ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1464/18 от 14.06.2018 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-1464/2018

36RS0004-01-2017-008856-80

3.019 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.06.2018 г. г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,

при секретаре Васильеве Н.Н.,

при участии административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к администрации города Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, Муниципальному бюджетному учреждению г. Сочи «Центр геоинформационных технологий», МАУ МФЦ города Сочи о признании незаконными действий по подготовке разрешения на строительство и направлению уведомления с нарушением установленного срока,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к администрации города Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, Муниципальному бюджетному учреждению г. Сочи «Центр геоинформационных технологий» о признании незаконными действий по подготовке разрешения на строительство и направлению уведомления с нарушением установленного срока.

Мотивируя заявленные требования, указывали в иске на то, что согласно договору аренды ФИО1 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <...> уч.16/5, КН 23:49:0136005:2539 (градостроительный план № RU233090000- 000000000011904). Между ФИО1 и ФИО2 заключен договор о совместной деятельности от 21.07.2017г.

На заявление о выдаче разрешения на строительство от 21.07.2017г., поступившее в администрацию г.Сочи 01.08.2017г., администрацией было подготовлено ФИО1 уведомление от 07.09.2017г. о необходимости получения разрешения на строительство, однако, направлено это уведомление было только 07.12.2017г. Таким образом, разрешение на строительство подготовлено и уведомление о необходимости его получения направлено административным истцам с нарушением семидневного срока, установленного ч.11 ст.51 ГрК РФ и п. 3.2.10 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 01.11.2013 № 2406.

Указывая, что оспариваемыми действиями административных ответчиков были нарушены права истцов на получение разрешения на строительство в установленный ч. 11 ст. 51 ГрК РФ срок, ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просили: признать незаконными действия Администрации города Сочи, Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи и Муниципального бюджетного учреждения г. Сочи «Центр геоинформационных технологий» по подготовке разрешения на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <...>. 16/5, КН 23:49:0136005:2539, и направлению уведомления об этом административным истцам с нарушением установленных сроков.

В ходе рассмотрения дела в принятии требований истцов об устранении нарушений прав административных истцов путем неоплаты арендной платы за период, в который административные истцы не имели возможности пользоваться арендованным земельным участком по указанному в договоре аренды назначению для строительства индивидуального жилого дома, в форме исключения из документов администрации г.Сочи о начислении административным истцам арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005:2539 с периодом начисления длительностью 132 дня (л.д.59) судом было отказано (л.д. 65-67).

В судебном заседании 10.05.2018г. МАУ МФЦ города Сочи было привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Истец и представители административных ответчиков - администрации города Сочи, Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, Муниципального бюджетного учреждения г. Сочи «Центр геоинформационных технологий», МАУ МФЦ города Сочи в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ответчики направили суду письменные возражения, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, органов местного самоуправления муниципальных районов, органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе и выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Порядок, сроки выдачи разрешения на строительство, а также перечень органов, наделенных полномочиями на выдачу разрешения на строительство, предусмотрены ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.

Частью 1 указанной статьи предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ).

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4, ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ).

В соответствии с положениями ч.7 ст.51. Градостроительного Кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Перечень документов, которые необходимо предоставить в орган местного самоуправления при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство, приведен в ч. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.

Согласно ч. 10 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

В соответствии с положениями ч. 11 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно ч. 11.1 названной статьи в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 настоящей статьи, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос":

1) в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляют приложенные к нему раздел проектной документации объекта капитального строительства, предусмотренный пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренное пунктом 4 части 9 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в случае выдачи лицу такого разрешения. При этом проверка проектной документации или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства на соответствие установленным градостроительным регламентом требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства не проводится;

3) в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 459-ФЗ).

В соответствии с Положением о Департаменте архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, утверждённом постановлением администрации города Сочи от 01.09.2014 N 33-ок, в число основных задач департамента входит, в том числе организационное и правовое обеспечение совершенствования системы управления в области градостроительной политики, мониторинг реализации Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, нормативов градостроительного проектирования, Правил благоустройства, эксплуатационный контроль.

