ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1467/20 от 28.12.2020 Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-1467/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 декабря 2020 года г. Мирный РС (Я)

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при секретаре судебного заседания Макаровой Л.И., с участием истца, представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Поселок Алмазный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения об отказе в установлении вида разрешенного использования земельного участка,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к АМО «Поселок Алмазный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), которым просит признать незаконным отказ в установлении разрешенного вида землепользования для выделенного и утвержденного земельного участка истцу в соответствии с Постановлением от 01.06.2020, обязать административного ответчика установить разрешенный вид землепользования для выделенного и утвержденного земельного участка, исполнить в полном объеме Постановление от 01.06.2020.

Административный иск мотивирован тем, что 01.10.2020 административным истцом был получен ответ от ответчика на заявление, в котором истец просил указать вид разрешенного использования земельного участка, выделенного ему на основании постановления главы АМО «Поселок Алмазный» от 01.06.2020; в ответе за подписью и.о. главы МО ФИО2 было указано, что установить вид разрешенного землепользования невозможно; с чем административный истец не согласен; считает, что действиями административного ответчика нарушаются его права как землепользователя, вследствие чего ему невозможно использовать земельный участок без разрешенного вида землепользования; данное постановление было вынесено во исполнение апелляционного определения от 18.11.2019, в результате действий по принуждению со стороны судебных приставов-исполнителей; согласно п. 2 постановления, ответчик возложил на себя обязательство оформить документы на право землепользования; контроль за исполнением, согласно п. 4 постановления, был возложен на ФИО2, которая и подписала отказ в ответе истца; причиной невозможности установления вида разрешенного землепользования в ответе указано отсутствие документов территориального планирования и градостроительного зонирования территории <адрес>; данная причина указывается в течение более 5 лет, ссылка на отсутствие документов является незаконной и несостоятельной; отсутствие разрешенного вида землепользования не дает возможности административному истцу оформить документы на земельный участок (провести межевание, поставить на кадастровый учет, получить право собственности на земельный участок); своими действиями административный ответчик не исполняет постановление от 01.06.2020, которое сам же и вынес, тем самым злостно уклоняется от исполнения решения суда, формально вынося нормативные документы без намерения исполнить решение суда.

Административный истец ФИО3, его представитель ФИО4 в ходе судебного заседания изложенные в исковом заявлении доводы и требование поддержали.

Представитель административного ответчика АМО «Поселок Алмазный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) ФИО5 с исковыми требованиями не согласилась, указав, что в настоящее время ведутся работы по согласованию документов территориального и градостроительного зонирования территории <адрес>, в связи с вынесенными границами земельных участков со стороны Министерства лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), согласование приостановлено до выяснения категории землепользования и установления зонирования, а также категории земель; в случае установления категории земель на территории <адрес> – «земли лесного фонда», вопрос о присвоении вида разрешенного использования не будет относиться к полномочиям территориального органа – АМО «Поселок Алмазный», учитывая, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; применительно к каждой территориальной зоне установление вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства в пределах населенных пунктов, изменения вида разрешенного использования земельного участка напрямую связано с разработкой и применением материалов территориального планирования, в частности, только собственник земельного участка либо территориальный орган вправе изменить разрешенный вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов. Таким образом, установление вида разрешенного использования данного земельного участка в настоящий момент не представляется возможным.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства по делу, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно подп. 8 пункта 1 Земельного кодекса РФ, к числу основных принципов земельного законодательства относится деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса.

Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 Кодекса.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», решение об установлении вида разрешенного использования принимается органом местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).

Пунктом 4 этой же статьи установлено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

На основании части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В случае, если использование указанных в части 8 указанной статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (часть 10 статьи 36 ГрК РФ).

Как следует из материалов дела, решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12.08.2019 в удовлетворении исковых требований ФИО1 к АМО «Поселок Алмазный» Мирнинского района о признании незаконным и отмене ответа главы АМО «Поселок Алмазный» за от 27.05.2019 и обязании утвердить схему расположения земельного участка отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18.11.2019 решение суда от 12.08.2019 отменено, по делу вынесено новое решение, которым иск ФИО1 к АМО «Поселок Алмазный» об оспаривании решения об отказе в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка удовлетворен, отказ АМО «Поселок Алмазный» в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, признан незаконным, на АМО «Поселок Алмазный» возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11-13).

01.06.2020 АМО «Поселок Алмазный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) вынесено постановление «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории МО «Поселок Алмазный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) ФИО1 (л.д. 10) (во исполнение апелляционного определения от 18.11.2019 и исполнительного производства , которым постановлено: 1. Администрации МО «Поселок Алмазный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (ФИО5): 1.1. Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов; 1.2. Осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет в Филиале федерального кадастрового бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Саха (Якутия); 2. Оформить документы на право землепользования; 3. Постановление действительно в течение 2 лет со дня подписания; 4. Контроль исполнения данного Постановления возложить на заместителя главы АМО «Поселок Алмазный» ФИО6 (л.д. 10).

Согласно сообщению АМО «Поселок Алмазный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) от 01.10.2020 на заявление ФИО1 от 03.09.2020, Постановлением главы АМО «Поселок Алмазный» от 01.06.2020 ч. 1 п. 1.1 установлена категория земель населенных пунктов. Вид разрешенного использования – это установленное в публичном порядке допустимое функциональное использование земельного участка существующих и возводимых на нем капитальных объектов, т.е. тот вид деятельности, для ведения которой может использоваться земельный участок и размещенные на нем объекты недвижимости. Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации; в п. 7 ст. 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ, границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. В связи с отсутствием документов территориального планирования и градостроительного зонирования территории <адрес> установление вида разрешенного использования невозможно (л.д. 9).

