ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1464/2022 от 02.06.2022 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

дело № 2а-1464/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,

секретарь судебного заседания – Уласень Я.А.,

с участием представителя административного истца – ФИО7, на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, заинтересованные лица: Департамент архитектуры и градостроительства <адрес>, Департамент городского хозяйства <адрес>, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ФИО3, ФИО4, о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в исправлении ошибки в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 91:03:001001:1282, и понуждении административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № Е-3665/01-10/п.

Административный иск мотивирован тем, что ФИО8 на праве собственности принадлежит 24/50 долей жилого дома по адресу: <адрес>, Капитанская, 23, обозначенных как <адрес>. Указанный дом относится к индивидуальному жилому фонду, самой квартиры как отдельного объекта недвижимого имущества не существует, нумерация имеет условный характер. При этом Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> в рамках Государственной программы <адрес> «Развитие земельных и имущественных отношений в городе Севастополе на 2017-2020 годы» в 2017 году земельный участок, расположенный под индивидуальным жилым домом по адресу: <адрес>, площадью 726 +/- 9 кв.м., поставлен на кадастровый учет с определением вида разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Данный вид разрешенного использования земельного участка, по мнению административного истца, определен административным ответчиком ошибочно, отказ в исправлении указанной ошибки нарушает права и законные интересы ФИО8 как собственника доли вышеуказанного жилого дома.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец ФИО2, а также заинтересованные лица ФИО3, ФИО4 являются собственниками 24/50, 14/50 и 12/50 долей соответственно в доме, расположенном по адресу: <адрес>. Административный истец – на основании решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

В соответствии с техническим паспортом на жилой дом индивидуального жилого фонда, расположенный по адресу: <адрес>, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в частности, экспликациями внутренних площадей к плану дома, следует, что дом состоит из 3 самостоятельных квартир: , , а.

Согласно информации ГУПС «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по <адрес> в <адрес> произведена реконструкция.

Согласно пояснениям представителя административного истца и плану строения, данный дом разделен на три самостоятельных обособленных помещения, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к жилому дому, имеющий отдельные коммуникации.

Земельный участок площадью 726 +/- 9 кв.м. по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, с определением категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка, присвоен кадастровый .

Согласно данным ЕГРН на указанном земельном участке с ДД.ММ.ГГГГ стоит на кадастровом учет жилой дом площадью 91,7 кв.м., кадастровый . Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

Не согласившись с определением административным ответчиком такого вида разрешенного использования земельного участка, ФИО2 обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением об исправлении ошибки.

Согласно ответу административного ответчика, изложенному в письме от ДД.ММ.ГГГГ, при анализе имеющейся информации в отношении земельного участка и изучении представленных заявителем документов, ошибки в установлении вида разрешенного использования земельного участка выявлено не было. Участок был сформирован на основании адресного перечня многоквартирных домов <адрес>, предоставленного департаментом городского хозяйства <адрес>, в рамках исполнения государственных контрактов по проведении кадастровых работ и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Указано, что представленные с заявлением документы свидетельствуют о наличии квартиры, находящей в общей совместной собственности, что исключает возможность идентификации земельного участка как «индивидуальное жилищное строительство». Разъяснено, что для изменения вида разрешенного использования земельного участка заинтересованное лицо вправе обратиться в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка и документами, указанными в пункте 5 Временного порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории <адрес>, утвержденного постановлением правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП.

В соответствии с частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

На основании части 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В силу части 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 883-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям <адрес>", Департамент является исполнительным органом государственной власти <адрес>, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности <адрес>, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти <адрес>.

В соответствии с пунктом 2.3. Положения Департамент осуществляет управление и распоряжение имуществом и землями в пределах своей компетенции.

Порядок подготовки схемы земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории определен статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно пунктам 4.41 и 4.42 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям <адрес>, административный ответчик в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени <адрес> управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности <адрес>, за исключением лесных участков; отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую, в том числе при включении земельных участков в границы населенных пунктов (в отношении земель, находящихся в собственности <адрес>, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности).

Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Доводы административного истца о фактическом нахождении на земельном участке индивидуального жилого дома не могут быть приняты в качестве основания для удовлетворения административного иска, поскольку из исследованных материалов дела следует, что фактически дом разделен на три самостоятельных объекта недвижимости, помещения в нем расположены поквартирно, что, в свою очередь, допускается при виде разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная застройка»; согласно действующему законодательству квартиры могут располагаться только в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации), который, в свою очередь, может располагаться на земельном участке, предусматривающем возможность размещения и эксплуатации многоквартирного дома.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития ФИО1 Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» предусматривается размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым» многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> принято в пределах предоставленных ему полномочий, основания, перечисленные в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, на основании который был определен вид разрешенного использования земельного участка, сведения о котором были внесены в ЕГРН, отсутствовали, оспариваемый отказ не противоречит нормам действующего градостроительного законодательства, и права административного истца не нарушает.

Кроме того, при принятии решения суд принимает во внимание, что постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП утвержден Временный порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории <адрес>, который регулирует процедуру изменения видов разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства, расположенных на территории <адрес>.

В соответствии с настоящим Порядком вопросы об изменении видов разрешенного использования земельных участков возложены на уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> архитектуры и градостроительства <адрес>.

Обращаясь к административному ответчику с заявлением об исправлении ошибки в определении вида разрешенного использования земельного участка, административный истец фактически просит изменить вид разрешенного использования земельного участка, при этом Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> соответствующим полномочиями не обладает.

Кроме того, из материалов дела следует, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ уже обращался в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:03:001001:1282, в удовлетворении которого ему было отказано со ссылкой на фактические обстоятельства и нормы действующего законодательства.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

В окончательной форме решение принято 10.06.2022.