ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1465/19 от 03.07.2019 Арзамасского городского суда (Нижегородская область)

Дело №2а-1465/2019Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> г.Арзамас

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Фиминой Т.А.

при секретаре Липиной В.А.

с участием административного истца ФИО1

представителя административного ответчика администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области по доверенности

представителя заинтересованного лица МБОУ «***» временно исполняющего обязанности директора

представителя заинтересованного лица МБОУ «***» директора

представителя заинтересованного лица Управления образования администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области начальника Управления образования администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску ФИО1 к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области об отмене постановления

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области об отмене постановления администрации Арзамасского муниципального района от <дата>. «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения *** в форме присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «***» указывая, что при решении вопроса о реорганизации МБОУ «***» со стороны учредителя допущены нарушения законодательства, затрагивающие права и законные интересы родителей обучающихся, педагогов и работников школы, а именно:

-не проведено собрание с родителями и работниками школы о планируемой реорганизации, ее целях и последствиях,

-не учтено стопроцентное мнение родителей, высказавшихся против предстоящей реорганизации,

-не обеспечен контроль при проведении опроса граждан на территории <адрес> сельсовета со стороны представителей школы и общественности <адрес> сельсовета,

-не учтено мнение жителей <адрес>, на чьей территории находится школа,

-не предьявлены обьективные причины реорганизации,

-дезинформирование общественности через средства массовой информации.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержала и пояснила, что обратилась в суд с административным иском, как директор школы в интересах родителей и учителей, поскольку считает, что основания для реорганизации школы отсутствуют.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области по доверенности с административным иском не согласилась и пояснила, что порядок реорганизации МБОУ «***» нарушен не был.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица МБОУ «***» временно исполняющий обязанности директора с административным иском не согласилась.

В судебном заседании представителя заинтересованного лица МБОУ «***» директор с административным иском не согласилась.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления образования администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области начальник Управления образования администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области с административным иском не согласилась, пояснив, что порядок реорганизации МБОУ «***» нарушен не был. Обучающиеся будут переведены в МБОУ «***», при этом обучаться будут в филиале по прежнему месту с 1 по 11 класс.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ учредителем муниципального бюджетного образовательного учреждения «***» является администрация Арзамасского муниципального района, директором школы является , которая имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ учредителем муниципального бюджетного образовательного учреждения «***» является администрация Арзамасского муниципального района.

Директором МБОУ «***» являлась ФИО1, которая распоряжением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>. освобождена от занимаемой должности, прекращено <дата>. действие трудового договора от <дата>

Распоряжением администрации Арзамасского муниципального района от <дата>. с <дата>. назначена временно исполняющим обязанности по должности директора МБОУ «***» до дня назначения на должность основного работника.

<дата>г. администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области приняла постановление №936 «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения *** в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «***».

ФИО1, как директор МБОУ «***», с указанным постановлением не согласилась, полагая, что при решении вопроса о реорганизации допущены нарушения законодательства, затрагивающие права родителей обучающихся, педагогов и работников школы.

Согласно ч.1 ст.57 ГК РФ, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Решением Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>. утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области и внесения в них изменений.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения об управлении образования администрации Арзамасского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>, управление образования администрации Арзамасского муниципального района является отраслевым (функциональным) органом администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, обладающим правами юридического лица и осуществляющим управление в сфере образования на территории Арзамасского района.

В соответствии с п.п.3.6,3.7,3.8. и 3.8.1 указанного Положения, управление образования:

-выходит с инициативой о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций, подведомственных управлению образования (далее - МОО);

-осуществляет подготовку документов для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации МОО;

-участвует в проведении оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры МОО, а также о реорганизации или ликвидации МОО, заключении договоров аренды объектов собственности, закрепленных за МОО, на территории Арзамасского района Нижегородской области;

-осуществляет организационно-правовые мероприятия по созданию, реорганизации или ликвидации МОО и их филиалов в соответствии с действующим законодательством.

Главой администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области был утвержден план мероприятий по реконструкции сети образовательных организаций Арзамасского муниципального района Нижегородской области на <дата> согласно которого в <дата> планируется реорганизация ФИО2 в форме присоединения к ФИО2.