Департамент во исполнение возложенных на него функций имеет право: регулировать в пределах своих полномочий градостроительную деятельность на территории муниципального образования город-курорт Сочи, взаимодействуя с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в целях реализации основных направлений градостроительной политики на территории муниципального образования город-курорт Сочи.

В рамках предоставленных правомочий Департамент осуществляет следующие функции: организует подготовку Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, ведет мониторинг реализации Правил и внесение в них изменений, а также в установленном порядке, обеспечивает подготовку и выдачу разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на территории муниципального образования город-курорт Сочи (п.п.3.10 Положения).

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", Постановлением администрации города Сочи от 28 сентября 2011 года N 1952 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций и административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрацией муниципального образования город-курорт Сочи", с учетом вступивших в силу изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, администрацией города Сочи было издано постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" от 01.11.2013 N 2406.

Данный Административный регламент предоставления муниципальной услуги является нормативным правовым актом в силу прямого указания в п. 4 ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" (далее - административный регламент) разработан в целях создания комфортных условий для получателей муниципальной услуги,… определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении муниципальной услуги администрацией города Сочи.

Муниципальная услуга "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" предоставляется застройщикам (физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции).

Предоставление муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" осуществляется непосредственно администрацией города Сочи при участии Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи и техническом сопровождении муниципального бюджетного учреждения города Сочи "Центр геоинформационных технологий", в соответствии с поручением директора Департамента либо лица, исполняющего его обязанности.

В соответствии с положениями п.п.2.2 административного регламента уполномоченным органом по предоставлению муниципальной услуги является администрация города Сочи в лице Департамента при участии МАУ МФЦ города Сочи и техническом сопровождении МБУ города Сочи "ЦГТ".

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (линейного объекта).

В соответствии с положениями п.п. 2.4 Административного регламента общий срок предоставления муниципальной услуги составляет десять (10) дней со дня регистрации заявления в МАУ МФЦ города Сочи.

Согласно п.п. 2.7. документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги в целях получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства являются:

- заявление с указанием кадастрового номера земельного участка, участка (форма заявления представлена в приложении N 1 к настоящему административному регламенту).

- документы, позволяющие идентифицировать заявителя:

- для физических лиц - документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт гражданина Российской Федерации), или иной документ, удостоверяющий личность (копия и оригинал для сверки);

- для юридических лиц - документ, удостоверяющий личность гражданина (копия и оригинал для сверки), обратившегося за оказанием муниципальной услуги, и документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица или его представителя, наделенного соответствующими полномочиями (копия и оригинал для сверки);

-доверенность, оформленная надлежащим образом, - в случае подачи заявления лицом, действующим по поручению заявителя (нотариально удостоверенная - для физических лиц (оригинал), для юридических лиц - форма доверенности на фирменном бланке организации за подписью руководителя, удостоверенная печатью организации).

-правоустанавливающие документы на земельный участок.

-градостроительный план земельного участка.

-схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с положениями п. 2.14 Административного регламента поступившее заявление с приложенными документами регистрируется в информационной интегрированной системе МАУ МФЦ города Сочи (далее - ИИС МФЦ).

Зарегистрированное заявление с приложенными документами (в ИИС МФЦ) передается в течение одного рабочего дня в Департамент для дальнейшей работы.

Основанием для начала приема документов от заявителя на получение муниципальной услуги является личное обращение заявителя (его представителя) с комплектом документов.

Прием документов осуществляется в МАУ МФЦ города Сочи специалистом отдела приема и выдачи документов МАУ МФЦ города Сочи, ответственным за прием документов, согласно графику работы, указанному в пункте 1.3 настоящего административного регламента.

