ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1465/20 от 16.03.2020 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-1465/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе: председательствующего, судьи Успуна И.И., при секретаре Монгуш Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению председателя ПК «ДСТ» к Государственной инспекции труда в Республике Тыва о признании незаконным и отмене предписания от 23.10.2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец председатель ПК «ДСТ» ФИО10 обратился в суд административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании предписания от 23.10.2019 года вынесенное главным государственным инспектором труда ФИО5 незаконным и его отмене. В обоснование заявления указал, что 2-я часть предписания, где указано о необходимости устранения нарушения требований ст. 152 Трудового кодекса РФ, т.е. о начислении и выплате работнику ФИО2 денежной компенсации за сверхурочную работу за январь, март, апрель, июнь, август 2019 года в срок до 15 ноября 2019 года, считают незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

В соответствии со ст. 358 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организации).

Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 — 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Гражданка ФИО2, была принята на работу в ПК «ДСТ» согласно трудовому договору от 05.07.2011 года. В соответствии с п. 9 «Рабочее время и время отдыха» работнику, т.е. ФИО2 устанавливается ненормированный рабочий день. Дополнительным соглашением к трудовому договору №42/11 от 14.05.2018 г. разряд работника ФИО2 № 7 в связи с кадровой реорганизацией изменен на № 1.Учитывая объемы работы в должности рабочей по стирке и ремонту спецодежды и неполной загруженности в течение всего рабочего дня по основному трудовому договору, по обоюдному соглашению сторон (работника и работодателя) гр. ФИО2 была предложена доплата в размере 40% от заработной платы по основному разряду № 7 за совмещение профессий дворника. Так как должность дворника и рабочей по стирке спецодежды не требует сверхурочного времени работы, то вполне применимо для совмещения должностей, при этом, не нарушая трудовое законодательство. Рабочий день определялся согласно Трудовому кодексу РФ: начало - 8.00 час., окончание - в 17.00 час. Время для отдыха и обеда - с 12.00 час. до 13.00 час. ФИО2, за весь период времени, работая в ПК «ДСТ» не привлекалась к сверхурочным работам, что не являлось необходимым условием ее трудовой деятельности. Жалоб со стороны ФИО2 в адрес работодателя не предъявлялось. ПК «ДСТ» считает, что оговоренный заранее ненормированный рабочий день при совмещении должностей не предусматривает переработку (сверхурочное рабочее время). Соответственно, не оплачивается в повышенном размере. При совмещении должностей оплата производится на других условиях - 40% от заработной платы по 7 разряду. Доплата за совмещение выдается работнику вместе с основным окладом.

Дополнительная оплата за совмещение отличается от переработки. Под совмещением, как правило, понимается работа сотрудника под руководством одного руководителя на одном и том же предприятии (организации). Помимо основной деятельности, сотрудник выполняет дополнительную работу, оговоренную в трудовом соглашении и письменно оформленную, в течение установленного законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения (Постановление №1145 от 20.10.2003 г. «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)»). В данном случае это подтверждается Дополнительным соглашением к трудовому договору от 14.05.2018 г.

На основании изложенного считает, что при совмещении профессий (должностей), условия повышенной оплаты, как за сверхурочную работу, не может распространяться на доплату за совмещение.

Также при ведении табеля рабочего времени была допущена ошибка, что привело к неправильному толкованию и учету рабочего времени. В соответствии со ст. 320 Трудового кодекса РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

По соглашению с работодателем, женщины, работающие в ПК «ДСТ», чтобы не нарушать трудовой процесс, компенсируют переработку в течение 4-х рабочих дней и осуществляют свои права в рабочий день - пятницу. День недели – пятница, считается для женщин как укороченный (сокращенный) рабочий день и составляет 4 часа (с 8.00 час. до 12.00 час.). Тем самым по факту рабочая неделя составляет 36 часов (4 дня по 8 час. и 4 час. за 1 раб. день), а заработная плата в соответствии со ст. 320 ТК РФ оплачивается как при полной рабочей неделе (40 час.). На основании проверки трудовой инспекции данная ошибка была устранена. Просит признать 2-ю часть предписания от 23.10.2019 года, где указано о необходимости устранения нарушений требований ст.152 ТК РФ, т.е. начислении и оплате работнику ФИО2 денежной компенсации за сверхурочную работу за январь, март, апрель, июнь, август 2019 года в срок до 15 ноября 2019 года, незаконным и его отмене.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО6, действующая по доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Государственной инспекции труда в Республике Тыва ФИО5, действующий по доверенности, с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении, пояснив, что со стороны административного истца действительно имелись нарушения трудового законодательства, в связи с чем и было вынесено обжалуемое предписание.

