ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1464/2022 от 27.07.2022 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2а-1464/2022

91RS0001-01-2022-004052-67

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2022 года г.Симферополь

Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи: – Петровой Ю.В.,

при секретаре: – Севастьянове Е.М.

представителе административного истца – Бойко Д.М.

представителе административного ответчика – Баранцеве Д..О.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Симферополе административное дело по административному иску прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц к Администрации , заинтересованное лицо – МКУ Департамент городского хозяйства Администрации о признании бездействия незаконным,

у с т а н о в и л:

Прокурор 01 июля обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц к Администрации , заинтересованное лицо – МКУ Департамент городского хозяйства Администрации о признании бездействия незаконным.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности изучена муниципальная программа «Содержание и защита от жестокого обращения с домашними животными и регулирование численности безнадзорных животных в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2017-2020 годы», утвержденная постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Программа содержания и защиты животных). Изучением Программы содержания и защиты животных установлены нарушения требований действующего законодательства установлено, что решением Симферопольского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден бюджет муниципального образования городской округ Симферополь на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Решение о бюджете). Приложением 5 «Распределение расходов бюджета городского округа Симферополь по целевым статьям, группам видов расходов, разделам, подразделам на 2021 год» Решения о бюджете финансирование указанной программы на 2021 год предусмотрено в объеме 7602455,93 руб. Указанный объем бюджетных ассигнований не изменялся вносимыми в Решение о бюджете изменениями. Вместе с тем, Программой содержания и защиты животных бюджетные ассигнования на реализацию в 2021 году соответствующих мероприятий не предусмотрены, что свидетельствует о не приведении в установленный законодательством срок муниципальной программы в соответствии с Решением о бюджете. В связи с выявленными нарушениями требований законодательства прокуратурой города на указанный нормативный правовой акт ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, направленный в адрес Главы администрации , с требованием о его рассмотрении в десятидневный срок с момента поступления протеста и о приведении данного нормативного правового акта в соответствие требованиям законодательств. Согласно информации Администрации от ДД.ММ.ГГГГ протест рассмотрен, Программа содержания и защиты животных находится на стадии продления, 2 этап запланирован на 2021 -2023 годы, а в настоящий момент осуществляется устранение замечаний МКУ Контроль-счетная палата .

В информации Администрации от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что Программа содержания и защиты животных находится на согласовании. Информации аналогичного содержания Администрацией предоставлена ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ. Информациями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Администрация города уведомила прокуратуру об осуществлении работ по редактированию Программы содержания и защиты животных. Однако до настоящего времени (по прошествии 12 месяцев) муниципальная программа «Содержание и защита от жестокого обращения с домашними животными и регулирование численности безнадзорных животных в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2017-2020 годы», утвержденная постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ, не приведена в соответствие с положениями действующего законодательства, отраженными в протесте прокуратуры города от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административный истец считает необходимым признать бездействие органов местного самоуправления в части не разработки и не внесения соответствующих изменений предусмотренных законом нормативных правовых актов в судебном порядке, в связи с чем просил суд признать бездействие Администрации в части не приведения в соответствие с действующим законодательством муниципальной программы «Об утверждении муниципальной программы «Содержание и защита от жестокого обращения с домашними животными и регулирование численности безнадзорных животных в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным. Обязать Администрацию в двухмесячный срок разработать проект нормативного правового акта о внесении изменений в муниципальную программу «Об утверждении муниципальной программы «Содержание и защита от жестокого обращения с домашними животными и регулирование численности безнадзорных животных в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2017-2020 годы», утвержденную постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, и утвердить проект в установленном порядке.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании иск поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании просил суд в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что Департаментом городского хозяйства был разработан проект постановления «Отлов и содержание животных без владельцев в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2023 – 2025 годы» и направлен в МКУ Департамент финансов для утверждения. То есть, таким образом фактически протест прокурора в настоящее время исполняется.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника.

Изучив доводы административного иска, заслушав административного истца, представителя административ6ного ответчика, исследовав материалы административного дела, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 10 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав) органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.

Администрация Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Крым (ч. 1 ст. 46 Устава).

решением Симферопольского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден бюджет муниципального образования городской округ Симферополь на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Решение о бюджете).