В соответствии с ч.12 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Управлением образования администрации Арзамасского муниципального района с целью выявления мнения жителей по вопросу реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***» был вынесен вопрос о назначении опроса граждан на территориях населенных пунктов <адрес> и <адрес> сельсоветов на заседание Земского собрания Арзамасского муниципального района <дата>.

Земским собранием Арзамасского муниципального района Нижегородской области <дата> в соответствии с Законом Нижегородской области от <дата> «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Нижегородской области», Порядком учета мнения жителей сельских поселений Арзамасского муниципального района Нижегородской области при принятии решения о реорганизации, ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, утвержденным решением Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата> были приняты следующие решения:

- решение «О назначении опроса граждан в <адрес>, расположенных на территории <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области», в соответствии с которым с <дата> по <дата> вышеуказанных населенных пунктах проведен опрос граждан с целью выявления мнения жителей по вопросу реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***»;

- решение «О назначении опроса граждан в <адрес>, <адрес>, расположенных на территории <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области», в соответствии с которым с <дата> по <дата> в вышеуказанных населенных пунктах <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области, проведен опрос граждан с целью выявления мнения жителей по вопросу реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***».

Опрос был назначен и проводился на территории двух сельсоветов, поскольку в реорганизации участвовали ФИО2, расположенная на территории <адрес> сельсовета и МБОУ «***», расположенная на территории <адрес> сельсовета, кроме того, на территории <адрес> сельсовета проживают граждане, дети которых обучаются в ФИО2.

Решением Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>. утвержден Порядок учета мнения жителей сельских поселений Арзамасского муниципального района Нижегородской области при принятии решения о реорганизации, ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, из пункта 2.11.1. которого следует, что в целях организации проведения опроса граждан решением Земского собрания формируется комиссия по проведению опроса граждан, порядок ее избрания, работы и численный состав.

В состав комиссии входят представители инициатора проведения опроса граждан, представительного органа, администрации муниципального образования, общественности.

Во исполнение требований указанного Порядка в составы комиссий по проведению опроса граждан по <адрес> и <адрес> сельсоветам были включены представители инициатора проведения опроса граждан, представительного органа, администрации муниципального образования, общественности.

Комиссии по проведению опроса осуществляли свою деятельность в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством.

Каждая комиссия избрала председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, определила пункты проведения опроса на территории населенных пунктов поселения, утвердила время проведения опроса граждан и время работы пунктов опроса, которые своевременно разместила на сайтах управления образования, <адрес>, <адрес>, <адрес> школ, утвердила формы объявления о проведения опроса, организовала проведение голосования жителей при опросе

Жители <адрес> и <адрес> сельсоветов своевременно были проинформированы о проведении опроса путем размещения информации на сайтах управления образования администрации Арзамасского муниципального района и вышеперечисленных общеобразовательных организаций, а также путем размещения объявлений в населенных пунктах сельсоветов. Указанные обстоятельства подтверждаются представленным фотоматериалом, распечатками с сайтов.

Во всех населенных пунктах опрос проводился в сроки, установленные решениями Земского собрания.

Результаты опроса по <адрес> сельсовету (протокол заседания комиссии ) следующие:

-общее число граждан, имеющих право на участие в опросе - 2153. Число граждан, принявших участие в опросе - 868 человек, что составляет 40 % (для признания опроса состоявшимся необходимо участие более 25% граждан, имеющих право участвовать в опросе). Опрос состоялся.

За реорганизацию ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***» проголосовал 321 человек, что составляет 37% от числа граждан, принявших участие в опросе (вопрос считается одобренным, если за него проголосовала более половины участников опроса, принявших участие в голосовании). Вопрос не одобрен.

Результаты опроса по <адрес> сельсовету ( протокол заседания комиссии ) следующие:

-общее число граждан, имеющих право на участие в опросе - 3556. Число граждан, принявших участие в опросе - 1291 человек, что составляет 36 % (для признания опроса состоявшимся необходимо участие более 25% граждан, имеющих право участвовать в опросе). Опрос состоялся.

За реорганизацию ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***» проголосовало 1109 человек, что составляет 86% от числа граждан, принявших участие в опросе (вопрос считается одобренным, если за него проголосовала более половины участников опроса, принявших участие в голосовании). Вопрос одобрен.

