Дело № 2а-1467/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Фоминой Н.Э.,
при секретаре судебного заседания Васильевой Т.Г.,
с участием административного истца Терентьева А.А.,
представителя административного истца адвоката Семёнова Р.П., представившего суду удостоверение -----
представителя административного ответчика Ефейкиной К.В., действующей на основании доверенности № ----- представившей суду диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Терентьева Андрея Алексеевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Чувашской Республики об оспаривании налогового уведомления, возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога,
у с т а н о в и л :
Терентьев А.А. (административный истец) обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Чувашской Республики (административный ответчик) о признании недействительным налогового уведомления № ----- от 04 июля 2018 года в части необходимости уплаты в срок до 3 декабря 2018 года транспортного налога за 2017 года (за 12 месяцев) в сумме 15 300 рублей за автомобиль ------, ----- года выпуска, VIN WDB -----, государственный регистрационный знак ----- RUS и возложении обязанности на ИФНС по г.Чебоксары произвести перерасчет транспортного налога за 2017 год, указав о необходимости уплаты транспортного налога за четыре месяца.
В обоснование заявленных требований указав, что налоговым уведомлением № ----- от 4 июля 2018 года административный истец был уведомлен о необходимости уплатить в срок до 3 декабря 2018 года транспортный налог за 2017 год (за 12 месяцев) в сумме 15300 рублей за автомобиль ------ года выпуска, VIN -----, государственный регистрационный знак -----.
Административный истец указывает, что автомобиль был продан им 9 апреля 2017 года гражданину Рахимову И.Р., в связи с чем снят с учёта 5 сентября 2018 года.
10 сентября 2018 года административный истец обратился в ИФНС России по г.Чебоксары с заявлением о перерасчёте транспортного налога, за 2017 год предоставив налоговой инспекции договор купли - продажи от 9 апреля 2017 года.
Налоговым органом в перерасчете транспортного налога Терентьеву А.А. было отказано. На данное решение административным истцом подана жалоба в вышестоящую налоговую инспекцию, по результатам рассмотрения которой УФНС отказано в ее удовлетворении. Считает, что действия (бездействие) и решения налоговых органов нарушают его права.
Административный истец Терентьев А.А. и представитель административного истца Семенов Р.П., участвуя в судебном заседании, исковые требования поддержали в полном объеме по доводам изложенным в иске и вновь привели их суду. Дополнительно представитель административного истца Семёнов Р.П. указал, что сама по себе регистрация транспортного средства в органах ГИБДД не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.
Представитель административного ответчика Ефейкина К.В., участвуя в судебном заседании, исковые требования не признала. В удовлетоврени иска просила отказать, по основаниям, изложенным в письменном возражении на административное исковое заявление. Дополнительно указав, что до тех пор, пока транспортное средство не снято с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является формальный, а не фактический владелец.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств суде не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) административного ответчика необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Главой 28 Налогового кодекса РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
На территории Чувашской Республики налог установлен и введен в действие Законом Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации».
Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с 08 мая 2015 года по 05 сентября 2018 года Терентьев А.А. являлся собственником транспортного средства ------ года выпуска, VIN -----, государственный регистрационный знак ----- RUS.
10 сентября 2018 года Терентьев А.А. обратился в ИФНС по городу Чебоксары с заявлением о перерасчете транспортного налога за 2017 год в связи с продажей 09 апреля 2017 года автомобиля, являющегося объектом налогообложения, Рахимову И.Р.
03 октября 2018 года ИФНС по городу Чебоксары заявителю сообщено об отсутствии оснований для перерасчета суммы налога в связи с тем, что транспортный налог начислен исходя из данных, представленных регистрирующим органом, согласно которым собственником автомобиля ------ года выпуска, в период с 08 мая 2015 года по 05 сентября 2018 года являлся Терентьев А.А.
12 ноября 2018 года административный истец обжаловал принятое решение в вышестоящий налоговый орган, по результатам рассмотрения жалобы решением заместителя руководителя УФНС по Чувашской Республике от 05 декабря 2018 года № 316 года жалоба Терентьева А.А. оставлена без удовлетворения.
В обоснование принятых решений налоговых органов положено то обстоятельство, что наличие обязанности по уплате транспортного налога обусловлено фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом. Поскольку в 2017 году собственником автомобиля по сведениям ГИБДД значился Терентьев А.А., транспортный налог за спорный период подлежит уплате данным налогоплательщиком.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 предусматривает такую муниципальную услугу, как прекращение регистрации транспортного средства (п. 9).
В подп. 60.4 Регламента конкретизировано, что основанием прекращения регистрации транспортного средства является в том числе заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Из изложенного следует, что при решении вопроса о том, является либо нет транспортное средство объектом налогообложения конкретного налогоплательщика, значимым является выяснение того, зарегистрирован автомобиль за этим налогоплательщиком либо нет.
Как видно из приведенных норм закона, у владельца транспортных средств есть возможность в заявительном порядке прекратить их регистрацию в связи с отчуждением автомобилей.
Вносить или нет изменения в регистрационный учет, налогоплательщик решает самостоятельно, однако не использование им возможности прекращения учета не является основанием для его освобождения от уплаты налога за тот период времени, когда транспортные средства были за ним зарегистрированы.
Таким образом, исходя из данных, представленных ГИБДД МВД по Чувашской Республике, в период с 08 мая 2015 года по 05 сентября 2018 года транспортное средство с регистрационного учета не снято, его владельцем являлся Терентьев А.А. вследствие чего оснований у ИФНС по городу Чебоксары для перерасчета административному истцу транспортного налога за 2017 год в связи с заключением им договора купли-продажи транспортного средства 09 апреля 2017 года, не имелось.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о том, что оспариваемые решения, действия (бездействие) приняты с нарушением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, доказательств нарушения оспариваемыми действиями и решениями прав и законных интересов административного истца не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Терентьева Андрея Алексеевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Чувашской Республики о признании недействительным налогового уведомления № ----- от 04 июля 2018 года в части необходимости уплаты в срок до 3 декабря 2018 года транспортного налога за 2017 год (за 12 месяцев) в сумме 15 300 рублей за автомобиль ------, ----- года выпуска, VIN WDB -----, государственный регистрационный знак ----- RUS и возложении обязанности на ИФНС по г.Чебоксары произвести перерасчет транспортного налога за 2017 год, указав о необходимости уплаты транспортного налога за четыре месяца.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий судья Н.Э.Фомина
Мотивированное решение изготовлено:11.03.2019г.