Конечным результатом данной административной процедуры является получение МАУ МФЦ города Сочи заявления вместе с документами, выдача заявителю расписки в принятии документов, содержащей сведения о регистрационном входящем номере, дате и времени приема документов.

Допускается прием по почте заявления от заинтересованного лица для получения муниципальной услуги.

Заинтересованное лицо вправе направить заявление с приложением документов,… посредством почтового отправления с описью вложения.

Сформированное Дело вместе с реестром приема-передачи документов передается в Департамент и МБУ города Сочи "ЦГТ" на исполнение в течение текущего рабочего дня.

Конечным результатом данной административной процедуры является передача сформированного МАУ МФЦ города Сочи Дела в Департамент и МБУ города Сочи "ЦГТ". Срок выполнения указанных мероприятий составляет 1 (один) день.

В дальнейшем, заявление с приложенными к нему документами регистрируется МБУ города Сочи "ЦГТ", передается в Департамент для получения резолюции и в установленном порядке направляется в МБУ города Сочи "ЦГТ" для предоставления муниципальной услуги.

Конечным результатом данной административной процедуры является передача сформированного МАУ МФЦ города Сочи Дела в МБУ города Сочи "ЦГТ". Указанные мероприятия выполняются в течение текущего рабочего дня с момента получения Дела.

Далее, МБУ города Сочи "ЦГТ" проводит анализ полученных документов. В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги МБУ города Сочи "ЦГТ" осуществляет проведение мероприятий, обеспечивающих предоставление муниципальной услуги.

Конечными результатами данной административной процедуры являются комплектование папки исходно-разрешительной документации документами, направление запросов, в том числе межведомственных, в органы и организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, либо подготовка мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги. Срок выполнения указанных мероприятий составляет 1 (один) день.

Специалист МБУ города Сочи "ЦГТ", ответственный за рассмотрение документов, в случае непредставления заявителем документов, указанных в пункте 2.8 настоящего административного регламента, по собственной инициативе, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", формирует и направляет запросы, в том числе межведомственные, в органы и организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, в срок, не превышающий 1 (одного) дня с момента поступления Дела на рассмотрение.

Конечным результатом данной административной процедуры является направление специалистом, ответственным за рассмотрение заявления о предоставлении муниципальной услуги, запросов, в том числе межведомственных, в органы либо организации, указанные в настоящем пункте административного регламента.

В дальнейшем МБУ города Сочи "ЦГТ" проводит подготовку проекта разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства к согласованию или отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Специалист МБУ города Сочи "ЦГТ", ответственный за подготовку разрешения на строительство, реконструкцию, проводит анализ полученных документов, а также проверку наличия достаточных сведений для исполнения административной процедуры по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию и осуществляет проведение мероприятий, обеспечивающих предоставление муниципальной услуги:

1) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, сведениям, содержащимся в ИСОГД, либо, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

2) комплектует папку исходно-разрешительной документации с перечнем представленных документов;

3) заносит предварительные данные в реестр разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

По результатам проверки документации, в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, МБУ города Сочи "ЦГТ" формирует пакет документов с проектом бланка Разрешения и направляет в Департамент для принятия решения.

Конечными результатами данной административной процедуры являются подписание директором Департамента либо лицом, исполняющим его обязанности, отказа в предоставлении муниципальной услуги либо согласование проекта бланка Разрешения и принятие решения о направлении проекта Разрешения на согласование.

Срок выполнения указанных мероприятий не может превышать 3 (трех) дней.

Пакет документов с проектом бланка Разрешения, согласованного Департаментом, направляется на согласование в установленном порядке:

- заместителю Главы города Сочи, координирующему работу по вопросам строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, либо лицу, исполняющему его обязанности, срок согласования не может превышать 1 (одного) дня;

- в правовое управление администрации города Сочи, срок согласования не может превышать 1 (одного) дня;

- заместителю Главы города Сочи, координирующему работу по вопросам правовых и земельно-имущественных отношений, либо лицу, исполняющему его обязанности, срок согласования не может превышать 1 (одного) дня.

