УИД: 36RS0006-01-2021-001383-50
№ 2а-1465/2021
Строка 3.168а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Воронежского транспортного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по №, которая содержит сведения об изготовлении и продаже поддельных удостоверений на право управления маломерными судами информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель Воронежского транспортного прокурора обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, указав, что в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта в ходе мониторинга информации, размещенной в сети «Интернет», установлен факт размещения информации об изготовлении и сбыте поддельных удостоверений на право управления маломерными судами на интернет-странице по №. Продажа поддельных удостоверений нарушает установленный порядок обращения с официальными документами; подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей в целях его использования либо сбыт такого документа являются уголовно-наказуемыми преступлениями (ст.327 УК РФ).
Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание его представитель не явился.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В силу Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п.2). Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра) (п.3).
Согласно п. 5 Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Порядок действий для включения сайтов в единый реестр, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (пункты с 6 по 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено").
Предметом судебной защиты по правилам части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ могут быть решения, действия (бездействие) публичного органа нарушающие права, свободы и законные интересы граждан.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Обращаясь в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, заместитель Воронежского транспортного прокурора указал, что общественная опасность размещения такой информации в свободном доступе в сети «Интернет» состоит в том, что продажа поддельных удостоверений на право управления маломерным судном нарушает установленный порядок обращения с официальными документами. Сведения, размещенные на интернет-странице по № вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования удостоверения на право управления маломерным судном без прохождения соответствующей аттестации, направленной на определение способности безопасно управлять маломерными судами, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона № 149 предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда подлежат государственной регистрации в реестре маломерных судов.
Порядок использования маломерных судов на водных объектах Российской Федерации установлен Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487 (далее по тексту - Правила).
В силу п. 5 Правил к управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.
Подпункт «а» п.13 Правил предусматривает запрет на управление маломерным судном без удостоверения на право его управления.
Для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов, проводится аттестация претендующего на данное право лица, в соответствии с Правилами аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Правила аттестации), утвержденными Приказом МЧС России от 27.05.2014 № 262.
Согласно п.п. 5 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции:
разрабатывает типовые программы обучения и осуществляет прием экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном, в том числе временных разрешений на право управления маломерным судном.
На основании п. 1.2 Правил аттестации аттестация на право управления маломерными судами предусматривает систему мероприятий, направленных на определение способности безопасно управлять маломерными судами, осуществляется в отношении физических лиц и проводится по их заявлению.
Согласно п. 3.1 Правил аттестации аттестация проводится на основании:
-проверки документов заявителя, необходимых для аттестации по заявленным типу маломерного судна и району плавания;
-проверки теоретических знаний заявителя по заявленным типу маломерного судна и району плавания;
-проверки навыков практического управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания.
Документом, удостоверяющим право его владельца управлять в указанном районе плавания маломерным судном указанного типа, использующимся в некоммерческих целях, является удостоверение на право управления маломерным судном (п. 1.5 Правил аттестации).
В соответствии с п. 7.1 Правил аттестации заявителю, получившему по результатам аттестации право управления маломерным судном, выдается удостоверение. Форма удостоверения и его описание приведены в приложении № 8 к Правилам аттестации.
Таким образом, действующим законодательством регламентирован порядок получения удостоверения на право управления маломерным судном.
Для получения права управления маломерными судами лицо, претендующее на данное право, обязано пройти аттестацию в уполномоченном органе, предварительно получив знания, умения и навыки вождения (управления) маломерными судами.
Из материалов дела судом установлено, что Воронежской транспортной прокуратурой в рамках осуществления мероприятий по надзору за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта в ходе мониторинга информации, размещенной в сети «Интернет», 18.02.2021 была выявлена интернет-страница по адресу №, на которой содержатся сведения о продаже прав ГИМС. Данная страница не содержит сведений о владельце сайта, но указан контактный номер телефона.
На интернет-сайте содержатся разделы с гиперссылками: «Услуги», «Гарантии», «Отзывы», «Контакты».
На Интернет странице содержится информация о возможности покупки прав ГИМС: «Наша компания предлагает купить законные права на управление лодкой. Мы гарантируем легальное изготовление прав, которые проходят регистрацию в базе ГИМС».
Описаны преимущества покупки прав ГИМС: «Компания работает на территории всей России; заявки обрабатываются в максимально сжатые сроки; у нас вы можете купить права на управление лодкой по самым выгодным ценам; мы работаем без предоплаты, оплата за оказанные услуги производится по факту получения прав заказчиком; специалисты компании помогут в оформлении медицинской справки, а также оплатят госпошлину».
На Интернет-странице также содержится информация, побуждающая лиц на покупку поддельных удостоверений: «Для получения прав на судно необходимо записаться в специализированную школу и пройти обучающий курс, который делится на теоретическую и практическую часть. Длительность курса занимает более 2 месяцев. Пройдя обучение вы получите допуск к сдаче экзамена. Экзамены не всегда проходят гладко, и много случаев, когда их сдают не в один подход. Существует другой способ стать владельцем прав на моторную лодку – просто купить их. Этот вариант подходит людям, умеющим управлять судном, которые обладают должным опытом и навыками. Купите права на лодку с мотором, и вы сбережете время, силы, деньги, а главное нервы».
На Интернет-сайте № также содержится форма обратной связи, при помощи которой можно связаться с операторами.
Также на сайте указано на возможность приобретения прав на управление маломерными судами в регионах России, в том числе в Воронежской области.
Таким образом, интернет-страница по адресу № содержит сведения об изготовлении и продаже поддельных удостоверений на право управления маломерными судами.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149).
Под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (статья 2 Закона).
В силу ст. 9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст. 10 ФЗ № 149 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 30.12.2020) "О средствах массовой информации" указано, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно ч. 2 ст. 15.1 ФЗ № 149 в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149).
Проверкой, проведенной посредством интернет-сайта № в реестре не значится.
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228.
Согласно ч. 4. ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
В целях ограничения доступа к интернет-странице по № содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данные страницы в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Руководствуясь ст. ст. 265.1-265.5 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя Воронежского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-странице по № информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-странице по № которая содержит сведения об изготовлении и продаже поддельных удостоверений на право управления маломерными судами, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области (394006, <...>) для включения указателя ресурса в сети «Интернет» на интернет-странице по № в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано и принесено представление прокурором в Воронежский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 25.03.2021.
УИД: 36RS0006-01-2021-001383-50
№ 2а-1465/2021
Строка 3.168а