Результаты опросов опубликованы в газете «Арзамасская правда» и рассмотрены на заседании Земского собрания Арзамасского муниципальное района Нижегородской области <дата>, что подтверждается решениями Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>г. «Об итогах проведения опроса граждан в <адрес> расположенных на территории <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области» и «Об итогах проведения опроса граждан в <адрес>, расположенных на территории <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области».

На основании ч.11 ст.22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Нижегородской области от <дата>. утвержден Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной (муниципальной) образовательной организации на территории Нижегородской области.

Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата> была создана комиссия по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к ФИО2» и утвержден её состав: председатель комиссии - , заместитель главы администрации Арзамасского муниципального района, заместитель председателя комиссии -, начальник управления образования, секретарь комиссии-, ведущий специалист управления образования, члены комиссии: - начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, - начальник управления муниципальным имуществом администрации Арзамасского муниципального района, -председатель Арзамасской районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, - директор МБОУ «***», - представитель трудового коллектива МБОУ «***», ФИО1 -директор ФИО2, - представитель трудового коллектива ФИО2.

В соответствии с п.16 раздела 3 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области и внесения в них изменений, управлением образования администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, как инициатора проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***», было подготовлено предложение о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к ФИО2.

<дата> в комиссию по оценке последствий принятия решения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***» управлением образования администрации Арзамасского муниципального района было направлено предложение о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***» и пакет документов, содержащий сведения, указанные в пункте 3.1 Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной (муниципальной) образовательной организации на территории Нижегородской области, в том числе и результаты опроса граждан по <адрес> и <адрес> сельсоветам.

<дата> прошло заседание комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***».

Как следует из протокола от <дата>. заседания комиссии по проведению оцени последствий принятия решения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***», комиссией было принято решение признать целесообразным решение о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***», подготовить заключение комиссии по проведению оценке последствий принятия решения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***».

<дата>г. комиссией по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***» было оформлено заключение, согласно которого комиссия, рассмотрев предложение управления образования администрации Арзамасского муниципального о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «*** СШ», документы, содержащие общие сведения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***», считает, что имеется возможность надлежащего обеспечения деятельности в сфере образования в случае принятия решения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***». Данное решение не вызовет негативных последствий для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей дошкольного и школьного возраста данных поселений, будут соблюдены установленные законодательством Российской Федерации права несовершеннолетних на получение образования, сохранятся основные направления деятельности, педагогические коллективы и качество образовательных услуг.

В соответствии с п.18 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области и внесения в них изменений, решение о реорганизации муниципального учреждения в форме присоединения принимается администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области.

Предложение о реорганизации и прилагаемые к нему документы, проект постановления администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***», согласованы с начальником Финансового управления администрации Арзамасского района и начальником Управления муниципальным имуществом администрации Арзамасского района Нижегородской области , что согласуется с положениями п.19 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области и внесения в них изменений, утв. решением Земского собрания Арзамасского района от <дата>

<дата> администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области принято решение в форме постановления «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения *** в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «***», согласно которого было решено:

1.Реорганизовать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение *** (далее - ФИО2), юридический адрес: <адрес>, в форме присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «***»,юридический адрес: <адрес>, в качестве филиала в срок до <дата>.

2.Считать полным наименованием образовательной организации после реорганизации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «***», сокращенным наименованием - МБОУ «***».

3.Считать полным наименованием филиала образовательной организации после реорганизации - Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «***» - ***, сокращенным наименованием - Филиал МБОУ «***» - ***. Адрес Филиала МБОУ «***» - ***: <адрес>

4.Определить отраслевым (функциональным) органом администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, в ведомственном подчинении которого находится МБОУ «***», управление образования администрации Арзамасского муниципального района.

5.Определить основной целью деятельности МБОУ «***» -образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего образования; образовательным программам основного общего образования; образовательным программам среднего общего образования.

6.Определить осуществление МБОУ «***» образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, по дополнительным общеобразовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности, деятельности по присмотру и уходу за детьми.

7.Создать комиссию по реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***» и утвердить её состав согласно приложению 1.

8.Утвердить прилагаемый план мероприятий по реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***» согласно приложению 2.

8. Управлению образования администрации Арзамасского муниципального района ():

Обеспечить проведение прилагаемого плана мероприятий по реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***».

Обеспечить опубликование настоящего постановления в газете «Арзамасская правда».

9.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Арзамасского муниципального района .