Заинтересованное лицо ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований, отказать

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Согласно ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В силу ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами.

В силу положений ст. ст. 358, 356, 382 ТК РФ, Положения о федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875, федеральная инспекция труда, состоящая из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основные полномочия федеральной инспекции труда определены в ст. 356 ТК РФ, к ним отнесены (в том числе) ведение приема, рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Согласно ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с материалами дела 23 октября 2019 года государственная инспекция труда в Республике Тыва составила акт проверки № о том, что в ПК «Дорожный строительно-транспортный» проведена внеплановая, выездная проверка по распоряжению руководителя Государственной инспекции труда в Республике Тыва от 30 сентября 2019 года.

В ходе проверки выявлены нарушения и вынесено предписание от 23.10.2019 года об устранении данных нарушений со сроком исполнения до 15.11.2019 года, работодателя, т.е. ПК «Дорожный строительно-транспортный» обязали устранить нарушения трудового законодательства: 1. – произвести перерасчет заработной платы работнику ФИО2 за период с января 2019 года по август 2019 года согласно установленному МРОТу с учетом районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 133 ТК РФ. 2- Начислить и выплатить работнику ФИО2 денежную компенсацию за сверхурочную работу за январь, март, апрель, июнь и августа 2019 года согласно ст. 152 ТК РФ в срок до 15.11.2019 года, так как в ходе проверки было установлено следующее.

Приказом от 11.05.2016 года ФИО4 назначен на должность председателя ПК «ДСТ» с 12.05.2016 года по 12.05.2020 года.

Трудовым договором от 05.07.2011 года ФИО2 принята на работу в ПК «Дорожный строительно-транспортный» на должность рабочей по 7 разряду.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 29.04.2016 года ФИО2 переведена на должность рабочей по стирке и ремонту спецодежды с оплатой труда и доплатой 40% от 7 разряда за совмещение профессией дворника.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 14.05.2018 года разряд ФИО2 изменен с 7 на 1 с установкой часовой тарифной ставки в размере 40,65 рублей.

1. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Размер МРОТ прописан в Федеральном законе от 19.06.2000 N 82-ФЗ и подлежит ежегодной индексации.

В соответствии со ст. 133 Трудового Кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

МРОТ в 2019 году с 1 января составляет 11 280 рублей в месяц и устанавливается в абсолютной сумме.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 38-П, за работу в особых климатических условиях, в т.ч. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются сверх установленного минимального размера оплаты труда.

С учетом районного коэффициента (40%) и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (50%), минимальная заработная плата в <адрес> с 1 января 2019 года должна составлять 21 432 рубля.

Постановлением от 11 апреля 2019 г. № 17-П “По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова «Конституционный Суд РФ установил, что выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, за совмещение, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и. т.п.

В ходе проверки заработной платы работника ФИО2 установлено, что с января 2019 года по август 2019 года работнику начисляется заработная плата ниже МРОТ.

Например, согласно реестру заработной платы за январь 2019 года при полностью отработанной норме рабочего времени ФИО2 всего начислено без учета районного коэффициента и северной надбавки 7 512,12 рублей, из которых 2 146,32 рубля являются доплатой за совмещение. Следовательно, 7 512,12 рублей минус 2 146,32 рубля равно 5 365,8 рублей, что ниже установленного МРОТ (без учета районного коэффициента и северной надбавки) на 5 914,2 рубля, а с учетом районного коэффициента и северной надбавки составляет 11 236,98 рублей.

Согласно реестру заработной платы за июнь 2019 года при полностью отработанной норме рабочего времени ФИО2 всего начислено без учета районного коэффициента и северной надбавки 7967, 4 рубля, из которых 2 276,4 рубля являются доплатой за совмещение. Следовательно, 7967, 4 рубля минус 2 276,4 рубля равно 5 691 рубль, что ниже установленного МРОТ (без учета районного коэффициента и северной надбавки) на 5 589 рублей, а с учетом районного коэффициента и северной надбавки составляет 10 619,1 рубль.

Исходя из вышеизложенного начисляя и выплачивая работнику заработную плату с января 2019 года по август 2019 года ниже минимального размера оплаты труда, работодателем были нарушены требования ст. ст. 22 и 133 ТК РФ.

2. Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Так, в ходе проверки было установлено, что в январе, марте, апреле, июне и августе 2019 года работник ФИО2 отработала сверх нормы рабочего времени, однако работодателем сверхурочная работа работника не была оплачена.

Например, в апреле 2019 года работником было отработано 176 часов, при норме в 157,4 часов, из которых 18,6 часов являются сверхурочными часами.

Следовательно, не начислив и не оплатив работнику ФИО2 за январь, март, апрель, июнь и август 2019 года сверхурочную работу, работодателем были нарушены требования ст. 152 ТК РФ.

В отношении ПК «Дорожный строительно-транспортный» за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, т.е. за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством работнику ФИО2, составлен протокол об административном правонарушении от 31 октября 2019 года.

В ответе на акт проверки от 23.10.2019 года председатель ПК «Дорожный строительно-транспортный» ФИО4 докладывает, что согласно реестрам заработной платы, все учтенные в табелях часы за период с января по август 2019 года, отработанные работником ФИО2, оплачены, в связи с чем, считает необоснованным требование о начислении и оплате ФИО2 денежной компенсации за сверхурочную работу с января по август 2019 года.

Приказом от 28 октября 2019 года инспектору отдела кадров ФИО8 указано на исправление ошибки в табелях за 2019 год с января по сентябрь согласно ст. 320 ТК РК.

По мнению административного истца, в настоящем случае имеет место индивидуальный трудовой спор между ними и ФИО2 который не вправе разрешать государственная инспекция труда, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Разрешая заявленные требования о признании незаконным предписания (вторая часть требований), суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, так как предписание государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Республике Тыва является законным, вынесено надлежащим должностным лицом в пределах его полномочий, соответствует требованиям Трудового кодекса РФ и оснований для отмены не имеется.

Так, в соответствии с требованиями статей 356 и 357 Трудового кодекса РФ, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 г., ратифицированной Россией 11 апреля 1998 г., инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Согласно части 1 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (части 2, 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что сверхурочной является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия, в частности при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей (пункт 1 части 2 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации).

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (часть 6 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 7 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации).

Правила оплаты сверхурочной работы установлены в статье 152 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (часть 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что сверхурочной является работа, выполняемая работником в пределах его трудовой функции по инициативе (распоряжению, предложению или с ведома) работодателя сверх нормы рабочего времени, установленной для него законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами по месту его основной работы. На работодателя законом возложена обязанность вести точный учет продолжительности сверхурочной работы работника и оплачивать такую работу в повышенном размере.

Исходя из приведенных норм Трудового кодекса РФ, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.

При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об исполнении норм трудового законодательства.

Установленные в результате проверки нарушения трудовых прав работника, носят очевидный и грубый характер, в связи с чем административный ответчик правомерно выдал обязательное для исполнения предписание, а доводы административного истца, приведенные в административном иске, в частности, о том, что при совмещении профессий (должностей), условия повышенной оплаты, как за сверхурочную работу, не может распространяться на доплату за совмещение; при ведении табеля рабочего времени была допущена ошибка, что привело к неправильному толкованию и учету рабочего времени; по соглашению с работодателем, женщины, работающие в ПК «ДСТ», чтобы не нарушать трудовой процесс, компенсируют переработку в течение 4-х рабочих дней и осуществляют свои права в рабочий день - пятницу. День недели – пятница, считается для женщин как укороченный (сокращенный) рабочий день и составляет 4 часа (с 8.00 час. до 12.00 час.). Тем самым по факту рабочая неделя составляет 36 часов (4 дня по 8 час. и 4 час. за 1 раб. день), а заработная плата в соответствии со ст. 320 ТК РФ оплачивается как при полной рабочей неделе (40 час.); на основании проверки трудовой инспекции данная ошибка была устранена, приказом №115 от 28 октября 2019 года инспектору отдела кадров указано на исправление ошибки в табелях за 2019 год с января по сентябрь согласно ст. 320 ТК РК, необоснованны.

Следовательно, оспариваемое предписание является документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные указания, распоряжения, вынесенное уполномоченным органом.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ПК «ДСТ» к Государственной инспекций труда в Республике Тыва о признании незаконным и отмене предписания № от 23.10.2019 года в части № 2, не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь 175, 177, 227, 293 Кодекса административного судопроизводства- Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления председателя ПК «ДСТ» ФИО4 к Государственной инспекции труда в Республике Тыва о признании незаконным и отмене предписания № от 23.10.2019 года в части , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2020 года.

Судья И.И. Успун