Конечным результатом данной административной процедуры является согласование проекта Разрешения либо отказ в согласовании проекта Разрешения в срок, не превышающий 3 (трех) дней.

При получении согласованного проекта Разрешения МБУ города Сочи "ЦГТ" оформляет бланк Разрешения и передает согласованный пакет документов с бланком Разрешения для его подписания первому заместителю Главы города Сочи либо лицу, исполняющему его обязанности, срок - 1 (один) день.

После подписания бланка Разрешения первым заместителем Главы города Сочи Департамент производит запись в бланке о дате подписания и сроке действия Разрешения и передает в МБУ города Сочи "ЦГТ" для дальнейшего внесения данных в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности города Сочи, в реестр выдачи разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и присвоения номера Разрешению.

С момента выполнения мероприятий, указанных в настоящем подпункте, услуга считается предоставленной.

МБУ города Сочи "ЦГТ" оформляет пакет исходно-разрешительной документации с зарегистрированным экземпляром бланка разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и осуществляет внесение сведений о подготовленном и выданном Разрешении в документальный и электронный архивы информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Сочи.

Конечным этапом данной административной процедуры является регистрация и присвоение номера бланку разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, подписанного первым заместителем Главы города Сочи либо лицом, исполняющим его обязанности, либо подготовка мотивированного отказа в оказании муниципальной услуги в течение текущего рабочего дня.

МБУ города Сочи "ЦГТ" передает зарегистрированный оригинал бланка разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в МАУ МФЦ города Сочи по реестру приема-передачи дел для выдачи заявителю.

В день поступления в МАУ МФЦ города Сочи Разрешения либо мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги ответственный сотрудник МАУ МФЦ города Сочи, в зависимости от способа информирования, выбранного заявителем при подаче документов (устно по телефону, смс-оповещением, либо по электронной почте), информирует заявителя о необходимости прибыть в МАУ МФЦ города Сочи для получения Разрешения либо мотивированного отказа.

В случае если заявитель не отвечает на телефонные звонки, ответственный исполнитель готовит на его имя письменное приглашение.

Срок подготовки письменного приглашения не может превышать 1 (одного) дня.

В случае если заявитель в течение трех месяцев после письменного уведомления не прибывает в МАУ МФЦ города Сочи для получения Разрешения либо мотивированного отказа, такие документы направляются в МБУ города Сочи "ЦГТ", которое отправляет заявителю (на почтовый адрес, указанный в заявлении) по почте с описью вложения посредством почтового отправления с уведомлением о вручении.

Конечным результатом данной административной процедуры является выдача заявителю Разрешения либо мотивированного отказа, что подтверждается соответствующей распиской, либо направление заявителю по почте таких документов, срок - 1 (один) день.

В дальнейшем, Департамент совместно с МБУ города Сочи "ЦГТ" в течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства направляет копию такого Разрешения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора.

Конечным результатом данной административной процедуры является получение соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии Разрешения.

Из дела усматривается, что 02.02.2017г. постановлением Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г.Сочи был утвержден градостроительный план №RU233090000-000000000011904 земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <...> уч. 16/5, КН 23:49:0136005:2539, общая площадь (кв.м.) - 30,16, площадь участка (кв.м.) – 590, с площадью застройки (кв.м.) - 32,4.

07.08.2017г. между муниципальным образованием город – курорт Сочи (арендодатель) в лице директора департамента имущественных отношений администрации г.Сочи и ФИО1 (арендатор) согласно протоколу о результатах аукциона от 29.06.2017 г. №1 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для строительства. В соответствии с заключенным договором, арендодатель передал за плату во временное владение и пользование, а арендатор принял на условиях договора земельный участок из земель (категория земель) земли населенных пунктов с кадастровым номером 23:49:0136005:2539, площадью 590 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <...> уч.16/5, с видом разрешенного использования: «Для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью)».

