ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1465/2018 от 01.06.2018 Бежицкого районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2а-1465/2018.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

1 июня 2018 года г. Брянск.

Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Масленниковой А.В.,

при секретаре Передера А.В,

с участием административного истца Зыкова И.А., представителя административного ответчика МИФНС России №5 по Брянской области- Кузнецовой Т.В., заинтересованного лица УФНС по Брянской области Щипановой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Зыкова Ивана Александровича к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №5 по Брянской области о признании незаконными действий (бездействий),

у с т а н о в и л:

Зыков И.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС №5 по Брянской области, ссылаясь на то, что был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель с 07.10.2016. по 25.12.2017, состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС №5 по Брянской области, свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ серия по Брянской области.

В качестве индивидуального предпринимателя работал один и вел свою хозяйственную деятельность в соответствии с выбранным им объектом налогообложения, что подтверждается представлением в налоговый орган налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее УСН) за 2016 год, с суммами дохода 68 220 руб. и налога к уплате 4 093 руб.

За 2016 год истец уплатил в Пенсионный фонд РФ по Брянской области страховые взносы на ОМС в размере 896,57 руб; страховые взносы на ОПС в размере 4 570,35 руб.

После камеральной проверки его налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 год сотрудники МИФНС по телефону сообщили, что платежи в сумме 5 466,92 руб. (896,57+4 570,35), уплаченные в ПФР по Брянской области за 2016 год, больше чем сумма исчисленного налога по налоговой декларации по УСН за 2016 год (4 093 руб.), поэтому платить в бюджет больше ничего не нужно за 2016 год.

В 2017 году истцом как ИП внесено в бюджет платежей по УСН (6%): за 1 квартал 2017 года 200 руб. налог по УСН; за 2 квартал 2017 года 3161 руб. налог по УСН;

Кроме того, уплачено в бюджет в течение 2017 года: в первом квартале: 5 850 руб. - страховые взносы на ОПС от 23.03.2017; 1 147,50 руб. -страховые взносы на ОМС 23.03.2017; во втором квартале: 1147,50 руб. - страховые взносы на ОМС 29.06.2017; 5 850 руб.- страховые взносы на ОПС -29.06.2017; в третьем квартале: 5 850 руб. - страховые взносы на ОПС 28.09.2017; 1 147,50 руб. - страховые взносы на ОМС 28.09.2017; в четвертом квартале: 5 850 руб.- страховые взносы 18.12.2017; 1 147,50 руб. - страховые взносы на ОМС 18.12.2017.

В начале октября 2017 года истцу по телефону из МИФНС России №5 по Брянской области сообщили о необходимости уплаты НДС.

Истец обратился к ответчику письмом от 16.10.2017 за №1, одновременно запросил справку о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 16.10.2017.

Ответом МИФНС №5 по Брянской области от 07.11.2017 сообщило истцу, что он как ИП, зарегистрированный с 07.10.2016, применяет общую систему налогообложения.

19.11.2017 истец обратился в УФНС России по Брянской области. В ответе от 19.12.2017 №2.10-26/21499, налоговый орган сослался на п. 1 и 2 ст.346.13 НК РФ, где речь идет про заявление о переходе на УСН и подп.19 п. З ст.346.12 НК РФ, где говорится об уведомлении налогового органа о переходе на специальный налоговый режим.

Однако налоговый орган не мог не знать о том, что истец в качестве ИП целый год осуществлял деятельность по УСН, поскольку налоговую декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2016 год предоставил ответчику, и она в силу ст. 80 НК РФ представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Таким образом, административный истец уведомил налоговый орган о применяемой им УСН. Действие (бездействие) ответчика, выразившееся в его ответе от 07.11.2017 № 10-05/28123, в части: «и применяете общую систему налогообложения» необоснованно, нарушает права истца, так как влечет запрет применения УСН и доначисление налогов, подлежащих уплате по общей системе налогообложения (далее ОСН). При этом истцу, чтобы избежать доначислений, пришлось «закрыть» ИП.

После уточнений иска административный истец просил суд признать незаконными действия ответчика, его ответ от 07.11.2017 №10-05/28123 о применении к нему общей системы налогообложения, так как нарушаются его права в выборе объекта налогообложения. Признать за ним право применении упрощенной системы налогообложения за период предпринимательской деятельности с 07.10.2016 по 25.12.2017.

В судебном заседании административный истец поддержал иск.

Представитель административного ответчика МИФНС России №5 по Брянской области исковые требования не признала, указала, что налоговое законодательство однозначно определяет порядок приобретения права на применение УСН и последствия несоблюдения данного порядка. От Зыкова И.А. 18.12.2017 было получено уведомление о переходе на УСН. Право на применение истцом УСН возникает только в 2018, следовательно, налоговая декларация по налогу за 2016 с применением УСН представлена неправомерно. Применение истцом УСН в заявленный им период неправомерно.

Представитель заинтересованного лица УФНС по Брянской области исковые требования не признала по тем основаниям, что и представитель административного ответчика.

