ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1466/2021 от 24.09.2021 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

№2а-1466/2021

УИД 58RS0008-01-2021-003960-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 сентября 2021 года

Судья Железнодорожного районного суда г.Пензы Макушкина Е.В.,

при секретаре Саликовой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное дело по административному иску Дмитриева Андрея Олеговича к Администрации города Пензы о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду,

УСТАНОВИЛ:

Дмитриев А.О. обратился в суд с названным иском к Администрации города Пензы, указав, что 26.04.2021 он обратился в Администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 2136 кв.м., разрешенное использование: ритуальная деятельность, расположенный по адресу: <адрес>, з/у , с кадастровым номером , для строительства магазина по продаже изделий, связанных с отправлением культа, в соответствии с п.п.23 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ. Письмом Администрации города Пензы от 12.05.2021 №4494 истцу было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что при подаче вышеуказанного заявления по пп. 23 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ в перечень прилагаемых документов входит концессионное соглашение, а также копия паспорта заявителя. Данный отказ административный истец считает незаконным и необоснованным. При подаче указанного заявления истцом была приобщена копия протокола о намерениях/меморандум от 20.06.2019, а также копия паспорта заявителя, получение данных документов подтверждается отметкой на заявлении от 30.04.2021 года. Полагает, что довод административного ответчика о том, что к заявлению не приложены необходимые документы для рассмотрения вышеуказанного заявления, является несостоятельным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-220, 227 КАС РФ, административный истец просит суд признать незаконным отказ ответчика в предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 2136 кв.м., разрешенное использование: ритуальная деятельность, расположенный по адресу: <адрес>, з/у , с кадастровым номером , для строительства магазина по продаже изделий, связанных с отправлением культа, в соответствии с п.п.23 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, содержащейся в письме от 12.05.2021 №4495; обязать административного ответчика предоставить на праве аренды земельный участок площадью 2136 кв.м., разрешенное использование: ритуальная деятельность, расположенный по адресу: <адрес>, з/у , с кадастровым номером , для строительства магазина по продаже изделий, связанных с отправлением культа, в соответствии с п.п.23 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Административный истец Дмитриев А.О. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Иванов С.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил обстоятельства, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика Голов М.О., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласен, представил письменный отзыв на административный иск, согласно которому по приказу Росреестра от 02.09.2020 №П/0321 одним из документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с пп.23 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, является концессионное соглашение. Вышеуказанное соглашение в качестве приложения к заявлению не было направлено в адрес администрации г. Пензы. Довод заявителя о том, что при подаче заявления истцом была приобщена копия протокола о намерениях/меморандум от 20.06.2019, является необоснованным, в связи с тем, что этот документ не является концессионным соглашением. В свою очередь протокол (меморандум) о намерениях по взаимному сотрудничеству заключен в соответствии с формой протокола о намерениях/меморандума по взаимному сотрудничеству, утвержденной распоряжением администрацией г. Пензы и инвестором. Протокол о намерениях/меморандум по взаимному сотрудничеству не предусматривает возникновение каких-либо обязательств у сторон и не является правовым основанием для заключения договора аренды земельного участка и соответственно, признаками концессионного соглашения не обладает. Также полагает, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для обжалования ответа Администрации г.Пензы. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела 26.04.2021 г. Дмитриев А.О. обратился с заявлением в Администрацию г. Пензы о предоставлении земельного участка площадью 2136 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, з/у , с кадастровым номером , на праве аренды для строительства магазина по продаже изделий, связанных с отправлением культа, в соответствии с пп.23 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Данное заявление было получено Администрацией города Пензы 30 апреля 2021 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции №4495 от 30.04.2021 г.

В ответ на данное заявление Администрация города Пензы в своем письме от 12.05.2021 № 4495 сообщает, что согласно приказу Росреестра от 02.09.2020 №П/0321 одним из документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с пп. 23 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ является концессионное соглашение. Данное соглашение в представленном Дмитриевым А.О. пакете отсутствует. Кроме того, приказом Росреестра установлено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя. К заявлению приложены копии не всех страниц паспорта. В соответствии с п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ заявление от 30.04.2021 №4495 было возвращено Дмитриеву А.О.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Пунктом 1.3 статьи 33 Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы №130-124/4 от 30 июня 2005 года, предусмотрено, что к компетенции Администрации города Пензы относится, в том числе, предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов предусмотрены статьей 39.6 ЗК РФ.

Согласно пп. 23 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве, лицу, с которым заключены указанные соглашения.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 данной статьи. При этом уполномоченным органом указываются причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 данного кодекса:

документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.

В соответствии с Приказом от 2 сентября 2020 г. N П/0321 Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», зарегистрированном в Минюсте России 1 октября 2020 г. N 60174, утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, согласно приложению.

В соответствии с данным перечнем, для приобретения земельного участка в аренду без проведения торгов на основании пп.23 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, к заявлению необходимо приложить концессионное соглашение.