Из дела следует, что ФИО1 обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке № 16/5 по улице Городской в с. Волкова Лазаревского района города Сочи с кадастровым номером 23:49:0136005:2539, которое направил в адрес администрации города Сочи почтовым отправлением от 21.07.2017г. (л.д.8-оборот), что не является нарушением установленной процедуры получения муниципальной услуги.

Указанное заявление поступило в администрацию города Сочи 01.08.2017г. (л.д.81).

Несмотря на то, что заявление поступило ответчикам не через систему многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуги, а посредством почтового отправления, направленным в адрес административного ответчика, оно подлежало регистрации не позднее 01.08.2017г., доводы административных ответчиков, изложенные в письменных возражениях, относительно применения к сложившимся правоотношениям положений Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части сроков принятия и рассмотрения поступившего от административного истца заявления, суд полагает неверными, основанными на неверном толкования и примени норм права, поскольку фактически ФИО1 было подано именно заявление на оказание ему муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», тогда как положениями ст.1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" закреплено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, а правоотношения по выдаче разрешения на строительство урегулированы нормами Градостроительного Кодекса РФ.

В нарушение порядка оказания заявленной муниципальной услуги заявление ФИО1 лишь 02.08.2018 было направлено на резолюцию заместителю Главыгорода Сочи ФИО3, ему присвоен номер № 07-01-12575. 03.08.2018 года заместителем директора Департамента рассмотрение заявления, поступившее от ФИО1, было передано на исполнение в подведомственное учреждение МБУ города Сочи «ЦГТ», которое директором МБУ города Сочи «ЦГТ» в течение рабочего дня было отписано в работу начальнику отдела ФИО4, отвечающему за формирование папки исходно-разрешительной документации по заявлениям граждан о выдаче разрешений на строительство. 07.08.2017 года заявление, поступившее от ФИО1, поступило к исполнителю, и с указанной даты, то есть с 07.08.2017 года фактически начало исполняться. Данные обстоятельства указаны в возражениях на иск, поступивших в адрес суда из Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи.

Сотрудниками МБУ города Сочи «ЦГТ» была проведена проверка и анализ представленных заявителем документов, в течение двух дней отправлены необходимые запросы, в том числе в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. На третий день после поступления заявления ФИО1 о выдаче разрешения на строительство сотрудниками МБУ города Сочи «ЦГТ» была подготовлена исходно-разрешительная документация с проектом бланка разрешения на строительство, которая была направлена на согласование в отраслевые (территориальные) органы администрации города Сочи в установленном порядке.

На данных обстоятельствах настаивает сторона административного ответчика, не подтверждая их, однако, документально.

20.08.2017г. Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройстваадминистрации города Сочи Краснодарского края в адрес обратившегося за получением услуги гражданина ФИО1 и надзирающему заместителю Главы города Сочи ФИО3 было направлено сообщение о ходе рассмотрения поступившего обращения по вопросу выдачи разрешения на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0136005:2539 в <...> участок 16/5 Лазаревского района города Сочи. Из сообщения усматривалось, что сформированная сотрудниками исходно-разрешительная документация по вопросу выдачи разрешения на строительство объекта «Индивидуальный жилой дом», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0136005:2539 в <...> участок 16/5 Лазаревского района города Сочи, находится на рассмотрении в администрации города Сочи, срок рассмотрения обращения продлен до 21.09.2017г.

05.09.2017 года администрацией города Сочи по заявлению ФИО1 было изготовлено (выдано) разрешение на строительство №RU 23-309-6260-2017 индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0136005:2539.

Ответчик в своих письменных объяснениях ссылался на то, что 06.09.2017 г. начальником отдела подготовки исходных данных МБУ города Сочи «ЦГТ» ФИО4 был осуществлён звонок по телефонному номеру, указанному ФИО1, о явке за получением изготовленного разрешения на строительство, который был заявителем проигнорирован. Вместе с тем, административный истец в судебном заседании не подтвердил данный факт. При таких обстоятельствах суд полагает данный довод ответчика, на которого в силу ст. 226 КАС РФ возложена обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий/решения, несостоятельным, поскольку он не подтвержден какими-либо доказательствами.