Представитель заинтересованного лица сослался на несоблюдение Зыковым И.В. установленного налоговым кодесом порядка оспаривания действий налогового органа, поскольку истец с жалобой на заявленные по делу действия налогового органа к руководителю в УФНС России по Брянской области не обращался, решения по жалобе не выносилось.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что Зыков И.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в период с 07.10.2016, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 32 №002049883, выдан 10.10.2016.

25.12.2017 Зыков И.А. снят с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя в связи с прекращением деятельности.

17.04.2017 года Зыков И.А. подал в МИФНС России №5 по Брянской области налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2016 год.

В ответе на письменное обращение истца МИФНС России №5 по Брянской области от 07.11.2017 указала, что в связи с отсутствием заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, истцом неправомерно подана декларация за 2016 в качестве индивидуального предпринимателя по упрощенной системе налогообложения.

Не согласившись с данным ответом, административный истец обратился с заявлением в УФНС по Брянской области, просил признать его индивидуальным предпринимателем, работающим на упрощенной системе налогообложения с 07.10.2016.

Ответом от 19.12.2017 УФНС по Брянской области сообщило Зыкову И.А о том, что он не подавал уведомление в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ о переходе на упрощенную систему налогообложения, поэтому ему необходимо предоставить отчетность, предусмотренную при применении общего режима налогообложения. Истец не вправе применять упрощенную систему налогообложения, не уведомив налоговый орган о переходе на специальный режим налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 138 Налогового Кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Согласно абз.2 п.6 ст. 140 НК РФ решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения.

При этом в силу п.п. 1 п. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Рассматривая доводы представителя заинтересованного лица УФНС России по Брянской области, о несоблюдении досудебного порядка разрешения данного спора, суд не принимает его. Как указано выше, административный истец обратился к руководителю в УФНС России по Брянской области, ссылаясь на свое несогласие с применением к нему нижестоящим МИФНС №5 общей системы налогообложения. Указал о необходимости применения к нему упрощенной системы налогообложения. Таким образом, истец выполнил свою обязанность по оспариванию действий нижестоящего органа вышестоящему. Тот факт, что истец свое обращение не поименовал жалобой и на это обращение УФНС России по Брянской области был дан ответ, а не вынесено решение в порядке ст. 140 НК РФ, не должно препятствовать истцу в реализации оспаривания действий налогового органа в суд. В силу указанной выше ст. 138 НК РФ, если решение по жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в установленный срок, действия или бездействие должностных лиц нижестоящего налогового органа могут быть обжалованы в судебном порядке.

При этом истец в настоящем судебном заседании предоставил суду копию дополнительного обращения к руководителю УФНС России по Брянской области от 16.05.2018, в которой просил считать жалобой его указанное выше обращение от 13.12.2017. Истец сообщил, что ответа на это обращение до сих пор не получил, представитель УФНС России по Брянской области не оспаривала суду, что ответа на это обращение истцу еще не выдано, поскольку, по ее мнению, срок рассмотрения обращения составляет 30 дней.

В силу пункта 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком (пункт 2 ст. 346.14 Кодекса).

Подпунктом 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлен запрет на применение УСН налогоплательщиками, которые не уведомили налоговый орган о переходе на указанный режим в сроки, предписанные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Из пункта 2 ст. 346.13 НК РФ следует, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.

Истец просит считать период его деятельности в качестве ИП с 07.10.2016 по 25.12.2017 с применением упрощенной системы налогообложения. Как сказано выше, применение упрощенной системы налогообложения носит для налогоплательщика обязательный заявительный характер. Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Истец не оспаривал, что такого уведомления в налоговый орган не подавал. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. Истец не оспаривал суду, что и такого уведомления в налоговый орган не подавал. В этой связи истец не вправе заявлять о применении к нему упрощенной системы налогообложения.

Суд не принимает доводы истца о том, что его фактическим уведомлением ответчика о применении упрощенной системы налогообложения являются поданная декларация за 2016 год, в ней истец сослался на применение упрощенной системы налогообложения. Также он подал ответчику декларацию за 2017 год, на которую ответчик отреагировал только в октябре 2017 года, потребовав представить декларацию по общей системе налогообложения. Такая форма уведомления о применении упрощенной системы налогообложения не предусмотрена действующим налоговым законодательством, не соответствует установленным срокам уведомления налогового органа о применении УСН.

В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку административный истец не выполнил требования налогового законодательства, не предъявил в налоговый орган уведомление о применении упрощенной системы налогообложения в заявленный период, у суда нет оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь 175-180, 290 КАС РФ, суд,

р е ш и л :

Отказать в удовлетворении административного иска Зыкова Ивана Александровича к Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области о признании незаконным ответа от 07.11.2017, № 10-05/28123 и действий о применении общей системы налогообложения и признании права применения упрощенной системы налогообложения за период предпринимательской деятельности с 07.10.2016 по 25.12.2017.

Решение суда, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Масленникова А.В.

Дата принятия решения в окончательной форме – 06.06.2018.

Судья Масленникова А.В.