Предоставление имущества на основании Концессионного соглашения законодателем рассматривается в качестве самостоятельного условия предоставления земельного участка в аренду - подп. 23 п. 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (договор земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением).

Отношения по аренде земельных участков, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливающими гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, а также положений заключенного концессионного соглашения, регулируются статьями 10, 11 Федерального закона N 115-ФЗ от 21.07.2015 "О концессионных соглашениях".

Как следует из указанного выше заявления Дмитриева А.О. от 26.04.2021 г., полученного Администрацией города Пензы 30.04.2021 г., к нему были приложены следующие документы: копия паспорта заявителя, копия протокола о намерениях/меморандум от 20.06.2019 г., копия постановления от 24.05.2019 г. , выписка из ЕГРН.

Таким образом, обращаясь с заявлением к ответчику, истец представил только копию протокола о намерениях/меморандум от 20.06.2019 г., концессионное соглашение, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15, подп.23 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, не представил.

12 мая 2021 г. в ответ на указанное обращение Дмитриева А.О. Администрацией г.Пензы направлено письмо №4495, в котором указано в том числе на отсутствие концессионного соглашения. На основании пункта 3 статьи 39.17 ЗК РФ заявление истца с приложенными документами было возвращено, в связи с непредставлением документов, предусмотренных подп.23 пункта 2 ст.39.6 ЗК РФ.

Административный истец считает данное письмо отказом Администрации г.Пензы в предоставлении ему земельного участка в аренду, полагает его незаконным, указывая на то, что им при подаче заявления была приобщена копия протокола о намерениях/меморандум от 20.06.20219, а также копия паспорта.

Однако, письмо Администрации г. Пензы №4495 от 12.05.2021 на обращение Дмитриева А.О. не является отказом в предоставлении права аренды на спорный земельный участок, а представляет собой ответ на его заявление с указанием на отсутствие необходимых документов для предоставления в аренду земельного участка, указанных в приказе Росреестра от 02.09.2020 №П/0321 (концессионное соглашение), виду чего на основании п. 3. ст. 39.17 ЗК РФ заявление Дмитриева А.О. было возвращено заявителю, а не отказано в предоставлении права аренды на земельный участок.

При этом, суд учитывает, что протокол о намерениях/меморандум от 20.06.2019 г. в силу Федерального закона N 115-ФЗ от 21.07.2015 "О концессионных соглашениях" не является концессионным соглашением.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ от 21.07.2005 года "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В силу ст.10 Федерального закона N 115-ФЗ от 21.07.2005 года "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; 4.1) срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; 5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), размер арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками в течение срока действия концессионного соглашения либо формула расчета размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками исходя из обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения; 6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется; 6.2) размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона; 6.3) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения; 6.4) обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 6.5) объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 10, 11 и 17 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам); 7) иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.

Приложенная к заявлению Дмитриева А.О. копия протокола о намерениях/меморандум от 20.06.2019 г. указанных существенных условий не содержит, в связи с чем, этот протокол не может быть отнесен к концессионному соглашению.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд полагает, что действия ответчика полностью соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов административного истца. При этом суд исходит из того, что Администрацией г. Пензы было обоснованно возвращено заявление административного истца о предоставлении ему земельного участка в аренду без проведения торгов, ввиду непредставления соответствующего документа.

Ссылка в письме на непредставление документа, удостоверяющего личность заявителя, не влечет за собой незаконности возврата заявления, по указанным выше основаниям.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Соответственно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение о удовлетворении заявленных административным истцом требований, судом не установлено.

Поскольку к заявлению Дмитриева А.О. не были приобщены необходимые документы, подтверждающие предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подп.23 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, заявление было возвращено заявителю с указанием причин, оснований для разрешения вопроса о предоставлении земельного участка у административного ответчика не имелось, вследствие чего бездействие отсутствовало.

При таких обстоятельствах, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, не имеется.

Административным ответчиком заявлено о применении срока исковой давности для обращения в суд с настоящим административным иском.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7 статьи 219 КАС РФ).

В материалах дела отсутствует документ, в котором указана дата получения административным истцом письма Администрации г.Пензы от 12.05.2021 г. №4495.

Как следует из материалов дела первоначально административный истец обратился в Ленинский районный суд г.Пензы с административным иском к администрации г.Пензы о признании незаконным отказа в июле 2021, то есть с соблюдением трехмесячного срока с даты вынесения письма Администрации г.Пензы от 12 мая 2021 №4495. Определением судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 30 июля 2021 г. административное исковое заявление было возвращено Дмитриеву А.О., указывая на то, что данный иск подсуден Железнодорожному районную суду г.Пензы. В связи с чем, 26 августа 2021 года истец обратился в настоящим административным иском в Железнодорожный районный суд г.Пензы.

Таким образом, суд полагает, что срок на обращение в суд с административным исковым заявлением административным истцом не пропущен.

Руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Дмитриева Андрея Олеговича к Администрации города Пензы о признании отказа в предоставлении земельного участка, выраженном в письме от 12.05.2021 №4495, незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2021 г.

Судья Макушкина Е.В.