Ответчик указывал, что 07.09.2017г. ФИО1 было направлено письменное предложение о явке в департамент архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края за получением ранее указанного заключения (л.д.9). ФИО1 не отрицал, что данное сообщение им было получено, однако, датой его отправки Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края истец указал 07.12.2017г., прилагая в подтверждение данных обстоятельств ксерокопию почтового конверта, подлинник которого обозревался судом.

07.09.2017г. директор Департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края направил уведомление заместителю главы города Сочи - директору Департамента строительства администрации города Сочи ФИО3 об исполнении обращения ФИО1 по вопросу выдачи разрешения на строительство, с просьбой о снятии поручения с контроля.

Таким образом, давая оценку установленным обстоятельствам, суд приходит к выводу о нарушении административным ответчиком положений действующего законодательства в части нарушения сроков оказания указанной ФИО1 в заявлении, поступившем в администрацию г.Сочи 01 августа 2017г., услуги и выдачи разрешения на строительство, поскольку срок его рассмотрения, установленный в 30 дней с момента поступления заявления об оказании муниципальной услуги, истек 01 сентября 2017 г., тогда как разрешение на строительство датировано лишь 05.09.2017г. При этом, как следует из вышеуказанных положений нормативных актов, продление данных сроков не допускается, объективных причин, подтвержденных допустимыми и достоверными доказательствами, для продления данного срока, суду ответчиками также не представлено. Суд также полагает необходимым отметить, что и с момента регистрации 03.08.2017г. в Департаменте поданного истцом заявления, срок его рассмотрения был нарушен, поскольку в таком случае разрешения на строительство подлежало утверждению 04.09.2017г.

Кроме того, суд на основании представленных доказательств и вышеуказанных положений закона также находит установленным и факт нарушения ответчиком сроков направления заявителю уведомления о выдаче разрешения на строительство – 07.12.2017г., бланк которого был выдан ФИО1 лишь 15.12.2017г. при личном обращении.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией города Сочи (которая в силу административного регламента является непосредственным исполнителем данной услуги) не были предприняты все меры для своевременного оказания муниципальной услуги и для надлежащего извещения заявителя о получении разрешительного документа на строительство.

При этом ссылки ответчика на необходимость подачи вышеназванного заявления через МАУ МФЦ г. Сочи, что способствовало бы рассмотрению заявления в более короткие сроки, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку положения действующего законодательства не содержат запрета на подачу такого рода заявлений непосредственно исполнителю услуги (т.е. в администрацию г. Сочи).

Доводы ответчика о том, что на момент рассмотрении данного дела разрешение получено истцом, что он сам не отрицал в ходе судебного заседания, не могут являться основанием для прекращения производства по делу в силу требований ч.2 ст. 194 и ч.2 ст. 225 КАС РФ, поскольку на удовлетворении иска истец настаивал.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что доводы административного истца о несвоевременности подготовки разрешения на строительство и направления ему результата оказанной государственной услуги нашли своё подтверждение, в связи с чем возражения административных ответчиков суд полагает необоснованными, а изложенные в них доводы - несостоятельными.

В силу пункта 1,2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца, при этом не усматривает оснований для возложения на ответчиков обязанности по направлению разрешения в адрес административного истца, поскольку данная обязанность ими на момент рассмотрения дела была исполнена.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконными действия администрации города Сочи Краснодарского края по подготовке разрешения на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <...> уч. 16/5, КН 23:49:0136005:2539, и направлению уведомления о выдаче разрешения ФИО1 с нарушением установленных сроков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Пономарева Е.В.

Решение принято судом в окончательной форме 19.06.2018г.