ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1465/2022 от 08.06.2022 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-1465/2022

УИД 92RS0004-01-2022-001378-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(полный текст)

08 июня 2022 года г. Севастополь

Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Григорьевой У.С.,

при помощнике судьи – Смола Н.В.,

с участием административного истца – Чубай Э.Н.,

его представителя – Литвинова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Чубай ФИО7 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным решения,

установил:

Чубай Э.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, просит признать незаконным решение государственного регистратора об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятое в отношении заявления Чубай Э.Н. о кадастровом учете №

Требования мотивированы тем, что Чубай Э.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: 138/3. 29.11.2021 Чубай Э.Н. обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением №MFC-0685/2020-9648-1 о кадастровом учете уточнений в отношении земельного участка, однако государственным регистратором было вынесено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, а 30.03.2022 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, поскольку предоставленный в качестве картографического документа кадастровый план земельного участка не может быть использован в качестве картографического материала, для проведения уточнения местоположения границ земельного участка, по той причине, что в архиве Севреестра отсутствуют документы о техническом учете земельного участка. Данное решение административный истец считает незаконным и препятствующим в осуществлении административным истцом прав собственности.

Административный истец и его представитель, действующий на основании ордера, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в иске, просили требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил. Ранее представитель административного ответчика возражал по поводу заявленных требований, просил в их удовлетворении отказать, указывая, что у административного ответчика имелись все основания для отказа в учете изменений объекта недвижимости.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Нахимовского районного суда в сети Интернет.

Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в силу нижеследующего.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 10 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ч. 4 ст. 69 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно договора купли-продажи земельного участка от 01.12.2020, Чубай Э.Н. купил земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Муромская, 138/3.

Согласно выписке, в ЕГРН 15.12.2020 зарегистрирован переход права собственности на земельный участок за Чубай Э.Н. зарегистрировано право собственности. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

29.11.2021 Чубай Э.Н. обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением №MFC-0685/2020-9648-1 о кадастровом учете уточнений в отношении земельного участка, расположенного по адресу: предоставив техническую документацию по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре (на местности) 2013 года. В состав технической документации входит картографический материал – межевой план земельного участка. На кадастровом плане имеется отметка о внесении сведений о земельном участке в государственный земельный кадастр Украины от 10.12.2013.

Согласно уведомления государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 08.12.2021 №, осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено с 08.12.2021 до 09.03.2022.

Как следует из данного уведомления, исходя из представленного административным истцом межевого плана, кадастровые работы по уточнению местоположения границ были проведены в соответствии с картографическим документом – «кадастровым планом земельного участка», входящего в состав технической документации 2013г. Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, были запрошены документы в отделе ведения архивом Севреестра, подтверждающие ранее проведенный технический учет, однако, запрашиваемые документы в архиве отсутствуют. Таким образом, указанный документ не может быть использован в качестве картографического материала, для проведения уточнения местоположения границ рассматриваемого земельного участка. Для устранения указанных обстоятельств рекомендовано включить в межевой план документ, определяющий в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ рассматриваемого земельного участка.

Поскольку документы, направленные на устранение причин приостановления, административным истцом предоставлены не были, решением от 30.03.2022 в учете изменений объекта недвижимости отказано.

С учетом предоставленного административным истцом в качестве картографического материала для проведения уточнения местоположения границ земельного участка - технической документации по землеустройству, с отметкой о внесении сведений о земельном участке в государственный земельный кадастр Украины от 10.12.2013, учитывая, что на гражданина не могут быть возложены отрицательные последствия не соблюдения государственным или муниципальным органом установленного порядка издания и регистрации документов, их хранения, ведения делопроизводства и организации архивов, суд приходит к выводу, что у административного ответчика не имелось оснований для отказа Чубай Э.Н. в кадастровом учете уточнений в отношении земельного участка по основанию того, что в архиве Севреестра отсутствуют документы, подтверждающие ранее проведенный технический учет.

Однако, по запросу суда архивом Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя, были представлены заверенные копии документов из материалов реестрового дела на спорный земельный участок, в котором имеется техническая документация по землеустройству, датированная 2013 годом.

Требования к межевому плану предусмотрены статьей 22 Федерального закона 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о регистрации).

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации предусмотрена правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Исходя из содержания положений статьи 22, 29 Закона о регистрации, правовой экспертизе подлежал межевой план, представленный заявителем для получения государственной услуги по уточнению границ земельного участка, в частности, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Как следует из материалов реестрового дела, с 11.03.2010 года земельный участок, принадлежащий истцу, состоит на кадастровом учете, в отношении участка установлена категория земель, вид разрешенного использования, имеет статус ранее учтенного, о чем указано в кадастровом паспорте земельного участка.

Более того, в строке 6 кадастрового паспорта указано, что дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 11.03.2010, что соответствует дате издания распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 11 марта 2010 г. №576-р о передаче земельных участков в частную собственность гражданам Украины, в том числе и продавцу участка, приобретенного административным истцом. Этим же распоряжением утвержден комплексный проект землеустройства относительно отвода земельных участков с установлением границ в натуре ОК «ЖСТИС «Ерфольг», а также утверждена техническая документация по землеустройству относительно составления документов, удостоверяющих право собственности каждого члена кооператива на земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Предыдущему собственнику земельного участка Картелеву А.В. в 2013 году частным предприятием «Севастопольское землепользование» разработана техническая документация по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре (на местности) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Данный документ поступил в электронном виде в Главное управление Госземагентства в г. Севастополе, проверен государственным кадастровым регистратором и 10.12.2013 года внесен в Государственный земельный кадастр, о чем имеется отметка кадастрового регистратора.

Согласно материалам дела, в реестровом деле содержится служебная записка начальника отдела кадастрового учета земельных участков от 24.11.2016 года №7467 в адрес заместителя начальника отдела ведения архива Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о предоставлении копий всех правоустанавливающих/правоудостоверяющих документов на земельный участок, расположенный по адресу: г.

Согласно записи специалиста архива по состоянию на 28.11.2016 г. документы не выявлены.

Однако в реестровом деле указанного земельного участка находятся правоустанавливающие документы, а также техническая документация по землеустройству, определявшая местоположение границ земельного участка при его образовании. Следовательно, для проведения правовой экспертизы межевого плана у государственного регистратора имелись необходимые документы, что исключало необходимость в приостановлении государственной регистрации, а впоследствии – отказа в ее осуществлении.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение является незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца.

В данном случае устранение нарушений прав административного истца и препятствий к их осуществлению возможно путем обязания компетентного органа рассмотреть повторно заявление Чубай Э.Н. о государственном кадастровом учете. Исходя из целей и задач административного судопроизводства именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права.

Руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Чубай ФИО7 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным решения – удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя № от 30.03.2022 об отказе Чубай ФИО7 государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление Чубай ФИО7 о государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 03.03.2022 №, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 23 июня 2022 года.

Председательствующий У.С. Григорьева