Постановление принято в целях оптимизации сети муниципальных образовательных организаций Арзамасского муниципального района Нижегородской области, максимального использования образовательных ресурсов для достижения необходимого качества образования и сокращения неэффективных бюджетных расходов.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление было принято в пределах компетенции администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, не противоречит требованиям законодательства, регулирующего данные правоотношения, установленный для принятия такого решения порядок не нарушен. Оспариваемое постановление не противоречит действующему федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации.

Также в судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление не нарушает права и свободы граждан в сфере образования.

Сведений о том, что оспариваемое постановление ведет к снижению уровня образования, нарушает интересы обучающихся в школе детей и их родителей в материалах дела нет, а административным истцом суду не представлено.

Из заключения комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***» усматривается, что работникам занимающим должности административно-управленческого персонала, которые будут сокращены, будут предложены имеющиеся вакантные должности в образовательных организациях Арзамасского муниципального района с учетом их образования, квалификации. При невозможности их перевода на другие должности, они будут уволены в соответствии с ТК РФ с соблюдением гарантий, установленных ТК РФ. Остальные работники продолжат работать на тех же должностях.

Свидетель Ш. в судебном заседании пояснила, что имеет двоих несовершеннолетних детей, которые обучались в ***. <дата>. родители, обучающихся в *** школе детей, узнали о реорганизации школы. Причины реорганизации школы неизвестны. Считает, что нет причин реорганизовывать школу.

Свидетель Б. в судебном заседании пояснила, что имеет троих детей 13 лет, 5 лет и 3х лет. Все жители <адрес>, в том числе и родители детей, которые обучаются в *** средней школе, против реорганизации школы, однако это никто не принял во внимание. Считает, что реорганизация школы нарушает права детей, т.к. она не хочет, чтобы дети учились в филиале. Боится, что в школе будет сокращение штата, уберут кружки. Считает, что нет причин реорганизовывать школу.

Доводы административного истца о том, что по ее мнению нет причин реорганизовывать школу, а также показания свидетелей Ш. и Б. в части отсутствия оснований для реорганизации школы, судом не могут быть приняты во внимание.

Причины, обуславливающие необходимость и целесообразность реорганизации указаны в пункте 2 Предложения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***», а именно снижение контингента обучающихся на всех уровнях образования, результаты образовательной деятельности, необходимость, в рамках реализации ФГОС, повышения качества образования, в том числе за счет обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, создания единой воспитательно-образовательной среды, способствующей социализации, адаптации и развитию детей, рационального использования материально-технических ресурсов, кадрового потенциала МБОУ «***» и с ними была ознакомлена ФИО1 в том числе на заседании комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***».

Доводы ФИО1 об отсутствии целесообразности реорганизации школы, о нарушении реорганизацией школы прав детей и их родителей, противоречивости выводов о рейтинге данной школы, о нарушении доступа учеников на образование в *** средней школе, являются несостоятельные, поскольку порядок проведения реорганизации был соблюден, а суд не вправе вмешиваться в вопросы целесообразности реорганизации данной школы, поскольку это входит в компетенцию органа местного самоуправления.

Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Доводы ФИО1 о том, что при решении вопроса о реорганизации школы не было учтено мнение родителей, а также жителей <адрес>, которые все высказались против реорганизации *** средней школы, не проведено собрание с родителями и работниками школы по вопросу реорганизации школы, являются несостоятельными.

Как следует из информации от <дата>. , предоставленной администрацией Арзамасского муниципального района, <дата> заместителем главы администрации Арзамасского муниципального района по социальным вопросам была проведена рабочая встреча с директором ФИО2 ФИО1 и главой администрации <адрес> сельсовета , в ходе которой, ФИО1 было поручено довести информацию о планируемой реорганизации до работников школы и родителей.

<дата>. в здании администрации Арзамасского муниципального района состоялось три встречи инициативной группы жителей <адрес> по вопросу планируемой реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***» с заместителем главы администрации , начальником управления образования , главой администрации , главой местного самоуправления На встречах были разьяснены причины, вызвавшие необходимость реорганизации, процедура реорганизации, разьяснено каким образом, в случае реорганизации, будут реализовываться права граждан на образование.

Из коллективных обращений родителей и жителей сел Арзамасского района Нижегородской области: <адрес> по вопросу реорганизации, поступивших в администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области и в управление образования, следует, что <дата> в ФИО2 администрацией школы было проведено родительское собрание по вопросу реорганизации ***, на котором родители высказали свое мнение, и подтвердили его подписями.