Приложением 5 «Распределение расходов бюджета городского округа Симферополь по целевым статьям, группам видов расходов, разделам, подразделам на 2021 год» Решения о бюджете финансирование указанной программы на 2021 год предусмотрено в объеме 7602455,93 руб.

Указанный объем бюджетных ассигнований не изменялся вносимыми в Решение о бюджете изменениями.

Вместе с тем, Программой содержания и защиты животных бюджетные ассигнования на реализацию в 2021 году соответствующих мероприятий не предусмотрено, что свидетельствует о не приведении в установленный законодательством срок муниципальной программы в соответствии с Решением о бюджете.

В связи с выявленными нарушениями требований законодательства прокуратурой города на указанный нормативный правовой акт ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, направленный в адрес Главы администрации , с требованием о его рассмотрении в десятидневный срок с момента поступления протеста и о приведении данного нормативного правового акта в соответствие требованиям законодательств.

Согласно информации Администрации от ДД.ММ.ГГГГ протест рассмотрен, Программа содержания и защиты животных находится на стадии продления, 2 этап запланирован на 2021 -2023 годы, а в настоящий момент осуществляется устранение замечаний МКУ Контроль-счетная палата .

В информации Администрации от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что Программа содержания и защиты животных находится на согласовании.

Информации аналогичного содержания Администрацией предоставлена ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ.

Информациями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Администрация города уведомила прокуратуру об осуществлении работ по редактированию Программы содержания и защиты животных.

ДД.ММ.ГГГГ разработан и направлен в МКУ Департамент финансов для утверждения проект постановления «Отлов и содержание животных без владельцев в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2023 – 2025 годы».

По мнению административного ответчика фактически протест прокурора в настоящее время исполнен.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Однако, на момент рассмотрения дела, нарушение требований законодательства со стороны административного ответчика о предмете спора, а именно наличие бездействия административного ответчика о не внесении изменений в муниципальную программу «Содержание и защита от жестокого обращения с домашними животными и регулирование численности безнадзорных животных в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2017-2020 годы», которая окончила свое действие ДД.ММ.ГГГГ, имело место.

Кроме того, указанные в административном иске нарушения имели место и до прокурорской проверки, однако надлежащих мер к их устранению администрацией городского округа Симферополь предпринято не было. Доказательств обратного со стороны административного ответчика не представлено.

При этом суд принимает во внимание, что сама муниципальная программа претерпела изменения в части ее наименования, о чем свидетельствует поданная в суд представителем административного ответчика копия письма, из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департамент городского хозяйства Администрации разработан и направлен в МКУ Департамент финансов для утверждения проект постановления «Отлов и содержание животных без владельцев в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2023 – 2025 годы».

Из приведенного обстоятельства также следует, что в период 2021 года и с ДД.ММ.ГГГГ по сегодняшний день муниципальная программа, касающаяся содержания и защиты от жестокого обращения с домашними животными и регулирование численности безнадзорных животных в свое действие фактически прекратила, что прямым образом свидетельствует о наличии факта бездействия со стороны административного ответчика.

Суд считает, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, а именно бездействие Администрации следует признать незаконным в части не приведения в соответствие с действующим законодательством муниципальной программы «Об утверждении муниципальной программы «Содержание и защита от жестокого обращения с домашними животными и регулирование численности безнадзорных животных в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

В то же время, с учетом выясненных в ходе судебного разбирательства обстоятельств следует обязать Администрацию в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект нормативного правового акта, касающегося содержания и защиты от жестокого обращения с домашними животными и регулирование численности безнадзорных животных в и утвердить проект в установленном порядке.

В удовлетворении иной части административного иска следует отказать.

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации следует в части не приведения в соответствие с действующим законодательством муниципальной программы «Об утверждении муниципальной программы «Содержание и защита от жестокого обращения с домашними животными и регулирование численности безнадзорных животных в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект нормативного правового акта, касающегося содержания и защиты от жестокого обращения с домашними животными и регулирование численности безнадзорных животных в и утвердить проект в установленном порядке.

В удовлетворении иной части административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд Республики Крым.

Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья Ю.В.Петрова