственных лесов, в которой расположен г. Томск, и отличаются высокой видовой насыщенностью фитоценозов и высоким флористическим разнообразием лесных сообществ в целом, что обусловливает их высокую природоохранную ценность. Широкий спектр местообитаний (от гидроморфных в понижениях рельефа до автоморфных на дренированных участках) на относительно небольшой территории способствует формированию и сохранению высокого флористического разнообразия лесопарка (выявлено 119 видов сосудистых растений), а также делает возможным его использование как зоны для активного экологического туризма и научных исследований, в том числе для проведения полевых практик студентов. Высокая научно-просветительская ценность лесопарка позволяет закладывать разнообразные экологические тропы с целью изучения ландшафтов, растительного и животного мира. Также он является неотъемлемой частью градостроительной структуры и важным элементом экологического каркаса города, выполняет средообразующую, средозащитную и санитарно-гигиеническую функции, а также используется для отдыха населения.
Заключением эксперта по результатам обследования ООПТ «Лесопарк у д.Киргизка», выполненного Некоммерческим партнерством «Центр организации работ и услуг природоохранного назначения» 30.06.2023, установлено, что объем и состав рассмотренных материалов и документов, проведенные обширные натурные обследования, результаты опросов и ответов на поставленные уточняющие вопросы, обобщения информации об объекте экспертизы позволяют выразить объективное и достоверное мнение по поставленной цели и согласованным критериям экспертизы соответствия целевому назначению особо охраняемой природной территории «Лесопарк у д. Киргизка». ООПТ «Лесопарк у д. Киргизка» представляет собой рекреационную и оздоровительную ценность, используется в рекреационных целях, может использоваться для проведения экологических троп, экскурсионных, экообразовательных походов, необходимость ее создания определена в соответствии с материалами Комплексного экологического обследования, а также в соответствии с государственной экологической экспертизой.
Изложенное свидетельствует о длительном бездействии со стороны ответчика в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по осуществлению полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории местного значения «Лесопарк у д. Киргизка», которая в настоящее время существует и не утратила своей научной и эстетической ценности, ее площадь соответствует указанной в решении Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502. При этом, на момент рассмотрения дела указанная обязанность ответчиком не исполнена, сохраняется необходимость утверждения положения об особо охраняемой природной территории местного значения. Бездействие администрации Города Томска исключает соблюдение правового режима использования земель в границах ООПТ, в том числе, принятие мер, направленных на выявление, пресечение и предупреждение нарушений законодательства об ООПТ, их защиту от негативного воздействия, и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Доказательств невозможности создания ООПТ «Лесопарк у д.Киргизка» административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Ссылка административного ответчика и заинтересованного лица департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска на обстоятельство расположения территории ООПТ «Лесопарк у д. Киргизка» в границах Городского лесничества на землях МО «Город Томск» (реестровый номер 70:21-15:1), Корниловского лесничества земель лесного фонда, установленных приказом Рослесхоза от 14.02.2019 №271, не принимается судом во внимание как не подкрепленная достаточными доказательствами (как то: выписка из Государственного лесного реестра, выписка из Единого государственного реестра недвижимости). При этом суд учитывает ссылку административного ответчика на ведение ответственным органом кадастровых работ, следовательно, государственный кадастровый учет участков лесного фонда до настоящего момента не осуществлен.
Доводы отзыва на административный иск относительно нахождения в границах ООПТ территории кладбища (70:14:0200033:1007) с ориентировочной санитарно-защитной зоной от него также не принимаются судом во внимание, поскольку Решением Думы города Томска от 29.05.2007 № 502 определены границы ООПТ местного значения, а решением Думы города Томска от 29.04.2008 № 874 установлена обязанность администрации Города Томска в срок до 31.12.2008 представить в Думу города Томска материалы и документы для утверждения ООПТ местного значения, чего административным ответчиком до настоящего момента сделано не было, а потому вопрос относительно нахождения в границах ООПТ части территории кладбища и его санитарно-защитной зоны в рамках рассмотрения настоящего дела обсуждению не подлежит и в перечень юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дела, не входит.
При таких данных суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска Томского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия администрации Города Томска в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по осуществлению полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории местного значения «Лесопарк у д. Киргизка».
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ). Суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований. Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Решая вопрос о способе устранения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в результате бездействия административного ответчика, суд учитывает, что в силу п.п. 8, 12, 13 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Такие требования утверждены приказом Росреестра от 26.07.2022 № П/0292.
Из требований п. 4.4 положения «Об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования «Город Томск», утвержденного решением Думы Города Томска от 29.04.2008 № 874, следует, что для принятия решения о создании, изменении, упразднении ООПТ администрация города Томска направляет в Думу города Томска, в том числе: согласование с исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим управление в области охраны окружающей среды в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск»; характеристику территории (графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, общая характеристика ландшафта, состав и характеристика насаждений, водных и почвенных ресурсов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира); проект Положения об ООПТ, в случае принятия решения о создании, изменении ООПТ.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности подготовить и направить в Думу Города Томска материалы, обосновывающие необходимость создания ООПТ «Лесопарк у д. Киргизка»: согласование с исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим управление в области охраны окружающей среды в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск»; сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования данной ООПТ, общую характеристику ландшафта, состав и характеристика насаждений, водных и почвенных ресурсов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира; сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; проект положения об ООПТ «Лесопарк у д. Киргизка».
При определении срока в течение, которого административный ответчик должен исполнить возложенную обязанность, суд учитывает представленное письмо ОГБУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» от 23.03.2023 №220, согласно которому для выполнения работы по организации ООПТ до принятия решения о создании ООПТ достаточным является 6-месячный срок, а также положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При таких данных разумным сроком, в течение которого административный ответчик должен исполнить указанную обязанность, является 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, учитывая, что доказательств невозможности исполнения судебного постановления в течение указанного времени административным ответчиком согласно ст. 62 КАС РФ не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Города Томска о признании незаконным бездействия, обязании подготовить и направить материалы о необходимости создания особо охраняемой природной территории местного значения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Города Томска в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по осуществлению полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории местного значения «Лесопарк у д. Киргизка».
Обязать администрацию Города Томска в срок не позднее 8 (восьми) месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу подготовить и направить в Думу Города Томска материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемой природной территории местного значения «Лесопарк у д. Киргизка»:
- согласование с исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим управление в области охраны окружающей среды в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск»;
- сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования данной особо охраняемой природной территории, общую характеристику ландшафта, состав и характеристику насаждений, водных и почвенных ресурсов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира;
- сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
- проект положения об особо охраняемой природной территории местного значения «Лесопарк у д. Киргизка».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.О. Макаренко
Мотивированный текст решения суда составлен 06.09.2023.
УИД 70RS0002-01-2023-002391-09