<дата>. в администрации Арзамасского муниципального района состоялась рабочая встреча с участием министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, главы местного самоуправления, главы администрации, заместителя главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, представителей регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», жителей села <адрес>, в ходе обсуждения вопроса реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***», жителям <адрес> были разъяснены причины, вызвавшие необходимость реорганизации, процедура реорганизации и разъяснено каким образом, в случае реорганизации, будут реализовываться права граждан на образование.

Из представленных ответов на обращения граждан следует, что работникам, родителям школы и жителям <адрес> сельсовета разъяснялось, что при принятии решения о реорганизации, МБОУ «***» будет снято с учета как юридическое лицо в налоговом органе, станет филиалом МБОУ «***», что в названии филиала останется наименование *** школы, обучающиеся будут переведены в МБОУ «***», при этом обучаться будут в филиале по прежнему месту с 1 по 11 класс, будут более эффективно использоваться материально-технические ресурсы, кадровый потенциал МБОУ «***», благодаря чему для обучающихся будут созданы более благоприятные условия для освоения образовательных программ и внеурочной деятельности.

Нормы, обязывающей органы местного самоуправления Арзамасского муниципального района провести собрание с родителями и работниками школы о планируемой реорганизации, ее целях и последствиях, действующим законодательством не установлено.

Результаты опросов граждан, проживающих в населенных пунктах <адрес> и <адрес> сельсоветов, были направлены для учета мнения жителей указанных поселений в комиссию по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***».

Из заключения комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***», следует, что мнение жителей указанных поселений было учтено.

В соответствии с ч.1. ст.31 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 1 Закона Нижегородской области от 28.09.2015 №134-3 «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Нижегородской области», статьей 18 Устава Арзамасского муниципального района, принятого постановлением Земского собрания Арзамасского района от 30.08.2005 №401, результаты опроса граждан носят рекомендательный характер.

Решение о реорганизации принято с учетом мнения жителей вышеуказанных поселений.

Решением Земского собрания от <дата> был утвержден состав комиссии по проведению опроса граждан с целью выявления мнения жителей по вопросу реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***» на территории <адрес> сельсовета, в состав комиссии входила ФИО1

Решением Земского собрания от <дата> был утвержден состав комиссии по проведению опроса граждан с целью выявления мнения жителей по вопросу реорганизации ФИО2 в форме присоединения к МБОУ «***» на территории <адрес> сельсовета.

В состав обеих комиссий входили руководители образовательных организаций, расположенных на указанных территориях, представители управления образования, депутаты.

Норм, обязывающих обеспечивать контроль при проведении опроса граждан на территории <адрес> сельсовета со стороны представителей школы и общественности <адрес> сельсовета, как и при проведении опроса граждан на территории <адрес> сельсовета со стороны представителей школы и общественности <адрес> сельсовета, действующим законодательством, не установлено.

Также действующим законодательством не предусмотрено принятие решения органами местного самоуправления о реорганизации общеобразовательной организации в точном соответствии с мнением жителей, высказанным ими при проведении опроса.

Указание ФИО1 о дезинформировании общественности через средства массовой информации не могут быть приняты во внимание, поскольку в газете «Арзамасские ведомости» от <дата> опубликовано уточнение редакции газеты, из которого следует, что в номере газеты «Арзамасские ведомости» от <дата>. была опубликована статья «Сельские школы остаются», в которой автором статьи была допущена неточность. На момент опубликования статьи администрацией Арзамасского муниципального района решение о реорганизации принято не было.

Высказанные ФИО1 опасения о том, что после реорганизации начнется процесс ликвидации школы, основаны на предположении, в то время как предположение закон не допускает класть в основу судебного акта.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом установлено не было.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении административного иска.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

ФИО1 оспаривает постановление администрации Арзамасского муниципального района от <дата>г., административный иск подан в суд <дата>., в связи с чем срок подачи иска в суд не пропущен.

Руководствуясь ст.ст.175,178-180, 227 КАС РФ,

р е ш и л:

ФИО1 в удовлетворении административного иска к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области об отмене постановления администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>г. «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения *** средняя школа в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «*** средняя школа», отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья Т.А.Фимина