Согласно выписке из ЕГРП от 21.12.2016, ФИО1, <дата> г.р., является собственником объекта недвижимости - конторы, расположенной по адресу: <адрес>, документы основания: договор купли-продажи недвижимого имущества от 01.2.2016, дата и номер государственной регистрации: 21.12.2016 .

В обоснование своих доводов административным ответчиком к материалам дела представлены следующие документы: копия письма Управления архитектуры и градостроительства АМО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) от 10.12.2020, которым в рамках гарантийных обязательств по исполнению контракта «Выполнение работ по разработке предложений и рекомендаций по нормативно-правовому обеспечению и совершенствованию системы управления развитием МО «Поселок Алмазный» Управление просит внести изменения в генеральный план <адрес> по замечаниям Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 26.11.2020 (полученный ответ на запрос от 17.02.2020); так как завершить работу согласительной комиссии до устранения замечаний не представляется возможным, разработанный документ до сих пор не утвержден и находится в стадии рассмотрения документов согласительной комиссией во ФГИС ТП, просит оперативно внести сведения по включаемым в границы населенного пункта лесам Мирнинского лесничества с указанием их координат, квартала и выдела (л.д. 32); к письму прилагаются письма от 26.11.2020 , 29.09.2019 , 13.01.2020 , выкопировка из карты границ лесничеств (л.д. 33-43).

Судом установлено и не опровергнуто допустимыми и относимыми законодательством доказательствами, что административный истец ФИО1 является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>; объект недвижимости – Контора, назначение – нежилое; во исполнение апелляционного определения от 18.11.2019 АМО «Поселок Алмазный» 01.06.2020 вынесено постановление , которым постановлено утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РС(Я), <адрес>, из земель населенных пунктов, осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет, оформить документы на право землепользования; вид разрешенного использования земельного участка не установлен в связи с отсутствием документов территориального планирования и градостроительного зонирования территории <адрес>.

В силу вышеизложенного и установленного, судом принимаются во внимание доводы административного ответчика о том, что установление вида разрешенного использования данного земельного участка в настоящий момент не представляется возможным, т.к. ведутся работы по согласованию документов территориального и градостроительного зонирования территории <адрес>, в связи с вынесенными границами земельных участков со стороны Министерства лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), согласование приостановлено до выяснения категории землепользования и установления зонирования, а также категории земель. Приобщенные к материалам дела документы-доказательства (письма УАиГ АМО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) от 10.12.2020, Федерального агентства Лесного хозяйства (Рослесхоз) от 12.12.2019,. Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 26.11.2020, 20.09.2019) подтверждают вышеуказанное обстоятельство. Итоговое решение об установлении вида разрешенного использования или об отказе в предоставлении такого разрешения принимается главой местной администрации, судебный орган не вправе предрешать существо данного решения, которое должно быть принято на основании соответствующих рекомендаций комиссии, составленных по результатам заключения о результатах публичных слушаний, а также обязывать органы государственной власти и местного самоуправления совершать какие-либо действия, направленные на установление либо изменение вида разрешенного использования земельного участка. Изменение разрешенного использования земельного участка, а равно и установление вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке недопустимо, учитывая, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми лицами, указанными в п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ, независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, последние могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

При таком положении, принимая во внимание изложенные и установленные по делу обстоятельства, правовых оснований для удовлетворения требования административного истца не имеется, нарушений норм действующего законодательства административным ответчиком не усматривается, в подтверждение доказательств материалы дела не содержат. В данном случае оснований для признания незаконным отказа в установлении вида разрешенного использования земельного участка за отсутствием достаточных и относимых доказательств не имеется, обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав истца конкретными действиями и решением об отказе в установлении вида разрешенного использования земельного участка, не установлено, то есть совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца отсутствует. Согласно фактически установленным обстоятельствам, неисполнение требований действующего законодательства не связано с бездействием или решением ответчика, а обусловлено с не завершением работ по согласованию документов территориального и градостроительного зонирования территории <адрес>, в связи с вынесенными границами земельных участков со стороны Министерства лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), согласование которой приостановлено до выяснения категории землепользования и установления зонирования, а также категории земель; при этом судом учитывается, что в случае установления категории земель на территории <адрес> как «земли лесного фонда», вопрос о присвоении вида разрешенного использования не будет относиться к полномочиям административного ответчика как территориального органа.

Исходя из содержания позиции Верховного Суда Российской Федерации, а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, решение, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Между тем совокупность вышеуказанных условий для удовлетворения требований административного истца ФИО7 судом не установлены, материалы дела не содержат.

Таким образом, не достижение администрацией МО, в том числе результата по вынесенному постановлению, не свидетельствует об их полном бездействии, отсутствие положительного результата по исполнению распоряжения, а также исполнительного документа не может служить основанием для безусловной констатации факта бездействия муниципального образования, действия которого зависит от предусмотренных законодательством действий третьих лиц.

Совокупность вышеуказанных условий для удовлетворения требований стороны истца достаточными доказательствами по делу не установлены, т.к. решение по делу может быть принято лишь в отношении конкретного действия, либо бездействия, которое до рассмотрения дела судом имеет место или не прекращено, отсутствие же неправомерного действия или бездействия (постановления) не может выступать предметом непосредственного судебного контроля.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования «Поселок Алмазный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения об отказе в установлении вида разрешенного использования земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 22.01.2021 г.

Председательствующий Иванова С.Ж.